Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования.doc

— 532.00 Кб (Скачать)

     Результаты  диагностики дошкольников экспериментальной  группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие задачи.

     Так как в ходе констатирующего эксперимента были выявлены 2 детей с заниженной самооценкой, отношение детей к воспитателю, также попустительское отношение воспитателя в развитии и воспитании к данным детям, позволило предположить следующее: что для повышение уровня самооценки детей, необходимо изменить подход воспитателя к детям. Использовать больше демократический стиль общения, речь должна быть более содержательная и интересная, доверительная как на занятии, так и в повседневной жизни; быть более к ним внимательнее, общительнее, войти к ребенку в доверие. Узнать причину такого поведения детей. Также необходимо изменить социометрический статус детей в группе, вовлекать этих детей в игры с другими детьми.

     Поэтому первым этапом в формировании адекватной самооценки будет работа с воспитателем.

     Было  проведено анкетирование, где воспитатель мог узнать себя со стороны поближе оценить свои качества, отношение к детям, что позволило в дальнейшем поработать над собой.

     Также проведена беседа с воспитателем, о развитии самооценки дошкольника, влияние разных факторов на самооценку дошкольника, последствия заниженной самооценки дошкольника. В беседе большое внимание уделялось общению воспитателя с детьми, оцениванию воспитателем детей, также индивидуальный подход в воспитании. Мы побеседовали о детях, Насте и Роме, какие они в лице воспитателя. Со своей стороны я назвала детей, у которых уровень развития самооценки занижен, что необходимо попробовать сформировать адекватную самооценку дошкольников.

     Далее нами был разработан план по формированию адекватного формирования самооценки у Насти и Ромы.

  1. Использовать на занятии и в повседневной жизни демократический стиль общения. (Конечно, стиль общения воспитателя трудно изменить, здесь и влияет характер, темперамент человека, также отношение к детям.)
  2. Больше общаться с детьми, попробовать стать другом.
  3. Помощь в возникшей проблеме или трудности у детей.
  4. Использовать эффективные оценки, стимулирующие, чаще положительные.
  5. Вовлекать в детские игры, коллективы, давать проявить себя среди других детей.
  6. Развивать способности.
  7. Организовать мероприятия, где воспитатель покажет себя с хорошей стороны, заинтересует детей.
  8. Взаимодействие с семьей.

     Основные  направления в работе воспитателя в формировании адекватной самооценки дошкольников – это стратегия позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.

  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).
  3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5. Выражение уверенности того, что у ребенка все получиться.

     Для формирования правильного представления  детей о себе и способности адекватно оценивать самого себя мною с помощью источников были сформулированы для воспитателя ряд рекомендаций.

       Общие рекомендации по формированию  адекватной самооценки и правильных  представлений о себе у детей  старшего дошкольного возраста были предложены воспитателю следующие:

       1) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

       2) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

      4) Развитие способности анализировать  свои переживания и результаты  своих действий и поступков.  Всегда положительно оценивая  личность ребенка, необходимо  вместе с ним оценивать результаты  его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

     Для повышения уровня самооценки у детей с заниженной самооценкой воспитателем были проведены небольшие игры, упражнений и этюды, направленные на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (прилож. 2).

      Так же были подобраны и проведены игры, которые помогли больше узнать детей, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку (прилож. 3).

     Были также и организованы воспитателем подвижные и сюжетно-ролевые игры, где дети с заниженной самооценкой проявляли свои личностные качества, способности. Главная цель организации игровой деятельности – это чтобы ребенок чувствовал себя свободным, открытым, веселым, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

     Задача  воспитателя заключалась и в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого воспитателем были составлены представление о самооценке и уровне притязаний ребенка, для этого воспитатель использовал наблюдение.

       Развитие адекватного уровня  самооценки в процессе взаимодействия  с ребенком воспитатель осуществлял постоянно. Воспитатель может предложить ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени должно повлиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

     Необходимо  учить детей справляться со своими трудностями, разрешать самостоятельно конфликты, понимать, что его наказали справедливо и учиться не обижаться на других, находить правильное решение. 
 
 
 
 

  • 3.3. Контрольный эксперимент. 
  •      Цель  контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса  мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня самооценки старших дошкольников.

         Контрольный эксперимент проводился с 25 по 30 сентября 2010г .

         Для определения эффективности проделанной  работы и подтверждения гипотезы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, только с детьми уровень развития самооценки, которых был занижен.

                    Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3.5; 3.6; 3.7; 3.8 

               Определение стиля педагогического  общения воспитателя

                                                                                                                                             Таблица 3.5 

         Демократический стиль общения балл      Авторитарный  стиль общения балл
    Доброжелателен. Держится ободряюще. 4 Недоброжелателен 1
    Заинтересован, активен, выкладывается. 4 Безразличен, «себе на уме» 1
    Стимулирует инициативу, допускает выражения  собственного мнения, свободное поведение учащихся. 3 Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем. 2
    Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки. 5 Думает  только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало  держаться за свою социальную роль.  
    Динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты. 3 Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы. 1
    Вежлив  и приветлив с детьми, уважает  их достоинство, индивидуализирует  общение с разными учащимися. 3 Общается  только «сверху вниз», одинаково  со всеми, не дифференцируя  своего общения. 1
    Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают. 2 Все видит  только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают. 1
    Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе». 3 Пассивен, пускает общение на самотек. 1
    27 баллов        8 баллов  
     

                         

           Оценивание  деятельности детей  воспитателем                        Таблица 3.6 

    Эффективное оценивание      Исполь

         зует

         
         Неэффективное оценивание      Исполь

         зует

         
    1. Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка.      + Склонен   отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка.       
    2. Положительную оценку использует постоянно      + Положительную оценку редко, то случая к случаю.       
    3. Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной  деятельности.      + Положительная оценка дается в общих чертах, не выделяются ее критерии.       
    4. Замечает  даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение.      + Достижения  ребенка оцениваются с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения.       
    5. Воздействует  на мотивационную сферу детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.)      + Воздействует  на мотивационную сферу детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его  интерес к деятельности  ради похвалы, награды и т.п.)      +
    6. Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов.      + Поощряя результат ребенка (группы),  не отмечает их значимость.       
    7. Применяет опережающую положительную оценку.      + Применяет опережающую негативную оценку.       
    8. Оценивая, стремится к оптимизации его  положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения.      + Не  оценивает положительно с целью  оптимизации его положения среди  сверстников, оценка дается без учета  социометрического статуса ребенка.       
         9. Оценка  ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития»        Оценка  ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями,  без  учета его «зоны  ближайшего развития», его усилий.      +
         10. Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения проблемы мирным путем, справедливо.      + При решении  конфликтов не вникает в его суть, воздействует силой, криком, наказывает  правых и виноватых       
         11. При отрицательной  оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом.      + Высказывает отрицательную оценку, переходит  на личность в целом.       

    Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника