Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования.doc

— 532.00 Кб (Скачать)
 
 
 

     Определение уровня формирования самооценки дошкольника 

                           Таблица 3.7

     Вопросы для беседы      Настя      Рома 
1. Как ты думаешь, какой (ая) ты – хороший, плохой или средний? Почему ты так думаешь? Хорошая.

Я знаю.

Хороший.
2. Кто по-твоему думает о тебе (оценивает тебя) так  же, как и ты? Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант ответа: «А мама тоже считает тебя хорошим, плохим, средним и т.д. Мама, папа, дедушка, воспитатель, сестра и т.д.) почему ты так думаешь? Мама говорит хорошая, бабушка, воспитатель. Мама, папа, бабушка. Говорят я молодец.
3. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? Иногда  мама, говорит я веду себя плохо. Иногда  мама с папой, что я их не слушаюсь.
4. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится? Когда я рисую, играю, одеваюсь. Как я  умею играть в футбол, я хорошо играю  и умею.
5. Что тебе не нравится в себе, еще что? Почему? Плохо себя веду, не слушаюсь. Наверно когда балуюсь.
6. Что воспитателю  нравится в тебе? Почему ты так думаешь? Помогаю, слушаюсь, хорошо играю, выполняю задания. Поведение хорошее, я ее слушаюсь.
7. Что воспитателю  не нравится в тебе? Почему ты так  думаешь? Когда не сплю, не слушаю на занятии, балуюсь. Я иногда ее не слушаюсь, иногда не балуюсь на занятии.
8. За  что воспитатель тебя хвалит? Когда я все правильно делаю, помогаю  убирать игрушки.  За то, что я не дерусь, играю интересно.
9. За  что воспитатель тебя ругает, наказывает? Ругает  иногда, если балуюсь, и ее не слушаюсь. Балуюсь.
 
 
 

     Выявление отношения детей к воспитателю 

                                Таблица 3.8 

     вопросы      Настя      Рома 
1. Любишь ли ты ходить в детский сад? Да. Да.
2. Какой воспитатель? Хорошая. Хорошая.
3. Что тебе в ней нравиться? Она хорошая, помогает мне. Мы  с ней играем в разные игры.
4. Что не нравиться? Ругает, когда не хочу выполнять задания. Ругает, когда обижаю девочек.

     Анализ  результатов исследования влияния педагогического взаимодействия на самооценку старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:

     1.Воспитатель в большей степени стал использовать демократический стиль общения. В ходе наблюдения было выявлено, что демократический стиль – 27 баллов, авторитарный – 8 балла (см. табл. 3.5). Старается  использовать игровые приемы на занятиях, общителен, все время находится во взаимодействии с детьми, доброжелателен. Ставит себя на место ребенка, смотрит на его проблему его глазами.

     2. Воспитатель уделял особому внимание педагогической оценке, стал следить, как он оценивает детей, какие использует оценки. Старается использовать стимулирующие оценки, объясняет почему так нельзя делать, лучше как поступить. Часто создает ситуации, где ребенку можно объяснить, какова оценка этого действия. Если у ребенка не получается какое-то действие, успокаивает ребенка, помогает ему. Если же использует отрицательную оценку, объясняет сразу же, за что он ее получил, 

     3. Повторное наблюдение за воспитателем во время занятия и игровой деятельности показывает, что воспитатель разговаривает с детьми доверительным тоном, использует объяснения, задает много вопросов детям, усвоил ли он, понятно ребенку, о чем говорят. Тон разговора бывает, ласков и строг, старается заинтересовать ребенка. Поддерживал и поощрял детей словами. Иногда использовал наставления, были и недовольства. Но в основном воспитатель сдерживал себя, старался избегать приказов. Дети на занятии были активные, свободны в действиях, улыбались и старались.

     3. Данные таблиц 3.7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень самооценки испытуемых детей повысился. Оценки со стороны взрослых воспринимаются детьми адекватно, понимают, что оценка дана справедлива. Дети стали решительнее, их принимают в игры, даже предлагают главную роль.

     Кроме того, заметно изменилось отношение детей воспитателю (Табл. 3.8). дети стали чаще задавать воспитателю вопросы, рассказывать о семье, радуются с ним успехами, просят о помощи.   

           Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня самооценки старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен. Дети в детском саду стали увереннее, общительнее, активнее.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ 
 

     Педагогам необходимо знать и помнить, что все взаимодействие воспитателя и ребенка, его оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка.

       Для достижения более адекватной  самооценки педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

       Следует подчеркнуть, что в  любом возрасте поощрение более  эффективно, чем порицание. Запрещение  или порицание должно заканчиваться  положительным образцом действий.

     Детям старшего дошкольного возраста нужно  обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.

       Поддержка проявлений самостоятельности  – это важное условие формирования  адекватной самооценки детей  старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка  и элементарного планирования, стремление  к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.

     Уважение  к ребенку, бережное отношение к  его личности лежит в основе стратегии  позитивного оценивания. Использование  этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

     Улыбка, похвала, одобрение – все это  примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ

       
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Сопоставляя результаты исследования  с выдвинутой предварительно  рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы  удалось реализовать.

       Мною были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

     Самооценка рассматривается и как важное условие и средство становления таких итоговых образований самосознания как "Я" (или образ "Я") и Я-концепция, которые также играют важную роль в жизнедеятельности человека.

     Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного  возраста и развивается в старшем  дошкольном возрасте по основным направлениям:

      - возрастает число качеств личности  и видов деятельности, которое  оценивает ребенок;

      - самооценка от общей переходит  к дифференцированной;

      - возникает оценка себя во  времени, проявляющаяся в указаниях  на будущее.

     В основе личностного взаимодействия лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремлении к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок стремится к совпадению своего отношения и оценки окружающего оценкой и отношением взрослого). Именно общение, содержание, по мнению психологов, является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.

       Было определено, что педагогическое взаимодействие воспитателя, т.е. его стиль общения, педагогическая оценка, типы, функции и их особенности, его влияния на дошкольника. Оценка может быть эффективной и наоборот.

     Полученные  факты подтвердили предположение  о том, что существует определенная зависимость развития самооценки дошкольника  от педагогического взаимодействия воспитателя.

     Для развития адекватной самооценки у детей  старшего дошкольного возраста в дальнейшем необходимо положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, доверие к ребенку, упражнения для повышения уровня самооценки дошкольника, эффективное и стимулирующая оценка педагогом ребенка – все это способствует повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

     При организации и проведении исследования были определены уровни развития самооценки. После чего были подобраны специальные  методики, упражнения для повышения уровня самооценки, проводилась работа с педагогами.

     Как показало повторное исследования после  формирующего эксперимента было выявлено, что тех  детей  с заниженной самооценкой    (именно это было определено по поведению в детском саду и в общении с педагогом в повседневной жизни детского сада, поэтому корректирующая работа велась в этом направлении), самооценка их повысилась, стали более увереннее и в общении и в поведении.

     Таким образом, мною была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния педагогического взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г.  Ананьев. – М., 1980. – 119 с.

     2.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

     3.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 1979. №2. – 56 с.

     4. Васина, Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина: Школьные технологии. М., 2006. № 5. – 146 – 149 с.

Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника