Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58
Результат наблюдения А: при наблюдении за воспитателем старшей группы была использована таблица, по которой определялись некоторые качества воспитателя, а именно стиль общения. Как себя ведет, общается необходимо оценить по пятибалльной системе.
В ходе наблюдения было выявлено, что демократический стиль – 16 баллов, авторитарный – 23 балла.
Из
этого следует, что воспитатель
больше склонен к авторитарному
стилю общения, но может быть демократичен
с детьми. Бывает доброжелателен, но
главное на занятии - добиться цели, а
интересно детям или нет, не важно. Поторапливает
детей. В игровой деятельности. Дети часто
представлены самим себе. Иногда стиль
общения меняется, в зависимости от настроения,
количества нагрузки. Можно сказать, что
воспитатель не замечает, что ребенок
хочет, как он играет, получается у ребенка
какое-нибудь действие или нет. Но с детьми
вежлив, раскрыт, показывает себя таким,
какой он есть, иногда ставит себя другом
для ребенка.
Наблюдение
Б.
Цель: проанализировать речь воспитателя на занятиях.
Результат наблюдения Б: воспитатель начинает свое занятия с фразы: « у нас сейчас занятия по рисованию, берите карандаши будем рисовать дерево». Видно как обыкновенно и не интересно для детей начинает занятие воспитатель. Хвалил детей, когда дети быстро рисовали или справлялись сами. В основном хвалил тех кто рисовал красиво, у кого не получалось, делал ему замечание, указывал. Недоволен был когда у ребенка не получалось и ребенок просил ему помочь нарисовать. Указаний воспитатель давал много.
Занятие
воспитатель проводил не интересно.
Дети были малоактивны на занятии, хотели
поскорее нарисовать и пойти играть.
Наблюдение
В.
Цель: как оценивает воспитатель деятельность детей, какие использует оценки (Табл. 3.2).
№ | Эффективное оценивание | Исполь
зует |
Неэффективное оценивание | Исполь
зует |
1. | Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка. | + | Склонен отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка. | + |
2. | Положительную оценку использует постоянно | Положительную оценку редко, то случая к случаю. | + | |
3. | Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной деятельности. | Положительная оценка дается в общих чертах, не выделяются ее критерии. | + | |
4. | Замечает даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение. | Достижения ребенка оцениваются с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения. | + | |
5. | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.) | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности ради похвалы, награды и т.п.) | + | |
6. | Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов. | Поощряя результат ребенка (группы), не отмечает их значимость. | + | |
7. | Применяет
опережающую положительную |
+ | Применяет опережающую негативную оценку. | |
8. | Оценивая, стремится к оптимизации его положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения. | Не
оценивает положительно с целью
оптимизации его положения |
+ | |
9. | Оценка ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития» | Оценка ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями, без учета его «зоны ближайшего развития», его усилий. | + | |
10. | Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения проблемы мирным путем, справедливо. | + | При решении конфликтов не вникает в его суть, воздействует силой, криком, наказывает правых и виноватых | |
11. | При отрицательной оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом. | + | Высказывает отрицательную оценку, переходит на личность в целом. |
Результат
наблюдения В: по таблице видно, что воспитатель
в большей степени неэффективно оценивает
деятельность детей. Хвалит только видимый
результат, чаще использует ориентирующие
оценки. Наказывая за проступок, чаще
не указывает на него. Хвалит чаще хороших
детей, даже если не за что. Но может как
отрицательно, так и положительно оценивать
деятельность ребенка. Разрешает конфликты,
наказывает справедливо.
БЕСЕДА
Беседа
проводилась с детьми старшего дошкольного
возраста, индивидуально, при беседе с
детьми, была создана спокойная и доверительная
атмосфера.
Беседа А.
Цель беседы: выявить уровень формирования самооценки дошкольника (самооценка ребенка (общая и дифференцированная), ее связь с оценками взрослого). Ответы детей фиксировались в тетради, они указаны в таблице 3.3
Вопросы для беседы (вопросник составлен Т.В. Драгуновой):
Таблица 3.3
№ | Настя | Паша | Полина | Андрей | Рома | Илья |
1. | Средняя. Нормальная. | Хороший. Слушаюсь родных. | Отличная. Потому что называют художником, рисовать умею красиво, я люблю себя так называть. | Отличный.
Мама не ругает. |
Средний. | Хороший, слушаюсь взрослых, веду себя хорошо. |
2. | мама говорит хорошая, воспитатель – я плохая. | Мама, папа, бабушка, дедушка. Говорят. | Мама, папа, дедушка, бабушка, сестра. Так говорят мне. | Папа, я его слушаюсь. Помогаю ему. | Мама. Она меня ругает. | Все знакомые. Они любят меня. |
3. | Мама, потому что балуюсь, воспитатель говорит, что я не слушаюсь. | Не помню. | Подружка. Она говорит наоборот: «Ничего ты не умеешь». | Брат. Не дает играть. | Папа. Ругает. Друг – все время ругаемся. | Друг. Говорит мне. |
4. | Красиво одеваюсь, играю. | Занимаюсь дома, умею плавать. Слушаюсь. | Все нравится. Я рисую красиво, пою, всегда права, потому что хвалят. | Я красивый. | Одеваюсь хорошо, выполняю задания, поручения. | Поведение, слушаюсь. |
5. | Плохо себя веду, не слушаюсь. | Иногда бываю не прав. | Все нравится. | Ничего. | Не знаю. | Иногда обманываю, не выполняю некоторые просьбы, бывает что балуюсь. |
6. | Когда ее слушаюсь. | Когда сплю, слушаюсь. | Как я рисую, что ее слушаюсь. | Поведение. | Поведение хорошее. | Иногда веду себя не правильно. |
7. | Что я ничего не хочу делать. | Когда не слушаюсь. | Поведение, когда себя чуть-чуть плохо веду. | Плохо сплю. | Я иногда ее не слушаюсь, плохо что-то делаю, неправильно. | Все нравится. Мало ругает. |
8. | Когда я все правильно делаю. | Когда веду себя хорошо. | За то что все правильно выполняю. | За хорошее поведение. | Когда я хороший. | Выполняю все задания и просьбы. |
9. | Играю плохо. | Она меня ругает за плохое поведение. | Когда дерусь. | Когда ее не слушаюсь, и делаю не то, что надо. | Дерусь с детьми. За собой не убираю игрушки. | Ругает если не слушаюсь. |
Результаты беседы А: в ходе беседы было выявлено, что дети себя оценивают по-разному, у двоих детей – завышенная самооценка, у Полины и Андрея. У двоих мальчиков, у Ильи и Паши – адекватная самооценка, и у Насти и Ромы – заниженная.
Полина и Андрей себя оценивают высоко, считают себя красивыми, умными, умелыми. Хотя воспитатель их и наказывает и ругает за поведение или по- другому поводу, на развитие самооценки влияет в основном семья. По ответам детей видно, что хвалят их дома всегда положительно, хвалят и по пустякам. Поэтому для Полины общение воспитателя на ее самооценку не сильно влияют. Тем более Полина еще совсем недавно ходит в этот детский сад. Когда воспитатель делал Полине замечание, она исправлялась, но с упорством. Хотя замечено, что когда воспитатель делает ему замечание справедливо, он обижается и сидит на месте, т.е. он не привык к справедливым замечаниям. Здесь у обоих детей на оценку влияет семья.
У Паши и Ильи – самооценка адекватная. Они все воспринимают правильно, понимают, за что их хвалят, а за что ругают. Относятся к оцениванию себя взрослыми спокойно. Не стараются ради похвалы, а понимают, что так надо, т.е. их учили так взрослые «что такое хорошо, что такое плохо», взрослые использовали эффективное оценивание. Семья здесь играет главную роль, или заложила «фундамент». Поэтому дети стараются себя вести хорошо, выполнять задания. Не обижаются на воспитателя, когда их наказывают, понимают, что справедливо.
Результаты беседы показали, что у Насти и Ромы самооценка занижена. Они не считают себя хорошими, даже не могли четко сказать. В беседе были нерешительны. Путались в вопросах. Настя считала себя нехорошей, потому что все время вела себя неправильно, и она привыкла, то, что ее все время ругают. Конечно, она обижается. Я считаю, что воспитатель здесь может найти подход, изменить ее поведение, отношение к себе.
Рома – мальчик стеснительный, отвечал скромно, не мог определиться в ответах. Видно, что на его самооценку особенно важную роль играет семья. Воспитатель здесь на втором месте. Старается выполнять поручения воспитателя, боится, что у него получится неправильно.
Дополнительно было проведено наблюдение за Настей и Ромой во время игровой и изобразительной деятельностью, для более точного выявления уровня самооценки.
Результаты
наблюдения показали, что дети обижались,
если их не брали в игру, играли одни, чуть
не плакали. Рома боялся рисовать, сидел,
ждал даже не начиная, просил помочь. Настя
не знала во что ей поиграть, если что-то
не получалось, бросала. Старались угадать,
доволен ли им взрослый.
Беседа
Б
Цель:
определить отношение детей к воспитателю
и к детскому саду.(табл. 3.4)
Вопросы к таблице 3.4
Таблица 3.4
№ | Настя | Паша | Полина | Андрей | Илья | Рома |
1. | Нет. | Люблю. | Иногда люблю. | Иногда люблю, иногда нет. | Да. | Нет. Хочу с папой ездить на работу. |
2. | Не знаю. | Хорошая. | Хороший и смешной. | Хорошая. Не знаю. | Хороший. | Плохая. |
3. | Как одевается. | Не знаю. | Она все знает. | Умная. | Красивая. | Прическа. |
4. | Наказывает, ругает. | За то, что иногда ругает. | Когда делает замечание. | Много ругает. | Ну, низнаю. | Кричит. |
Результат
беседы Б. по ответам детей видно как
они относятся к воспитателю. Настя и Рома
ответили, что не любят бывать в детском
саду. К воспитателю относятся отрицательно.
Результаты констатирующего эксперимента:
Были собраны результаты исследования: это наблюдение за воспитателем на занятии; как общается с детьми; какую использует речь, какие оценки. Также были проведены беседы, с целью определения уровня развития самооценки старших дошкольников, отношение детей к воспитателю.
В ходе наблюдения А,Б,В был определен стиль воспитателя – склоняется к авторитарному стилю, речь воспитателя – больше похож на тон учителя, а не воспитателя, чаще неэффективно оценивает детей.
В ходе беседы с детьми был выявлен уровень развития самооценки детей: 2 ребенка – завышенная самооценка (в этом случае на развитие самооценки больше оказывает семья), 2 ребенка – адекватная самооценка, 2 ребенка – занижена, здесь как семья, так и воспитатели оказывают влияние на развитие самооценки.
Чтобы
доказать, что на развитие самооценки
детей влияет воспитатель, а именно
его взаимодействие с ребенком (общение,
речь, оценки и т.д.), будет проводиться
формирующий эксперимент и
3.2.
Формирующий эксперимент.
Целью формирующего педагогического эксперимента является повышение уровня самооценки детей.
Задачи формирующего эксперимента:
1)
разработать комплекс
2) улучшить уровень педагогического взаимодействия воспитателя старшей группы.
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 12 апреля по 30 сентября 2010 г . с детьми с заниженной самооценкой.
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников – я опирались на следующие источники:
Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника