Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
Разлился родничок,
Золотой рожок,
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
Спев песню, девочки боком перепрыгивают
через «родничок» на другую сторону. При
этом мешают друг другу, придерживают,
стараясь столкнуть в «воду». Кто из них
коснется «воды» - из игры выбывает.
Приложение 6
В птицы
Играющие, сев в кружок, называются каждый какой-нибудь птицей. Водящий говорит:
- Села.
Другой спрашивает:
- Где?
- На веточке.
- Полетела.
- Кто полетела?
- Канарейка.
- Куда полетела?
- К жаворонку.
Диалог повторяется, начинает
его «жаворонок». Если
Коршун
Выбирается «коршун».
Играющие встают в круг, ведут хоровод и поют:
Коршун, коршун, колесом
Твои детки за лесом
Пить, есть просят,
Работать не могут.
Я их кормила,
Я их поила,
Спать уложила,
Рогожкой накрыла.
«Коршун» стоит в середине круга и копает землю. Его спрашивают:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
«Коршун» отвечает:
- Ямочку рою.
- Зачем тебе ямочка?
- Копеечку ищу.
- Зачем тебе копеечка?
- Иголочку да ниточку куплю.
- Зачем иголочка?
- Мешок сшить.
- Зачем мешок?
- Камушки класть.
- Зачем тебе камушки?
- В твоих детей бросать.
Все разбегаются. «Коршун» их ловит.
Приложение 7.
Верба – вербочка
Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Её ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики».
Дети проходят в них,
Канарейка – (имя девочки).
Соловейка – (имя мальчика).
Люди спросят: «Кто такой?»
(Имя девочки) скажет: «Милый мой».
В конце девочка и мальчик
танцуют.
Дед
Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:
- Здравствуй, дед!
«Дед» отвечает:
- Здравствуйте, дети! Где вы были?
- На работе,
- Что делали?
Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Ребята ведут хоровод и поют про свою работу:
У нас серпы-то золотые,
А мы работники-то молодые!
Время жито жать.
Или какое-нибудь из следующих действий:
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепями молотить.
У печи сушить,
Тесто месить,
Пирогами всех кормить.
Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет.
Пойманный становится новым «дедом».
Приложение 8.
Береза
Двое водящих берутся за руки, став лицом друг к другу, а остальные играющие по очереди становятся между их руками. При этом ставшего между руками водящих спрашивают: «К розе или березе?», что означает – к ангелу(розе) или нечистому(березе). Ответившего «проверяют», то есть водящие кладут его к себе на руки и трясут. Если он при этом улыбнется, его ставят на сторону «нечистых», даже если он раньше и говорил «к розе», и наоборот. Если же при тряске он не улыбнется, то его ставят на сторону ангела, хотя бы он раньше и говорил «к березе».
Затем
прошедшие на сторону «розы»
становятся в два ряда, сквозь
которые прогоняются «нечистые»
Игры с яйцами
Чьё яйцо дольше покрутится?
Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.
Катание яиц с горки
Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.
Бой яйцами
Играющие
произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!»
Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьется
или даст трещину, выбывает из игры.
Приложение 9.
В круги
Выбирается водящий.
Играющие образуют круг. В центре
с закрытыми глазами стоит
водящий. Играющие ходят
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает
у всех головы. Тот, кого он верно назовет
по имени, идет в круг.
Отгадывание
Выбирается водящий. Он в свою очередь выбирает одного из играющих и, закрыв ему руками глаза, поворачивает в разные стороны. Затем валит его на землю лицом вниз, не открывая ему глаз. Положенный таким образом должен угадать, куда он «летит» (например, к лесу, к деревне и т.п.). При этом играющие приговаривают:
Катай-катай каравай.
Куда твоей головой?
К лесу-малесу,
В огород залезу,
Гряды ископаю,
Тычник изломаю,
Куда твоей головой?
Положенный говорит, например: «К лесу».Если
положенный отгадает правильно, его освобождают,
а на его место становится следующий и
т.д.
Приложение 10.
Венок
Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота.
Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
Березка девочек кричала, к себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гуляти,
Зеленые веночки заплетати.
- Мы тебя, березка, не согнем,
На тебе веночки мы завьем.
- Як вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веночек завьюсь,
Завивайте веночки зеленые,
Будьте весь год веселые.
Играющие, которые образуют ворота, кидают
кому-нибудь на голову венок и командуют:
«Венок - венок, спрячься в теремок». И
тут же участник игры, который получил
венок, убегает и прячет его. Затем все
идут искать венок. Кто первый найдет венок,
забирает его себе.
Водяной
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий – «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка – водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь», - и приседают,
а «водяной» с закрытыми глазами идет
в любую сторону, стараясь кого-нибудь
поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной»
старается узнать, кого он поймал: ощупывает
голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного,
то становится на его место, а пойманный
и узнанный становится «водяным». Если
пойманного «водяной» не узнал, то он еще
раз выполняет эту роль.
Приложение 11.
Чепуха
Выбирается водящий. Каждый играющий загадывает другому играющему какой – либо предмет. Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:
- Чем ты сегодня умывался?
- Лаптем.
- На чем летал?
- На метле.
- Что ты утром съел?
- Башмак.
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников