Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)
stify">   В педагогической теории принимающей  все более личностно-ориентированный  характер, осуществляются все новые  попытки  ученых построить собственно педагогическую концепцию развития личности. Среди них есть такие, что в значительной мере опираются на опыт народного воспитания (Ю.К.Бабанский, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Сокольников, Г.Н.Филонов и др.). Так, в книге «Философия воспитания» Б.Т.Лихачев решительно вводит в категориальный аппарат такие необходимые академической педагогикой традиционные народные понятия, как судьба, счастье, совесть, вера, надежда, любовь, аура души и др. Эта тенденция все четче прорисовывается в отечественной и мировой педагогике. Мы находим здесь подкрепление таким принципам, как необходимость преодоления соперничества и установления сотрудничества в игровых действиях и отношениях.

   В.М.Коротов, разработавший концепцию развития личности, приводит важную формулу традиционной педагогической мудрости: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».*

   Основой развития человека в народной педагогике всегда считались поступки, из которых складывается не просто деятельность, а поведение и характер человека как носителя национального своеобразия. Но обретение характера не заканчивает развитие человека. Все завершает и итожит судьба, т.е. жизненный

_____________

*Коротов  В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991, с.88.

 путь  человека.

   Наряду  с излюбленными у каждого народа идеальными образами героев и святых складывались практически достижимые и всегда многоликие образцы «добрых  молодцев», «красных девиц», «настоящих джигитов» и т.д., а обобщенно «настоящего, хорошего, доброго человека».

   Каждый  народ имеет свою выверенную веками программу воспитательно – развивающего использования игр, складывающуюся из четких циклов – по периодам народного  календаря (игры святочные, масленичные и т.д.) и этапам жизненного пути – развития личности (игры младенчества, раннего детства и т.д.). Не вызывает сомнений высокая целесообразность народных игр, реализующих общечеловеческие и национальные задачи, иногда более успешно, чем некоторые воспитательные учреждения со штатом профессиональных педагогов.

   Для детей естественна тяга к целостной  игровой культуре, которая притягательна  именно своей полнотой и гармоничностью, когда отдельные ее стороны не противопоставляются, не мешают друг другу, а «живут в ладу».

   Влияние игры на развитие личности опосредованно  индивидуальной игровой культурой  личности – знаниями, умениями, навыками, отношениями в сфере игры, формами  их реальных проявлений. Для педагога главным остается личностное развитие воспитанников. Игра выступает как средство личностного развития, а не как самоцель. Однако организация нужных игр становится специальной задачей на пути к цели. Игры носят преимущественно коллективный характер. Отсюда важна роль игрового коллектива, который зависит от окружающей игровой среды, а с другой стороны от педагогического руководства, предающего играм коллектива социально – ценную целенаправленность. Добровольность игры делает сугубо добровольным участие в игровом коллективе. Среди различных игровых объединений наиболее эффективным в воспитательном отношении оказывается игровой коллектив. Внимание руководителя к игровым интересам воспитанников рождает в таком коллективе доброжелательный тон, что становится основой дружбы с игрой. Требовательное, но уважительное отношение взрослых к самостоятельным детским играм поднимает авторитет вожаков таких игр. Они становятся активом такого коллектива, что повышает его авторитет в глазах ребят. Если руководитель обучает коллектив правильной организации игр, то он преобразуется в коллектив организаторов игр, для участников которого игра уже не только удовольствие, но и важное общественно – полезное дело. Однако, следует отметить различие между конкретными системами игровых средств, применяемых отдельными воспитателями в той или иной местности, и национальной системой, созданной всем народом и объединяющей все многообразие местных и индивидуальных вариантов. Отсюда богатство, жизнестойкость и устойчивая целостность национальных педагогик игры.

   Некоторые педагоги считают, что организация и руководство – это функции исключительно проводящего игру взрослого руководителя. Однако вспомним о спонтанно возникающих в среде самих детей вольных играх, зависящих всецело от воли играющих и их самоорганизации. Правда это обычно простейшие забавы, игровые состязания и другие элементарные формы игры. Поднимает игру на более высокий уровень руководство и организация со стороны взрослых. При этом часть того и другого достается все же самим играющим, причем эта часть возрастает по мере все лучшего овладения игрой. Переход к полной самостоятельности играющих предполагает умение самостоятельно руководствоваться общественными требованиями во всем игровом поведении, т.е. внутренне освоить ту направленность, забота о которой лежит обычно на педагоге - руководителе игры. Если это происходит добровольно и осознанно, то игру можно назвать свободной (высший уровень самостоятельности). Отметим, что полная самостоятельность играющих – это всегда творческая самостоятельность. Простую исполнительность, копирование чужих образцов нельзя назвать действительной самостоятельностью. Игру же любят за простор творческой активности – инициативы, изобретательности, непредсказуемости поведения.

   Еще более высокий уровень традиционных игр зависит не столько от играющих, сколько от окружающих социально – исторических условий. Сейчас эти условия позволяют возрождать и закреплять в жизни лучшие традиционные народные игры и способы их проведения. Но это очень сложная задача – соответственно высокому уровню самих этих игровых явлений. Если критерием их оценки берется уровень развития творческой активности и самостоятельности играющих, то самостоятельные народные игры оказываются не только «ниже» педагогически организованных (в случае вольных игр), но и «выше» их по уровню (в случае свободных и в особенности традиционных народных игр). Тем самым педагогическая организация игровой деятельности дошкольников оказывается реальным путем перехода этой деятельности от низкого к высшим уровням развития.

   Принципы  построения методики применения народной педагогики игры различны: одни относятся к общепедагогическим (учет возрастных особенностей, индивидуальный подход и т.д.), другие к общеметодическим (необходимость теоретической обоснованности набора используемого в воспитательной практике материала, его структурированность и системность, органичность его включения в существующий учебно – воспитательный процесс и др.). Но есть и специфические методические принципы. Это учет полифункциональности народной педагогики игры и специфики тех ее составляющих, что идут от игровой культуры, от самобытности народных традиций и других ее рассмотренных свойств, но в первую очередь от согласованности , лада между ними, что рождает и некоторые интегративные принципы. В их числе – отмеченное выше соединение возрождения традиций с их дальнейшим воспроизводством и развитием, а также принцип дружбы с игрой.    

   1.1.3.Психологический  аспект проблемы

   Игра  является ведущей деятельностью  дошкольного возраста, оказывая влияние  на развитие мотивационно – потребностной сферы, развитие наглядно – образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действий, произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.

   Проблема  игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В.Штерн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В то время, как в зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность по природе инстинктивно – биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные подавленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества антагонистически настроенного по отношению к ребенку (З.Фрейд, В.Штерн, А.Фрейд), в отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхождению, по содержанию и по структуре (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, мотивам и функциям.

  Слово «игра» входит в самые разные словосочетания: детская игра, политические игры, игра пианиста, игра волн и др. Нас интересует игра прежде всего как игровая  деятельность. Но и в этом смысле игровые явления столь разнообразны, что не охвачены полностью ни одной классификацией, ни одним определением игры. Общепринятое определение игры отсутствует потому, что в любом из существующих определений игнорируется часть игровых явлений, не подходящих под данное определение. Можно охватить систематизацией и определением все встречающиеся игровые явления, но сгруппировав их по разным уровням развития игровых свойств: простейшие, обладающие лишь самыми общими игровыми свойствами – признаками игры; более сложные, усиленные особыми, специализированными игровыми свойствами; и «собственно игры», т.е. полные, развернутые игровые явления, обладающие всеми свойствами – признаками игры.

  При таком подходе, во-первых, игра –  это занятие, но не обязанности –  а добровольное, по желанию, приносящее радость. Отсюда ведущая роль субъектного, личностного начала в игре.

  Во-вторых, это непосредственная радость, свободная  от расчета на вознаграждение, так  как игра обычно является для ее участников самоцелью, а не созданием  каких либо значимых вне данной игровой ситуации ценностей и приносит в основном внутреннюю пользу и удовлетворение самим играющим и поддерживающим игру, развивая и воспитывая их особыми, не знаменитыми средствами.

  В-третьих, особыми эти средства являются не потому, что игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, а как раз наоборот – потому, что игра способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них, делая более доступной играющему полноту развития за счет упрощения, превращения в переходное, полусерьезное (отчасти «понарошку», «как будто») всего того, что было бы недостижимо или неуместно в строго серьезном и реальном виде. Ощущение личной возможности творить в сферах желанных, но недоступных в обыденной жизни, чувство свободы и растущей самостоятельности окрыляют играющих, рождают изобретательность, фантазию, пробуждают и развивают способности, силу воли, порыв к сотрудничеству, дружбе.

  В-четвертых, распределение ролей, задачи, правила  и многие обстоятельства игры принимаются лишь как взаимно условленные, договоренные, создавая для играющих особый, условный мир со своим отдельным пространством и временем, своими специфическими смыслами, обычаями и законами, то возвышенными над обычной жизнью намеком на связи с традиционными культами, то диктуемыми примитивной «игрой случая».

  Случайности и неожиданности в игре являются не посторонними помехами, а внутренними  свойствами игры, порой даже решающими (при жеребьевках, разыгрывании фантов и др.). Постоянно рождаются новые игры, а чаще переходные, полуигровые формы: игра обслуживает быстро меняющиеся интересы и настроения детей. С.Л.Рубинштейн говорил, что игра – это практика развития.*

  Малыш, играя, осваивает первые движения, действия с предметами, общение с

___________  

*Рубинштейн  М.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е.-М., 1946, с 490.  

близкими  людьми. Школьникам игра помогает войти  в мир наук, труда, общественных отношений. Молодежные игры веками служили для выбора спутника жизни и подступа к созданию семьи. Без игры с появившимися на свет детьми не удается взрослым освоить вполне роли родителей и дедушки с бабушкой.

  Но  облегчая развитие, обходя условным путем  реально существующие трудности, игра сама становится не вполне реальным и  полным освоением культуры, а лишь начальным этапом этого и нуждается в дополнении ее серьезной учебой и реальной практикой.

  Полный  набор игровых свойств имеют  только вполне сформировавшиеся игры, так называемые полные, или собственно игры. Они имеют собственные «имена» (Лапта, Салки и т.п.), и само слово «игра» имеет весь комплекс грамматических форм (в ед. ч. – игра, во мн.ч. – игры и т.д.). Однако можно относить к игре также неполные, элементарные формы игры, свойственные малышам (играние, «игра» без множественного числа). Сюда же относятся забавы, игровые упражнения, спонтанное «меряние силой» и подобные упрощенные формы, обладающие лишь первыми 2 – 3 признаками игры, но без оформленных ролей, устойчивых правил и т.д.

  Все это как бы предыстория, процесс  становления полных, т.е. собственно игр, что и уловил чутко язык. Он же отметил дальнейшее перерастание полных игр в Игры (с большой буквы, без ед.ч., например: Олимпийские, Игры доброй воли и т.п.). Это уже нечто большее, чем игры, здесь целая сфера жизни, обслуживаемая техникой, экономикой, СМИ, искусством и т.д. Но стержнем всей сферы являются все же игровые формы (у русских – местные названия – «игрища», «толпище», «качули», «горка» и др.). Сюда же относятся народные игровые праздники: Святки, Масленица, Красная Горка и т.д., которые в традиционных обществах соединяются с собственно игрой в целостную празднично – игровую культуру.  

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников