Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования.doc

— 532.00 Кб (Скачать)

     5. Волков, Б.С. Возрастная психология: Учебное пособие. Кн.1 / Б.С. Волков. – М.: Академия Проект, 2005. – 208 с.

     6. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М: Академия Проект, 2002. – 265 с.

     7. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 1993. - 145 с.

     8. Котко, А.Н. Индивидуализация воспитанников / А.Н. Котко.  – Минск: Народная Асвета, 1999. – 67с.

     9. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общие и возрастные особенности: Учебное пособие. 2- изд. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная Асвета, 2000. – 432 с.

     10. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ, 2001. – 384 с.

     11. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.

     12. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под редакцией А.В. Петровского.- М.: Просвещение,1986. - 464 с.

     13. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Экзаменационные ответы / С.И. Самыгин, С.А. Сущенко, О.А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.  – 381 с.

     14.  Панько, Е.А. Воспитаттель детского сада / Е.А. Панько. – Минск: Народная асвета, 1998. – 174 с.

     15. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - Еврознак, 2005. – 416 с.

     16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – СПб: Питер Ком, 1999. – 705 с.

     17. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М: Издательство МГУ, 1983. – 284 с.

     18. Уманец, Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. - С. 20 – 21.

     19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М: Академия, 2008. – 368 с.

     20. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд. / В.В. Мироненко. – М, 1987. - 447с.

     21. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М: Наука, 1977. – 144 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
                   

     Анализ речи воспитателя. 

                             Таблица 1.

     Вопросы
1.      Сколько раз за занятие он хвалил и вообще поощрял детей, группу или кого-либо одного?
2.      Сколько раз высказывал недовольство или  порицание?
3.      Равномерно  ли они распределялись или кому то «пироги и пышки», а кому-то «синяки  и шишки»?
4.      Сколько вопросов было задано группе или отдельным  детям?
5.      Сколько было отдано приказов и прямых указаний?
6.      Сколько вопросов по существу занятий было задано детьми воспитателю?
7.      Сколько раз дети отвечали по собственной  инициативе, а не  по требованию воспитателя?
8.      Сколько раз дети поднимали руки на вопросы  воспитателя?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

     Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки. 

       Игра «Мое имя». Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

       Ведущий задает вопросы; дети  по кругу отвечают.

     - Тебе нравится твое имя?

     - Хотел бы ты, чтобы тебя звали  по-другому? Как?

       При затруднении в ответах  ведущий называет ласкательные  производные от имени ребенка,  а тот выбирает наиболее ему  понравившееся.

     Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

       Игра «Связующая нить». Цель. Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

       Игра «Возьми и передай». Цель. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

     Дети  встают в круг, берутся за руки, смотрят  друг другу в глаза и мимикой  передают радостное настроение, добрую улыбку.

       Игра «Настроение». Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

       Игра «На что похоже настроение?» Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

       Игра «Комплименты». Цели. Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

       Упражнение на развитие мимических  движений: поднять брови, опустить  брови, нахмурить брови, сдвинуть  и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

       Упражнение «Назови и покажи». Цель. Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

       Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

       Этюд «Ласка» Цель. Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

       Игра «Сказочная шкатулка» Цель. Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

       Игра «Принц и принцесса» Цель. Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

       Дети стоят в кругу. В центр  ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
 

     Игры, для формирования  и поддержания  у дошкольника адекватной самооценки 

     "Имя" Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.

     "Проигрывание  ситуаций" Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

     -- Ты участвовал в соревновании  и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

     -- Мама принесла 3 апельсина, тебе  и сестре (брату), как ты поделишь  их? Почему?

     -- Ребята из твоей группы в  д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

     "Жмурки" Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

     "Зеркало" В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника