Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Теоретические основы воспитания ребенка
в развивающем пространстве народной
игры……………………………………………………………………
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование
народной педагогики игры в воспитании
и развитии детей…………………………………………………………………
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре…………………………………………………………
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Народная
педагогика игры представляет собой
самостоятельную и неотъемлемую часть
народной педагогики и педагогической
культуры в целом, обладающую культурно
– исторической и педагогической ценностью
и требующую ввиду своей самобытности
особого рассмотрения, а также специфических
методик практического использования
и развития личности.
Специфика народной педагогики игры связана с тем, что она является подсистемой не только педагогической и народной (этнической) культуры, но еще и чрезвычайно своеобразной игровой культуры, а через нее - полноценного творческого развития личности.
Как
и народная педагогика в целом, народная
педагогика игры – исконное, но непрерывно
развивающиеся явление
Основное назначение народной педагогики игры социально-педагогическое: обеспечить наилучшее использование для воспитания и развития человека всех потенциальных возможностей, заложенных в национальной игровой культуре – играх, игрушках, относящихся к игре заповедях, обрядах и т.д. Каждый народ веками отбирал и совершенствовал, передавал от поколений к поколениям лучшие игровые формы, чем в первую очередь и отличается народная педагогика игры от «педагогики» обыденной.
Современная народная педагогика игры – это прежде всего то, что сохранилось от прошлого. Остаются любимыми играми детства исконные «Прятки», «Салки», «Лошадки», «Дочки-матери» и т.д.
На воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители разных эпох и народов (Платон, Дж.Локк, З.Фрейд, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, и др.), уже не говоря о педагогах по профессии (Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, Е.Славинецкий, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) Эти выдающиеся люди рассматривали игру широко, включая народные традиционные игры, и по этим свободно и естественно развивающимся игровым формам преимущественно определялась сущность игры в целом.
Веками народная педагогика игры была арсеналом всех отобранных длительным опытом игровых средств воспитания. С появлением педагогов – профессионалов стали выделяться и интенсивно разрабатываться узко специализированные средства, требующие особых условий и профессиональной подготовки: игры на иностранных языках, игры на изобретенных счетных устройствах, дидактические игрушки, системы игровых упражнений и конкурсов и т. п. Они ускорили педагогический процесс, но и вызвали противопоставление народным истокам и опыту развития.
К XIX в. дидактические игры столь развились, что Фребель смог построить на них целую педагогическую систему, получившую широкую популярность. Однако К.Д.Ушинский указал на односторонность его подхода в сравнении со складывающимся в России народно-педагогическим подходом: «Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками /…/. Обратить внимание на эти народные игры /…/, создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».*
Наверное, время осуществления программного положения отца российской научной педагогики пришло. Ведущим принципом служит для нас соединение традиционных для отечественной педагогики идей – народности воспитания, целостности процесса воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности, признания игры неотъемлемым компонентом детской жизнедеятельности и развития – с актуальными и идеями современной педагогики – гуманизации, общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного образования с достаточным развитием творчески-поисковых направлений и диалогических форм взаимодействия педагогов с воспитанниками.
____________
*Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 3. – М. – Л., 1948, с.498.
Отсюда народная педагогика
игры рассматривается не только в её
Таким образом, цель курсовой работы – изучение народной педагогики игры как самостоятельного педагогического процесса.
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Методы изучения:
Анализ и синтез теоретической литературы по теме.
Курсовая работа состоит из введения,
главы I «Теоретические основы воспитания
ребенка в развивающем пространстве народной
игры», главы II «Использование народной
педагогики игры в воспитании и развитии
детей», заключения, списка литературы,
приложения.
Глава
I. Теоретические
основы воспитания ребенка
в развивающем
пространстве народной
игры
1.1.
Развитие и становление
народной педагогики
игры
1.1.2. Этнографический аспект проблемы
Если научная педагогика закреплена письменно, имеет даты, авторов, то народная педагогика создавалась ее «безымянными носителями» и передавалась устно из поколения в поколение с неизбежными при этом потерями. В возможности восстановить ее историю сомневался даже такой энтузиаст, как Г.С.Виноградов. *
И хотя много сведений о народной педагогике утрачены, часть сохранилась. Историзм не столько в количестве сведений о прошлом, сколько в подходе к ним. Нельзя вырывать факт из исторических условий его существования и изучения, в том числе – условий современной эпохи.
Будем различать народную педагогику игры прошлого, причем, разных эпох, и современную народную педагогику игры. Выявить развитие можно, выделив лишь его последовательные периоды.
1-й – допрофессиональный, или период всеобщности, нерасчлененности народной педагогики, являвшийся тысячи лет единой ведущей формой развития педагогической культуры; характеризуется максимальной слитностью мыслей с практикой, что вынуждает использовать обобщенное понятие педагогической культуры.
2-й период знаменуем выделением профессиональной педагогики (в широком смысле), в значительной мере противопоставленной народной и стремящейся к особому, господствующему положению в педагогической культуре за счет привилегированного положения своих воспитанников, ускоренного развития средств обучения и особенно в силу письменного
____________
*Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1926, с 6-8.
закрепления
и распространения своих
3-й период – взаимопроникновение профессиональной и народной педагогики на основе развития педагогической науки, для многих выдающихся представителей которой характерна опора на достижения обеих этих форм педагогической культуры, стремление к ее целостности. Это способствовало ускорению и параллельности развития обеих ветвей педагогики.
Правда, в общей игровой культуре не выделялась конкретно народная педагогика игры. Но когда-то и вся игровая культура не вычленялась из общей культуры.
Отношение к народным играм уже издавна не было на Руси однозначным. Первый русский летописец-христианин Нестор сетовал на стойкое пристрастие русичей к своим исконным, еще языческим, а потому «бесовским» игрищам. Гонений на народные игры требовали церковный «Стоглав», «Домострой», грамоты царя Алексея Михайловича и т.д. И все же народные игры жили повсеместно, что видно из тех же указов. *
С пушкинских времен начинается в России осознанное и целенаправленное стремление к познанию народной игры со стороны уже и образованной части общества, хотя отдельные порывы к этому можно отметить у некоторых выдающихся людей предшествующих эпох ( Владимир Мономах, Епифаний Славинецкий, И.И.Бецкой, Н.Львов, Н.И.Новиков, М.И.Попов, А.Н.Радищев, А.В.Суворов и др.). «Волшебное слово» пушкинской поэзии коснулось детских, юношеских да и взрослых забав. Они заиграли чудесными гранями, лукаво прикрытой мудростью, заманчивой загадкой.
Целая плеяда современников-писателей, художников, скульпторов подхватила тему игры. В конце своей короткой жизни А.С.Пушкину довелось оказывать поддержку первому русскому специалисту по собиранию народных игр И.П.Сахарову, чьи «Сказания о русских народных играх» появились в 1837 г.
____________
*История
физической культуры в СССР
с древнейших времен и до конца XVIIIв. Хрестоматия
/ Сост. А.В. Грачев, М.С. Коган. М. – Л., 1940.
И.П.Сахаров
собрал и описал около 70 наиболее типичных
русских традиционных игр. Так, специальное
изучение народных игр в России началось
лишь в 30-е годы XIX в. Но за последующие
полвека российские исследования народной
педагогики игры достигли такого уровня,
что Д.К.Ушинский смог смело спорить со
знаменитым Фребелем о месте народной
игры в воспитании.
1.1.2. Педагогический аспект проблемы
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников