Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58
Оценивая детей, педагоги порой дают им и предвосхищающую оценку — как положительную, так и отрицательную.
Использование подобных положительных предвосхищающих оценок, выражающих надежду на воспитанника, вселяет в него уверенность в свои силы, вызывает желание совершать поступки, действия, одобряемые взрослым, повышает их результативность.
Предвосхищающая же отрицательная оценка, пронизанная пессимизмом в отношении возможностей, положительных качеств ребенка, оказывает противоположное, негативное воздействие на него.
Характер педагогической оценки, ее содержание, формы, способы играют существенную роль в эффективности педагогической деятельности.
Как же помочь ребенку сформировать самооценку, Я-концепцию, стимулирующую его активность, поддерживающую веру в свои силы, дающую возможность достигнуть более высокой ступени в его развитии, достижениях?
Поскольку основные факторы в их развитии — взаимодействие с окружающим и собственная деятельность ребенка, на них и следует обратить особое внимание.
Формированию положительной самооценки и Я-концеп-ции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.
Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.
А. И. Силвестру с детьми, недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальные индивидуальные и совместные занятия по обучению их прыжкам в длину. При этом сверстник-напарник подбирался так, что уступал испытуемому в умении прыгать, но не унывал от этого, что укрепляло у "пессимиста" веру в себя, в свою способность чем-то превосходить других детей. С каждой парой детей проводилось по 16 занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом занимал доброжелательную позицию по отношению к детям — хвалил, одобрял, эмоционально поддерживал их.
После преобразующих занятий было получено 84 % точных ответов детей о своих прыжках (по сравнению с 36 % до них), исчезли случаи недооценки показателей сво до них), исчезли случаи недооценки показателей своих прыжков, а 16 % испытуемых дали завышенную оценку, чего не наблюдалось до специального обучения. Кроме того, полученные в исследовании результаты дали основание А. И. Силвестру сделать вывод о том, что успех ребенка в отдельной конкретной деятельности способен внести определенные коррективы в общее его представление о себе [14, с. 90 – 110].
Детям старшего дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.
Поэтому педагогам необходимо помогать ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, оказывать помощь в его осуществлении.
Отметим, что старший
Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий [19, с. 299, 300].
В
воспитании дошкольника часто мы оцениваем
поступки детей. Кого-то хвалим, а кого-то
ругаем. Общение педагога, его оценка влияет
на ребенка: будет ли ребенок стараться
или же наоборот, ребенок будет равнодушен
к занятиям, другой продуктивной деятельности,
захочет он придти завтра в детский сад?
Уверенность в положительном отношении
педагога, его доброжелательности при
оценивании необходима не только шестилетним
ученикам, но и, конечно же, в еще большей
степени тем, кто пока не переступил порог
школы — дошкольникам.
ВЫВОД
ПО II ГЛАВЕ
Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев, если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым свои способности.
Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.
Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Улыбка, похвала, одобрение –
все это примеры
Формированию положительной самооценки и Я-концеп-ции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.
Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.
Педагогам
необходимо знать и помнить, что
все оценочные воздействия
ГЛАВА
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ
НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА
Для подтверждения гипотезы, а именно: действительно, педагогическое взаимодействие воспитателя влияет на самооценку дошкольника, были проведены исследования.
Данное исследование проводилось в ГУО «Колосовский УПК детский сад – средняя школа Крупского района» в агрогородке Замки, с апреля 2010г. по октябрь 2010 года. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, количество исследуемых составляло 6 детей (2 девочки и 4 мальчика). Так как в данную группу детского сада входят дети разного возраста (от 4,5 – 6 лет), были отобраны дети старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1.
На основе теоретического
2.
Раскрыть особенности
3.
Выявить условия формирования
адекватной самооценки
4.
Подобрать и применить
В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление стиля общения воспитателя, уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки в системе педагогического взаимодействия.
Для более комплексного исследования проблемы педагогического взаимодействия, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе исследования выступали констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, где были использованы метод наблюдения, беседа.
Для
решения поставленных задач, были проведены
констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты. Для этого были выбраны
методы: наблюдение, беседа.
3.1.
Констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента необходимо определить влияние педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Констатирующий эксперимент проходил в несколько этапов:
1) наблюдение за воспитателями.
Задачи:
выявить
особенности педагогического
определить стиль педагогического общения, характер педагогического оценивания.
2)
беседа с дошкольниками
Задачи:
определить уровень развития самооценки
старших дошкольников, отношения
детей к воспитателю.
НАБЛЮДЕНИЕ
Для
определения стиля общения воспитателя
использовался метод наблюдения. По
данной программе использовалась таблица
с характерными признаки демократического
и авторитарного стилей; таблица с вопросами
для анализа речи воспитателя (Табл. П.
1.1); таблица, по которой определялось,
какие использовал педагог оценки на занятии
чаще.
Наблюдение
А.
Цель: определить стиль педагогического общения воспитателя и сопоставить его с инициативой детей на занятиях. Проверить предположение, что при демократическом стиле общения дети инициативнее на занятиях.
Необходимо охарактеризовать поведение воспитателя на занятиях по пятибалльной системе (Табл. 3.1).
Демократический стиль общения | балл | Авторитарный стиль общения | балл |
Доброжелателен. Держится ободряюще. | 3 | Недоброжелателен | 2 |
Заинтересован, активен, выкладывается. | 2 | Безразличен, «себе на уме» | 3 |
Стимулирует инициативу, допускает выражения собственного мнения, свободное поведение учащихся. | 2 | Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры, одергивает и все время держит ребят под жестким контролем. | 3 |
Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки. | 4 | Думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль. | 1 |
Динамичен
и гибок в общении, легко схватывает
и разрешает возникающие |
2 | Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы. | 3 |
Вежлив и приветлив с детьми, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися. | 2 | Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения. | 2 |
Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают. | 1 | Все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущения, что его не понимают. | 4 |
Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе». | 0 | Пассивен, пускает общение на самотек. | 5 |
Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника