Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей
В отечественной педагогике чаще пользуются практическими классификациями: по месту игры (в зале, на площадке и т.д.), по характеру мероприятия (игры для перемен, вечера развлечений и т.д.), по составу воспитанников.
Игра как элемент народной культуры рассматривается не всеми авторами. Мы рассмотрим классификации детских игр, предложенные В.М.Григорьевым «Классификация игр по функциям в воспитании и развитии человека» и С.Новоселовой «Новая классификация детских игр».
При
разработке классификации игр В.М.
Так для физического развития (подвижные, спортивные) еще в Древней Греции имели изумительную по совершенству систему использования – от занятий в гимназиях до Священных Олимпийских игр. В российской системе образования к концу XIX в. были заложены и глубокие научные основы такого использования (П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, К.Д.Ушинский и др.), учитывавший мировой опыт, но подчеркнувшие роль национально – народных игр. Это направление развито многими современными исследователями (Ш.Ахмедов, Л.В.Беляев и др.), при этом неоднократно подчеркнуто, что современный спорт, происходящий от народной игры, не может заменить ее, так как не исчерпывает ее воспитательно – развивающего потенциала, заключенного не только в физической, но и духовно – нравственной культуре, не обладает их гармоничным соединением, столь характерным для народной игры.
Широко признаны генетические, сущностные и формообразующие связи игры с художественной культурой. Одним из каналов взаимосвязей служат игры художественного (эстетического) развития. Они весьма многообразны в соответствии с многообразием взаимосвязями видов искусства (игры с пением, танцевальные, хоровые, игры драматизации и т.д.). К прикладному искусству относятся народная игрушка, широко используемая как народной педагогикой, внешкольным воспитанием, так и рядом школьных систем художественного воспитания.
В целях единой классификации игр В.М.Григорьевым были проанализированы их взаимосвязи с другими видами культуры: интеллектуальной, предметно – трудовой, бытовой, научно – технической, гуманитарной, экологической, правовой и т.д. Во всех случаях были обнаружены, по меньшей мере, две возможности соответствия:
1. Уже ясно существующее, ставшее традиционным соответствие (с трудовой, гуманитарной культурой и др.);
2. Вполне осуществимая его возможность при некоторой переакцентации многогранного содержания игры.
В отличие от узко специализированных средств воспитания (учебные упражнения), игра воздействует обычно разнсторонне, так что род игры определяется не по единственной, а по ведущей из многих ее воспитательных форм и функций. Причем ведущая роль может переходить от одной функции к другой в зависимости от социально – педагогической ситуации. Так, на протяжении последних десятилетий актуализировалась роль то политехнического, то гуманитарного, то религиозного воспитания, то атеистического. И всегда находились соответствующие игровые средства, включая народные традиционные игры.
Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во многих, и в первую очередь, в народных играх - в их содержании, правилах, традициях. Среди игр можно выделить такие, где содержание социально – нравственной направленности особо подчеркнуто (например, ролевые игры в «богатырей», отражающих «вражеское нашествие», «доктора», лечащего «больных» и т.д.). В.М.Григорьев также игры называет – игры самоопределения и самоутверждения личности. Наряду с играми социально – нравственной направленности их требуется выделить в особый род игр, но и в особый класс, так как здесь имеем дело не с простым освоением отдельных сторон культуры, а с интегративным качеством личности.
Выделение данного класса игр важно в теоретическом отношении. Развитие личности предстает уже не в виде арифметического сложения отдельных расположенных сторон (физического развития, эстетического и т.д.), а многомерно, «объемно». Причем берется не только ситуативный масштаб, но и
масштаб вечных общечеловеческих ценностей. Ведь игры класса выбора направленности побуждают играющих исходить не только из условий данной игровой ситуации, но и из выработанных всей историей народа духовно – нравственных заповедей, правил, обычаев, заветов.
Еще один класс игр назван В.М.Григорьевым играми массовой организации, главным значением которых является социально целесообразная интеграция и практическая организация массового участия в игровой и празднично – игровой деятельности самого разнообразного содержания (народные игровые средства типа качелей и каруселей, перетягивание каната, скоморошьих потех и т.д.).
Выделен также особый «нулевой» класс форм, переходных от игры к другой деятельности или наоборот – к игре от предшествующих ей форм деятельности. В.М.Григорьевым была избрана ступенчатая форма графического моделирования, которая позволяет отразить взаимосвязи групп игр более полно – не только через посредство «вышестоящих» по иерархии групп, но и непосредственно. (Таблица №1).
Отметим,
что предложенная классификация не
сводится к традиционным народным играм,
но они представлены во всех родах и классах
данной классификации и составляют ядро
игровой культуры. Между тем, целые пласты
традиционных и в особенности переходных
игровых форм до сих пор не учитывались
при общей классификации игр, лишая ее
целостности и возможности логических
выводов из нее. Целостность придает классификации
особую ценность: на основе логики общей
структуры классификации было выявлено
около 20 типов игр, обычно не учитывавшихся
ранее. Количество типов игр в ходе проведенной
В.М. Григорьевым систематизации почти
удвоилось. Все новые типы игр вписались
в создаваемую систему, лишь детализируя
и уточняя ее, но не требуя принципиальных
структурных изменений. Данная классификация
раскрывает наличие возможности для игр
соответствовать практически любым сторонам
развития личности: ценность и неповторимую
индивидуальность личности, выбор общей
направленности ее развития, место в социальной
среде и т.д. Отсюда совокупная игровая
деятельность способна, как установлено
исследованием В.М.Григорьева, осуществлять
уникальную общую функцию – выполнять
развитие тех сторон личности, которые
почему–либо не получают необходимого
развития в других видах деятельности,
других сферах жизни.
Таблица 1. Классификация игр по функциям в воспитании и развитии человека
|
Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященных проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации.
Вместе с тем в последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.
С.Новоселова считает, что иногда у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате, игры не достаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма плачевен: в образовательном процессе игра все более вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат… Забыв о том, что А.В.Запорожец называл игру специфически детской деятельностью. Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно, хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок уже все знает и к школе готов. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их пустой тратой времени.
Происходит
трансформация общественного
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый имеет свое значение для развития психики и социальной адаптации ребенка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для ее дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что нужно будет ребенку в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, дает ребенку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка. Знание и игра не противоречат друг другу, наоборот: нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний.
Предлагаемая концепция игр С.Новоселовой не отрицает рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы новой классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.
Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной деятельности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).
Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.
Третий класс – так называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса. Особый интерес представляют архаические народные игры: они позволяют оценить процесс становления игр, приобщиться к универсальному общечеловеческому опыту и соответствующим ему механизмам деятельности.
Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры-экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.
Современная
психология и педагогика игры дает
возможность практикам
Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания. (Таблица №2).
Предлагаемая
классификация игр позволяет
воспитателю представить
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников