Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
В.М.Коротов,
разработавший концепцию
Основой развития человека в народной педагогике всегда считались поступки, из которых складывается не просто деятельность, а поведение и характер человека как носителя национального своеобразия. Но обретение характера не заканчивает развитие человека. Все завершает и итожит судьба, т.е. жизненный
_____________
*Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991, с.88.
путь человека.
Наряду с излюбленными у каждого народа идеальными образами героев и святых складывались практически достижимые и всегда многоликие образцы «добрых молодцев», «красных девиц», «настоящих джигитов» и т.д., а обобщенно «настоящего, хорошего, доброго человека».
Каждый
народ имеет свою выверенную веками
программу воспитательно –
Для детей естественна тяга к целостной игровой культуре, которая притягательна именно своей полнотой и гармоничностью, когда отдельные ее стороны не противопоставляются, не мешают друг другу, а «живут в ладу».
Влияние игры на развитие личности опосредованно индивидуальной игровой культурой личности – знаниями, умениями, навыками, отношениями в сфере игры, формами их реальных проявлений. Для педагога главным остается личностное развитие воспитанников. Игра выступает как средство личностного развития, а не как самоцель. Однако организация нужных игр становится специальной задачей на пути к цели. Игры носят преимущественно коллективный характер. Отсюда важна роль игрового коллектива, который зависит от окружающей игровой среды, а с другой стороны от педагогического руководства, предающего играм коллектива социально – ценную целенаправленность. Добровольность игры делает сугубо добровольным участие в игровом коллективе. Среди различных игровых объединений наиболее эффективным в воспитательном отношении оказывается игровой коллектив. Внимание руководителя к игровым интересам воспитанников рождает в таком коллективе доброжелательный тон, что становится основой дружбы с игрой. Требовательное, но уважительное отношение взрослых к самостоятельным детским играм поднимает авторитет вожаков таких игр. Они становятся активом такого коллектива, что повышает его авторитет в глазах ребят. Если руководитель обучает коллектив правильной организации игр, то он преобразуется в коллектив организаторов игр, для участников которого игра уже не только удовольствие, но и важное общественно – полезное дело. Однако, следует отметить различие между конкретными системами игровых средств, применяемых отдельными воспитателями в той или иной местности, и национальной системой, созданной всем народом и объединяющей все многообразие местных и индивидуальных вариантов. Отсюда богатство, жизнестойкость и устойчивая целостность национальных педагогик игры.
Некоторые педагоги считают, что организация и руководство – это функции исключительно проводящего игру взрослого руководителя. Однако вспомним о спонтанно возникающих в среде самих детей вольных играх, зависящих всецело от воли играющих и их самоорганизации. Правда это обычно простейшие забавы, игровые состязания и другие элементарные формы игры. Поднимает игру на более высокий уровень руководство и организация со стороны взрослых. При этом часть того и другого достается все же самим играющим, причем эта часть возрастает по мере все лучшего овладения игрой. Переход к полной самостоятельности играющих предполагает умение самостоятельно руководствоваться общественными требованиями во всем игровом поведении, т.е. внутренне освоить ту направленность, забота о которой лежит обычно на педагоге - руководителе игры. Если это происходит добровольно и осознанно, то игру можно назвать свободной (высший уровень самостоятельности). Отметим, что полная самостоятельность играющих – это всегда творческая самостоятельность. Простую исполнительность, копирование чужих образцов нельзя назвать действительной самостоятельностью. Игру же любят за простор творческой активности – инициативы, изобретательности, непредсказуемости поведения.
Еще
более высокий уровень
Принципы
построения методики применения народной
педагогики игры различны: одни относятся
к общепедагогическим (учет возрастных
особенностей, индивидуальный подход
и т.д.), другие к общеметодическим (необходимость
теоретической обоснованности набора
используемого в воспитательной практике
материала, его структурированность и
системность, органичность его включения
в существующий учебно – воспитательный
процесс и др.). Но есть и специфические
методические принципы. Это учет полифункциональности
народной педагогики игры и специфики
тех ее составляющих, что идут от игровой
культуры, от самобытности народных традиций
и других ее рассмотренных свойств, но
в первую очередь от согласованности ,
лада между ними, что рождает и некоторые
интегративные принципы. В их числе –
отмеченное выше соединение возрождения
традиций с их дальнейшим воспроизводством
и развитием, а также принцип дружбы с
игрой.
1.1.3.Психологический аспект проблемы
Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно – потребностной сферы, развитие наглядно – образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действий, произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В.Штерн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В то время, как в зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность по природе инстинктивно – биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные подавленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества антагонистически настроенного по отношению к ребенку (З.Фрейд, В.Штерн, А.Фрейд), в отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхождению, по содержанию и по структуре (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, мотивам и функциям.
Слово «игра» входит в самые разные словосочетания: детская игра, политические игры, игра пианиста, игра волн и др. Нас интересует игра прежде всего как игровая деятельность. Но и в этом смысле игровые явления столь разнообразны, что не охвачены полностью ни одной классификацией, ни одним определением игры. Общепринятое определение игры отсутствует потому, что в любом из существующих определений игнорируется часть игровых явлений, не подходящих под данное определение. Можно охватить систематизацией и определением все встречающиеся игровые явления, но сгруппировав их по разным уровням развития игровых свойств: простейшие, обладающие лишь самыми общими игровыми свойствами – признаками игры; более сложные, усиленные особыми, специализированными игровыми свойствами; и «собственно игры», т.е. полные, развернутые игровые явления, обладающие всеми свойствами – признаками игры.
При таком подходе, во-первых, игра – это занятие, но не обязанности – а добровольное, по желанию, приносящее радость. Отсюда ведущая роль субъектного, личностного начала в игре.
Во-вторых, это непосредственная радость, свободная от расчета на вознаграждение, так как игра обычно является для ее участников самоцелью, а не созданием каких либо значимых вне данной игровой ситуации ценностей и приносит в основном внутреннюю пользу и удовлетворение самим играющим и поддерживающим игру, развивая и воспитывая их особыми, не знаменитыми средствами.
В-третьих, особыми эти средства являются не потому, что игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, а как раз наоборот – потому, что игра способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них, делая более доступной играющему полноту развития за счет упрощения, превращения в переходное, полусерьезное (отчасти «понарошку», «как будто») всего того, что было бы недостижимо или неуместно в строго серьезном и реальном виде. Ощущение личной возможности творить в сферах желанных, но недоступных в обыденной жизни, чувство свободы и растущей самостоятельности окрыляют играющих, рождают изобретательность, фантазию, пробуждают и развивают способности, силу воли, порыв к сотрудничеству, дружбе.
В-четвертых, распределение ролей, задачи, правила и многие обстоятельства игры принимаются лишь как взаимно условленные, договоренные, создавая для играющих особый, условный мир со своим отдельным пространством и временем, своими специфическими смыслами, обычаями и законами, то возвышенными над обычной жизнью намеком на связи с традиционными культами, то диктуемыми примитивной «игрой случая».
Случайности и неожиданности в игре являются не посторонними помехами, а внутренними свойствами игры, порой даже решающими (при жеребьевках, разыгрывании фантов и др.). Постоянно рождаются новые игры, а чаще переходные, полуигровые формы: игра обслуживает быстро меняющиеся интересы и настроения детей. С.Л.Рубинштейн говорил, что игра – это практика развития.*
Малыш, играя, осваивает первые движения, действия с предметами, общение с
___________
*Рубинштейн
М.Л. Основы общей психологии.
Изд. 2-е.-М., 1946, с 490.
близкими людьми. Школьникам игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Молодежные игры веками служили для выбора спутника жизни и подступа к созданию семьи. Без игры с появившимися на свет детьми не удается взрослым освоить вполне роли родителей и дедушки с бабушкой.
Но облегчая развитие, обходя условным путем реально существующие трудности, игра сама становится не вполне реальным и полным освоением культуры, а лишь начальным этапом этого и нуждается в дополнении ее серьезной учебой и реальной практикой.
Полный набор игровых свойств имеют только вполне сформировавшиеся игры, так называемые полные, или собственно игры. Они имеют собственные «имена» (Лапта, Салки и т.п.), и само слово «игра» имеет весь комплекс грамматических форм (в ед. ч. – игра, во мн.ч. – игры и т.д.). Однако можно относить к игре также неполные, элементарные формы игры, свойственные малышам (играние, «игра» без множественного числа). Сюда же относятся забавы, игровые упражнения, спонтанное «меряние силой» и подобные упрощенные формы, обладающие лишь первыми 2 – 3 признаками игры, но без оформленных ролей, устойчивых правил и т.д.
Все
это как бы предыстория, процесс
становления полных, т.е. собственно
игр, что и уловил чутко язык. Он же отметил
дальнейшее перерастание полных игр в
Игры (с большой буквы, без ед.ч., например:
Олимпийские, Игры доброй воли и т.п.). Это
уже нечто большее, чем игры, здесь целая
сфера жизни, обслуживаемая техникой,
экономикой, СМИ, искусством и т.д. Но стержнем
всей сферы являются все же игровые формы
(у русских – местные названия – «игрища»,
«толпище», «качули», «горка» и др.). Сюда
же относятся народные игровые праздники:
Святки, Масленица, Красная Горка и т.д.,
которые в традиционных обществах соединяются
с собственно игрой в целостную празднично
– игровую культуру.
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников