Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования.doc

— 532.00 Кб (Скачать)

     Оценивая детей, педагоги порой дают им и предвосхищающую оценку — как положительную, так и отрицательную.

     Использование подобных положительных предвосхищающих оценок, выражающих надежду на воспитанника, вселяет в него уверенность в свои силы, вызывает желание совершать поступки, действия, одобряемые взрослым, повышает их результативность.

     Предвосхищающая же отрицательная оценка, пронизанная пессимизмом в отношении возможностей, положительных качеств ребенка, оказывает противоположное, негативное воздействие на него.

     Характер педагогической оценки, ее содержание, формы, способы играют существенную роль в эффективности педагогической деятельности.

     Как же помочь ребенку сформировать самооценку, Я-концепцию, стимулирующую его активность, поддерживающую веру в свои силы, дающую возможность достигнуть более высокой ступени в его развитии, достижениях?

     Поскольку основные факторы в их развитии — взаимодействие с окружающим и собственная деятельность ребенка, на них и следует обратить особое внимание.

     Формированию положительной самооценки и Я-концеп-ции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

     Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.

     А. И. Силвестру с детьми, недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальные индивидуальные и совместные занятия по обучению их прыжкам в длину. При этом сверстник-напарник подбирался так, что уступал испытуемому в умении прыгать, но не унывал от этого, что укрепляло у "пессимиста" веру в себя, в свою способность чем-то превосходить других детей. С каждой парой детей проводилось по 16 занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом занимал доброжелательную позицию по отношению к детям — хвалил, одобрял, эмоционально поддерживал их.

     После преобразующих занятий было получено 84 % точных ответов детей о своих прыжках (по сравнению с 36 % до них), исчезли случаи недооценки показателей сво до них), исчезли случаи недооценки показателей своих прыжков, а 16 % испытуемых дали завышенную оценку, чего не наблюдалось до специального обучения. Кроме того, полученные в исследовании результаты дали основание А. И. Силвестру сделать вывод о том, что успех ребенка в отдельной конкретной деятельности способен внести определенные коррективы в общее его представление о себе [14, с. 90 – 110].

     Детям старшего дошкольного возраста нужно  обязательно давать возможность  реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.

       Поэтому педагогам необходимо помогать ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, оказывать помощь в его осуществлении.

       Отметим, что старший дошкольник  ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих  замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

     Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного  возраста необходимо в равной степени  отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

     Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий [19, с. 299, 300].

     В воспитании дошкольника часто мы оцениваем поступки детей. Кого-то хвалим, а кого-то ругаем. Общение педагога, его оценка влияет на ребенка: будет ли ребенок стараться или же наоборот, ребенок будет равнодушен к занятиям, другой продуктивной деятельности, захочет он придти завтра в детский сад?  Уверенность в положительном отношении педагога, его доброжелательности при оценивании необходима не только шестилетним ученикам, но и, конечно же, в еще большей степени тем, кто пока не переступил порог школы — дошкольникам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 
 

     Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев, если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым свои способности.

     Оценочная деятельность требует от взрослого  умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.

     Уважение  к ребенку, бережное отношение к  его личности лежит в основе стратегии  позитивного оценивания. Использование  этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения  детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

       Улыбка, похвала, одобрение –  все это примеры положительного  подкрепления, они ведут к повышению  самооценки, создают позитивный образ Я.

     Формированию положительной самооценки и Я-концеп-ции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

     Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.

     Педагогам необходимо знать и помнить, что  все оценочные воздействия взрослого  влияют на становление самостоятельности  и самооценки ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА 
 

     Для подтверждения гипотезы, а именно: действительно, педагогическое взаимодействие воспитателя влияет на самооценку дошкольника, были проведены исследования.

     Данное  исследование проводилось в ГУО  «Колосовский УПК детский сад – средняя школа Крупского района» в агрогородке Замки, с апреля 2010г. по октябрь 2010 года. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, количество исследуемых составляло 6 детей (2 девочки и 4 мальчика). Так как в данную группу детского сада входят дети разного возраста (от 4,5 – 6 лет), были отобраны дети старшего дошкольного возраста.

     В соответствии с целью, перед исследованием  были поставлены следующие задачи:

     1. На основе теоретического анализа,  определить основные теоретические подходы к проблеме самооценки дошкольника в зарубежной и отечественной психологии,  сущность понятия самооценка и особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.

     2. Раскрыть особенности педагогического  взаимодействия в системе дошкольного  учреждения.

     3. Выявить условия формирования  адекватной самооценки дошкольника  в  педагогическом взаимодействии.

     4. Подобрать и применить комплекс  методик, приемов и методов для исследования влияния педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника.

     В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление стиля  общения воспитателя, уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки в системе педагогического взаимодействия.

       Для более комплексного исследования проблемы педагогического взаимодействия, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе исследования выступали констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, где были использованы метод наблюдения, беседа.

     Для решения поставленных задач, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для этого были выбраны методы: наблюдение, беседа.  
 
 
 
 

     3.1. Констатирующий эксперимент. 

     В ходе констатирующего эксперимента необходимо определить влияние педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.

     Констатирующий  эксперимент проходил в несколько  этапов:

     1) наблюдение за воспитателями.

     Задачи:

     выявить особенности педагогического взаимодействия воспитателя старшей группы;

     определить стиль педагогического общения, характер педагогического оценивания.

     2) беседа с дошкольниками старших  и средних групп.

     Задачи: определить уровень развития самооценки старших дошкольников, отношения  детей к воспитателю.  

    НАБЛЮДЕНИЕ 

     Для определения стиля общения воспитателя использовался метод наблюдения. По  данной программе использовалась таблица с характерными признаки демократического и авторитарного стилей; таблица с вопросами для анализа речи воспитателя (Табл. П. 1.1); таблица, по которой определялось, какие использовал педагог оценки на занятии чаще.  
 

    Наблюдение  А. 

     Цель: определить стиль педагогического общения воспитателя и сопоставить его с инициативой детей на занятиях. Проверить предположение, что при демократическом стиле общения дети инициативнее на занятиях.

     Необходимо  охарактеризовать поведение воспитателя на занятиях по пятибалльной системе (Табл. 3.1).

                                                                 Таблица 3.1

     Демократический стиль общения      балл      Авторитарный  стиль общения балл
Доброжелателен. Держится ободряюще. 3 Недоброжелателен 2
Заинтересован, активен, выкладывается. 2 Безразличен, «себе на уме» 3
Стимулирует инициативу, допускает выражения  собственного мнения, свободное поведение  учащихся. 2 Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем. 3
Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки. 4 Думает  только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало  держаться за свою социальную роль. 1
Динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты. 2 Негибок, не видит проблем и не умеет  заметить намечающие проблемы. 3
Вежлив  и приветлив с детьми, уважает  их достоинство, индивидуализирует  общение с разными учащимися. 2 Общается  только «сверху вниз», одинаково  со всеми, не дифференцируя  своего общения. 2
Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его  глазами, создает чувство, что его  правильно понимают. 1 Все видит  только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают.      4
Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе». 0 Пассивен, пускает общение на самотек.      5

Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника