Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Вывод. Внеклассная работа представляет собой составную часть учебно-воспитательной работы школы, организацию педагогом различных видов деятельности обучающихся во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности каждого обучающегося. Введение внеурочной деятельности обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися.
В работах М.П. Лапчика, И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера, В.В. Малева отмечается, что методическая система обучения информатике представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.
Общие цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.
По мнению В.В. Малева, внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, направленной на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения каждым обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Д.М. Златопольский отмечает, что внеклассная работа имеет своей целью привитие интереса к учебе, углубление знаний обучающихся в области наиболее перспективных направлений информатики.
Внеклассная работа по информатике, как считает В.И. Кудинова, дает возможность одним учащимся преодолевать барьер в общении с компьютером, другим – в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях, используя для этого компьютер как техническое средство. Это и является, по мнению автора, основной целью работы по информатике во внеурочное время.
Обобщение точек зрения различных авторов показывает, что изучение курса информатики в школе, включая внеклассную работу по информатике, должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель заключается в освоении обучающимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у школьников навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная цель заключается в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Кроме того, внеклассная работа по информатике, являясь составной частью воспитательной работы в школе, направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Рассмотрим точки зрения различных авторов на круг задач, которые могут быть реализованы с помощью внеклассной работы.
Вся внеклассная работа сводится, как считает В.И. Кудинова, как правило, к решению следующих задач:
1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету, привить понятие о компьютере, как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.
2. Повысить интерес, увлечь школьников предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.
3. Стимулировать поисково-познавательную деятельность.
4. Научить работать в коллективе.
5. Сократить расстояние в общении между педагогом и учеником.
Для достижения поставленных целей внеклассной работы должны решаться следующие задачи:
1. Усовершенствование у обучающихся знаний по информатике, выходящих за рамки школьной программы.
2. Развитие навыков быстрого освоения и грамотного использования готового системного и прикладного программного обеспечения.
3. Формирование необходимых навыков разработки простейших программ.
4. Работа по профориентации обучающихся;
В.С. Радион перечисляет следующие основные воспитательные цели внеклассной работы по информатике:
- развить у обучающихся бережное отношение к технике и соблюдение правил техники безопасности при работе за компьютером и в различных жизненных ситуациях в целом;
-
научить рациональному
- развить у обучающихся чувство собственного достоинства и уверенности в своих знаниях;
- сформировать у обучающихся стремление достичь результата в своей учебной деятельности и в жизни в целом через знания и упорный труд.
Важное значение во внеклассной работе имеет нравственное воспитание, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы выработать у школьников сознательное отношение к общественному долгу, сделать единство слова и дела повседневной нормой поведения.
Наиболее полно раскрывает рассматриваемые задачи В.В. Малев. По мнению автора, внеклассная работа направлена на решение следующих задач:
1. Формирование у обучающегося положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.
3. Формирование у обучающегося потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности,
4. Формирование у обучающегося в соответствии с его индивидуальными наклонностями интереса к различным видам деятельности, необходимых умений и навыков.
5. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения.
6. Развитие у обучающихся познавательного интереса. Эта задача связана и с решением такой важной задачи, как выбор школьниками в процессе внеклассной работы профессии и подготовкой их к труду.
7. Организация свободного времени обучающихся. Очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия бесконтрольного проведения подростками свободного времени.
Указанные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы, которые служат достижению ее основной цели. При этом следует учитывать, что в реальной педагогической работе эти задачи конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с планированием и проведением общешкольной внеучебной работы и пр.
Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции:
- обучающую (во внеклассной работе эта функция является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций; но внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания школьников при сохранении обязательного учебного плана);
- воспитательную (обучение определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.);
- развивающую (заключающаяся в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов школьников через включение их в соответствующую деятельность).
Исходя из особенностей внеклассной работы, приведем основные требования к данному виду деятельности.
Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов:
- Принцип целевой установки требует четкого планирования учебно-воспитательных задач, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проведенной работы.
- Принцип связи внеклассной работы с жизнью, трудом, практикой. В процессе проведения внеклассной работы формирование ученического коллектива и личности каждого обучающегося должно проходить под влиянием действительности, при активном участии в общественной жизни. В связи с этим внеклассная работа должна иметь общественно полезную направленность.
- Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса означает, прежде всего, органическое соединение учебной и внеклассной работы. Данный принцип способствует реализации дидактических принципов научности, доступности и наглядности обучения, связи теории и практики.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив вытекает непосредственно из целей обучения и воспитания, так как только в коллективе личность получает возможность всестороннего развития своих задатков. Внеклассная работа дает широкие возможности для постоянного участия обучающихся в различной коллективной деятельности, которую следует организовывать с учетом законов формирования коллектива и уже достигнутого уровня его развития. При этом, чем выше уровень развития коллектива, тем больше самостоятельности предоставляется самим школьникам.
- Принцип развития активности и самодеятельности. Внеклассная работа уже по самой своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности. Это может быть самостоятельное решение трудных и нестандартных задач, подготовка и чтение старшеклассниками докладов и сообщений; работа над специальной, научно-популярной и справочной литературой, выполнение творческих проектов и т.д. В данной деятельности старшеклассники могут добровольно выбирать себе занятие, участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого обучающегося. Важно учитывать, что старшеклассники – это уже будущие студенты высших и средних специальных учебных заведений, работники различных отраслей производства и сферы услуг. В этом возрасте обучающиеся уже достигают физической и моральной зрелости, значительно возрастают возможности старшеклассников в физическом и умственном труде. Все это позволяет предъявлять к старшим школьникам высокие требования, давать возможность самостоятельно организовать свою полезную деятельность в свободное время. У старшеклассников происходит выбор жизненного пути, и потому необходима активизация внеклассной деятельности по их профессиональной ориентации.
- Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет взаимоотношения учителей и обучающихся в процессе внеклассной работы, позволяет выявить те увлечения и интересы школьников, в которых наиболее полно проявляются их положительные качества. В процессе внеклассной работы, педагог обязан считаться с интересами и мнением учащихся, уважать их самостоятельность. В то же время, обучающиеся во внеклассной работе обязаны подчиняться правилам поведения и установленному порядку, так как свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней не должны вести к неорганизованности. Требовательность предполагает контроль со стороны педагога за работой обучающихся, оценку их деятельности.
В целом системная внеклассная работа позволяет наиболее способным обучающимся, проявляющим интерес к информатике:
- лучше овладеть компьютерными технологиями и эффективно использовать их в учебном процессе;
- лучше овладеть таким фундаментальным понятием как «алгоритм» и эффективно изучать программирование – одну из самых интересных и сложных областей интеллектуальной деятельности человека, что в конечном итоге приведет к формированию логико-алгоритмического мышления обучающихся на довольно высоком уровне, а также позволит старшеклассникам определить свои склонности и направления будущей учебы и профессиональной деятельности;
- получить прочные базовые знания, умения и навыки, так как многие изученные темы будут закреплены в базовом курсе информатики;
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах