Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

          Разлился родничок,

          Золотой рожок,

          У-ух!

          Разлился ключевой,

          Белый, снеговой,

          У-ух!

          По мхам, по болотам,

          По гнилым колодам,

           У-ух!

     Спев песню, девочки боком перепрыгивают через «родничок» на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из них коснется «воды» - из игры выбывает.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  6

В птицы

     Играющие, сев в кружок, называются  каждый какой-нибудь птицей. Водящий  говорит:

     - Села.

     Другой спрашивает:

     - Где?

     - На веточке.

     - Полетела.

     - Кто полетела?

     - Канарейка.

    - Куда полетела?

     - К жаворонку.

     Диалог повторяется, начинает  его «жаворонок». Если играющий  прослушает свое название, с него  берут фант. 

Коршун

     Выбирается «коршун».

     Играющие встают в круг, ведут хоровод и поют:

          Коршун, коршун, колесом

          Твои детки за лесом

          Пить, есть просят,

          Работать не могут.

          Я их кормила,

          Я их поила,

          Спать уложила,

          Рогожкой накрыла.

     «Коршун» стоит в середине круга и копает землю. Его спрашивают:

     - Коршун, коршун, что ты делаешь?

     «Коршун» отвечает:

     - Ямочку рою.

     - Зачем тебе ямочка?

     - Копеечку ищу.

     - Зачем тебе копеечка?

     - Иголочку да ниточку куплю.

     - Зачем иголочка?

     - Мешок сшить.

     - Зачем мешок?

     - Камушки класть.

     - Зачем тебе камушки?

     - В твоих детей бросать.

     Все разбегаются. «Коршун» их ловит.  
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 7.

Верба – вербочка

     Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

          Верба, верба, вербочка,

          Вербочка кудрявая,

          Не расти, верба, во ржи,

          Расти, верба, на меже.

          Как во городе царевна

          Посреди круга стоит, 

          Её ветер не берет,

          Канарейка гнездо вьет.

     На слово «вьет» девочка и  мальчик разрывают свои круги  и делают руками «воротики».

     Дети проходят в них, продолжая  припевать:

          Канарейка – (имя девочки).

          Соловейка – (имя мальчика).

          Люди спросят: «Кто такой?»

          (Имя девочки) скажет: «Милый мой».

     В конце девочка и мальчик  танцуют. 

Дед

     Играющие большинством голосов  выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:

     - Здравствуй, дед!

     «Дед» отвечает:

     - Здравствуйте, дети! Где вы были?

     - На работе,

     - Что делали?

     Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Ребята ведут хоровод и поют про свою работу:

          У нас серпы-то золотые,

          А мы работники-то молодые!

          Время жито жать.

     Или какое-нибудь из следующих действий:

          Во снопочки вязать,

          На ток возить,

          Цепями молотить.

          У печи сушить,

          Тесто месить,

          Пирогами всех кормить.

     Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится новым «дедом». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 8.

Береза

     Двое водящих берутся за руки,  став лицом друг к другу, а остальные играющие по очереди становятся между их руками. При этом ставшего между руками водящих спрашивают: «К розе или березе?», что означает – к ангелу(розе) или нечистому(березе). Ответившего «проверяют», то есть водящие кладут его к себе на руки и трясут. Если он при этом улыбнется, его ставят на сторону «нечистых», даже если он раньше и говорил «к розе», и наоборот. Если же при тряске он не улыбнется, то его ставят на сторону ангела, хотя бы он раньше и говорил «к березе».

     Затем  прошедшие на сторону «розы»  становятся в два ряда, сквозь  которые прогоняются «нечистые», а «ангелы» стараются при этом  слегка ударить их по спине. 

Игры  с яйцами

Чьё яйцо дольше покрутится?

     Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

Катание яиц с горки

     Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Бой яйцами

     Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры. 
 
 
 
 
 
 

Приложение 9.

В круги

     Выбирается водящий.

     Играющие образуют круг. В центре  с закрытыми глазами стоит  водящий. Играющие ходят вокруг  него и поют:

          Отгадай, чей голосок,

          Становися во кружок

          И скорей кого-нибудь

          Своей палочкой коснись.

          Отвечай поскорей,

          Отгадать поторопись.

     Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг. 

Отгадывание

     Выбирается водящий. Он в свою очередь выбирает одного из играющих и, закрыв ему руками глаза, поворачивает в разные стороны. Затем валит его на землю лицом вниз, не открывая ему глаз. Положенный таким образом должен угадать, куда он «летит» (например, к лесу, к деревне и т.п.). При этом играющие приговаривают:

          Катай-катай каравай.

          Куда твоей головой?

          К лесу-малесу,

          В огород залезу,

          Гряды ископаю,

          Тычник изломаю,

          Куда твоей головой?

     Положенный говорит, например: «К лесу».Если положенный отгадает правильно, его освобождают, а на его место становится следующий и т.д. 

Приложение 10.

Венок

     Двое играющих берут в руки  венок и поднимают его вверх,  образуя ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

          Березка девочек кричала, к  себе призывала:

          - Идите, девочки, на луг гуляти,

          Зеленые веночки заплетати.

          - Мы тебя, березка, не согнем,

          На тебе веночки мы завьем.

          - Як вам, девушки, сама согнусь,

          Сама в веночек завьюсь,

          Завивайте веночки зеленые,

          Будьте весь год веселые.

     Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок - венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе. 

Водяной

     Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий – «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:

          Дедушка – водяной,

          Что стоишь ты под водой?

          Выйди хоть на час

          И поймай кого из нас!

     Затем произносят: «Ночь», - и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 11.

Чепуха

     Выбирается водящий. Каждый играющий загадывает другому играющему какой – либо предмет. Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:

     - Чем ты сегодня умывался?

     - Лаптем.

     - На чем летал?

     - На метле.

     - Что ты утром съел?

     - Башмак.

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников