Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие задачи.
Так как в ходе констатирующего эксперимента были выявлены 2 детей с заниженной самооценкой, отношение детей к воспитателю, также попустительское отношение воспитателя в развитии и воспитании к данным детям, позволило предположить следующее: что для повышение уровня самооценки детей, необходимо изменить подход воспитателя к детям. Использовать больше демократический стиль общения, речь должна быть более содержательная и интересная, доверительная как на занятии, так и в повседневной жизни; быть более к ним внимательнее, общительнее, войти к ребенку в доверие. Узнать причину такого поведения детей. Также необходимо изменить социометрический статус детей в группе, вовлекать этих детей в игры с другими детьми.
Поэтому первым этапом в формировании адекватной самооценки будет работа с воспитателем.
Было проведено анкетирование, где воспитатель мог узнать себя со стороны поближе оценить свои качества, отношение к детям, что позволило в дальнейшем поработать над собой.
Также проведена беседа с воспитателем, о развитии самооценки дошкольника, влияние разных факторов на самооценку дошкольника, последствия заниженной самооценки дошкольника. В беседе большое внимание уделялось общению воспитателя с детьми, оцениванию воспитателем детей, также индивидуальный подход в воспитании. Мы побеседовали о детях, Насте и Роме, какие они в лице воспитателя. Со своей стороны я назвала детей, у которых уровень развития самооценки занижен, что необходимо попробовать сформировать адекватную самооценку дошкольников.
Далее нами был разработан план по формированию адекватного формирования самооценки у Насти и Ромы.
Основные направления в работе воспитателя в формировании адекватной самооценки дошкольников – это стратегия позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.
Для формирования правильного представления детей о себе и способности адекватно оценивать самого себя мною с помощью источников были сформулированы для воспитателя ряд рекомендаций.
Общие рекомендации по
1) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
2) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4) Развитие способности
Для повышения уровня самооценки у детей с заниженной самооценкой воспитателем были проведены небольшие игры, упражнений и этюды, направленные на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (прилож. 2).
Так же были подобраны и проведены игры, которые помогли больше узнать детей, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку (прилож. 3).
Были также и организованы воспитателем подвижные и сюжетно-ролевые игры, где дети с заниженной самооценкой проявляли свои личностные качества, способности. Главная цель организации игровой деятельности – это чтобы ребенок чувствовал себя свободным, открытым, веселым, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Задача воспитателя заключалась и в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого воспитателем были составлены представление о самооценке и уровне притязаний ребенка, для этого воспитатель использовал наблюдение.
Развитие адекватного уровня
самооценки в процессе
Необходимо
учить детей справляться со своими
трудностями, разрешать самостоятельно
конфликты, понимать, что его наказали
справедливо и учиться не обижаться на
других, находить правильное решение.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня самооценки старших дошкольников.
Контрольный эксперимент проводился с 25 по 30 сентября 2010г .
Для
определения эффективности
Результаты контрольного эксперимента
представлены в таблицах 3.5; 3.6; 3.7; 3.8
Определение стиля педагогического общения воспитателя
Демократический стиль общения | балл | Авторитарный стиль общения | балл |
Доброжелателен. Держится ободряюще. | 4 | Недоброжелателен | 1 |
Заинтересован, активен, выкладывается. | 4 | Безразличен, «себе на уме» | 1 |
Стимулирует инициативу, допускает выражения собственного мнения, свободное поведение учащихся. | 3 | Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем. | 2 |
Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки. | 5 | Думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль. | |
Динамичен
и гибок в общении, легко схватывает
и разрешает возникающие |
3 | Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы. | 1 |
Вежлив и приветлив с детьми, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися. | 3 | Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения. | 1 |
Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают. | 2 | Все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают. | 1 |
Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе». | 3 | Пассивен, пускает общение на самотек. | 1 |
27 баллов | 8 баллов |
Оценивание
деятельности детей
воспитателем
№ | Эффективное оценивание | Исполь
зует |
Неэффективное оценивание | Исполь
зует |
1. | Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка. | + | Склонен отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка. | |
2. | Положительную оценку использует постоянно | + | Положительную оценку редко, то случая к случаю. | |
3. | Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной деятельности. | + | Положительная оценка дается в общих чертах, не выделяются ее критерии. | |
4. | Замечает даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение. | + | Достижения ребенка оцениваются с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения. | |
5. | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.) | + | Воздействует на мотивационную сферу детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности ради похвалы, награды и т.п.) | + |
6. | Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов. | + | Поощряя результат ребенка (группы), не отмечает их значимость. | |
7. | Применяет
опережающую положительную |
+ | Применяет опережающую негативную оценку. | |
8. | Оценивая, стремится к оптимизации его положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения. | + | Не
оценивает положительно с целью
оптимизации его положения |
|
9. | Оценка ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития» | Оценка ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями, без учета его «зоны ближайшего развития», его усилий. | + | |
10. | Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения проблемы мирным путем, справедливо. | + | При решении конфликтов не вникает в его суть, воздействует силой, криком, наказывает правых и виноватых | |
11. | При отрицательной оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом. | + | Высказывает отрицательную оценку, переходит на личность в целом. |
Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника