Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

     Вывод. Внеклассная работа представляет собой составную часть учебно-воспитательной работы школы, организацию педагогом различных видов деятельности обучающихся во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности каждого обучающегося. Введение внеурочной деятельности обучающихся  увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися.

    1.2. Цель и задачи внеклассной работы по информатике в старших классах

 

     В работах М.П. Лапчика, И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера, В.В. Малева отмечается, что методическая система обучения информатике представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.

     Общие цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.

     По мнению В.В. Малева, внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе,  направленной на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения каждым обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

     Д.М. Златопольский отмечает, что внеклассная работа имеет своей целью привитие интереса к учебе, углубление знаний обучающихся в области наиболее перспективных направлений информатики.

     Внеклассная работа по информатике, как считает В.И. Кудинова,  дает возможность одним учащимся преодолевать барьер в общении с компьютером, другим – в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях, используя для этого компьютер как техническое средство. Это и является, по мнению автора, основной целью работы по информатике во внеурочное время.

     Обобщение точек зрения различных авторов показывает, что изучение курса информатики в школе, включая внеклассную работу по информатике, должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель заключается в освоении обучающимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у школьников  навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная цель заключается в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

     Кроме того, внеклассная работа по информатике, являясь составной частью воспитательной работы в школе, направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

     Рассмотрим  точки зрения различных авторов  на круг задач, которые могут быть реализованы с помощью внеклассной работы.

     Вся внеклассная работа  сводится, как считает В.И. Кудинова, как правило, к решению следующих задач:

     1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету, привить понятие о компьютере, как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.

     2. Повысить интерес, увлечь школьников предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.

     3. Стимулировать поисково-познавательную деятельность.

     4.  Научить работать в коллективе.

     5. Сократить расстояние в общении между педагогом и учеником.

     Для достижения поставленных целей внеклассной работы должны решаться следующие задачи:

     1. Усовершенствование у обучающихся знаний по информатике, выходящих за рамки школьной программы.

     2. Развитие навыков быстрого освоения и грамотного использования готового системного и прикладного программного обеспечения.

     3. Формирование необходимых навыков разработки простейших программ.

     4.   Работа по профориентации обучающихся;

     В.С. Радион перечисляет следующие основные воспитательные цели внеклассной работы по информатике:

     - развить у обучающихся бережное отношение к технике  и соблюдение правил техники безопасности при работе за компьютером и в различных жизненных ситуациях в целом;

     - научить рациональному планированию  своего времени (учебного, рабочего, свободного);

     - развить у обучающихся чувство собственного достоинства и уверенности в своих знаниях;

     - сформировать у обучающихся стремление достичь результата в своей учебной деятельности и в жизни в целом через знания  и упорный труд.

          Важное значение во внеклассной работе имеет нравственное воспитание, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы выработать у школьников сознательное отношение к общественному долгу,  сделать единство слова и дела повседневной нормой поведения.

         Наиболее полно раскрывает рассматриваемые задачи В.В. Малев. По мнению автора, внеклассная работа направлена на решение следующих задач:

     1. Формирование у обучающегося положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:

     а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

     б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

     в) чувством собственной значимости.

     2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.

     3. Формирование у обучающегося потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности,

     4.  Формирование у обучающегося в соответствии с его индивидуальными наклонностями интереса к различным видам деятельности, необходимых умений и навыков.

     5. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения.

     6.   Развитие у обучающихся познавательного интереса. Эта задача связана и с решением такой важной задачи, как  выбор школьниками в процессе внеклассной работы профессии и подготовкой их к труду.

     7. Организация свободного времени обучающихся. Очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия бесконтрольного проведения подростками свободного времени.

     Указанные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы, которые служат достижению ее основной цели. При этом следует учитывать, что в реальной педагогической работе эти задачи конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с планированием и проведением общешкольной внеучебной работы и пр.

     Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции:

     - обучающую (во внеклассной работе эта функция является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций; но внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания школьников  при сохранении обязательного учебного плана);

     - воспитательную (обучение определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.);

         - развивающую (заключающаяся в выявлении и развитии индивидуальных способностей,  склонностей и интересов школьников  через включение их в соответствующую деятельность).

     Исходя  из особенностей внеклассной работы, приведем основные требования к данному виду деятельности.

     Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов:

     - Принцип целевой установки требует четкого планирования учебно-воспитательных задач, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проведенной работы.

     -  Принцип связи внеклассной работы с жизнью, трудом, практикой. В процессе проведения внеклассной работы формирование ученического коллектива и личности каждого обучающегося должно проходить под влиянием действительности, при активном участии в общественной жизни. В связи с этим внеклассная работа должна иметь общественно полезную направленность.

     - Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса означает, прежде всего, органическое соединение учебной и внеклассной работы. Данный принцип способствует реализации дидактических принципов научности, доступности и наглядности обучения, связи теории и практики.

     -  Принцип воспитания в коллективе и через коллектив вытекает непосредственно из целей обучения и воспитания, так как только в коллективе личность получает возможность всестороннего развития своих задатков. Внеклассная работа дает широкие возможности для постоянного участия обучающихся в различной коллективной деятельности, которую следует организовывать с учетом законов формирования коллектива и уже достигнутого уровня его развития.  При этом, чем выше уровень развития коллектива, тем больше самостоятельности предоставляется самим школьникам.

     - Принцип развития активности и самодеятельности. Внеклассная работа уже по самой своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности. Это может быть самостоятельное решение трудных и нестандартных задач,  подготовка и чтение старшеклассниками докладов и сообщений;  работа над специальной,  научно-популярной и справочной литературой, выполнение творческих проектов и т.д. В данной деятельности старшеклассники могут добровольно выбирать себе занятие, участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного.

     -       Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого обучающегося. Важно учитывать, что старшеклассники – это уже будущие студенты высших и средних специальных учебных заведений,  работники различных отраслей производства и сферы услуг.  В этом возрасте  обучающиеся уже достигают физической и моральной зрелости,  значительно возрастают  возможности старшеклассников в физическом и умственном труде. Все это  позволяет предъявлять к старшим школьникам высокие требования, давать возможность самостоятельно организовать свою полезную деятельность в свободное время. У старшеклассников происходит выбор жизненного пути, и потому необходима активизация внеклассной деятельности по их профессиональной ориентации.

     - Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет взаимоотношения учителей и обучающихся в процессе внеклассной работы, позволяет выявить те увлечения и интересы школьников, в которых наиболее полно проявляются их положительные качества. В процессе внеклассной работы, педагог обязан считаться с интересами и мнением учащихся,  уважать их самостоятельность.  В то же время, обучающиеся во внеклассной работе обязаны подчиняться правилам поведения и установленному порядку, так как свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней не должны вести к неорганизованности. Требовательность  предполагает контроль со стороны педагога за работой обучающихся, оценку их деятельности.

     В целом системная внеклассная  работа позволяет наиболее способным  обучающимся, проявляющим интерес к информатике:

     - лучше овладеть компьютерными технологиями и эффективно  использовать их в учебном процессе;

     - лучше овладеть таким фундаментальным понятием как «алгоритм» и эффективно изучать программирование – одну из самых интересных и сложных областей интеллектуальной деятельности человека, что в  конечном итоге приведет к формированию логико-алгоритмического мышления обучающихся на довольно высоком уровне, а также позволит старшеклассникам определить свои склонности и направления будущей учебы и профессиональной деятельности;

     - получить прочные базовые знания, умения и навыки, так как  многие изученные темы будут закреплены в базовом курсе информатики;

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах