Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     

  Заключение

  В истории дошкольной педагогики проблема воспитания и развития детей в  народной педагогике игры была одной  из актуальных. Однако, до сих пор  данная проблема остается наименее изученной  в теории и практике воспитания и  развития детей. Это обусловлено  сложностью данного явления, скрытостью механизмов народной педагогики. Неотъемлемыми компонентами народной педагогики игры являются игровые средства развития и воспитания – игры с их правилами, сюжетами. Это позволяет игровой деятельности при определенных условиях осуществлять всесторонность и гармоничность развития дошкольников путем выполнения своими доступными и привлекательными условными формами тех видов серьезной (неигровой) деятельности, которые необходимы для развития человека, но не доступны ему по возрасту или другим причинам.

  Регулирование игр в народной педагогике происходит за счет как стихийно возникающих, так  и целенаправленно проводимых игр. Но официальные педагогические учреждения если и организуют игры, то не всегда и лишь выборочно. Главным средством народной педагогики игры являются традиционные народные игры, достигшие благодаря отбору поколениями народов гармонии и вместе с тем простоты, доступности в усвоении, практичности, гибкости в приспособлении к регионально-этническим, половозрастным и личностным особенностям играющих.

  Народная  педагогика игры располагает и другими  формами воспитательно-развивающих  средств: материальными (игрушки) и  духовными (знание, идеалы, заповеди, наставления  новым поколениям). Механизмы традиций не только бережно хранят средства народной педагогики, но и непрерывно пополняют, обновляют их, хотя и неспешно, со строгим отбором и испытанием в коллективном опыте. Однако, наличие богатейшего арсенала отобранных человечеством всесторонних игровых средств может измениться с последующими поколениями.

  На  современном этапе народная педагогика игры является таким же важным и  сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и  развитие детей в национальной традиционной культуре.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XXв. – М; 1998, - с.139.
  2. Ведущая деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – с.45-50.
  3. Виноградов Г.С. К изучению детских народных игр у бурят. – Иркутск, 1922, - с.205.
  4. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1926, - с.94.
  5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
  6. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под редакцией Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988, - с.239.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд. перераб. и дополн. – СПб: «Детство – Пресс», 2003, - с.400.
  8. Игра – средство воспитания // Воспитание школьников. - 1967. - №6 – с.61-62.
  9. Игры и развлечения детей на воздухе. Т.И. Осокина, Е.П. Тимофеева, Л.С. Фурмина. – М.: «Просвещение», 1981. – с.192.
  10. История физической культуры в СССР с древнейших времен и до конца XVIIIв. Хрестоматия / Сост.А.В. Грачев, М.С. Коган. М. – Л. 1940,- с.346.
  11. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. – М., 1993, -с.184.
  12. Князева О.Л., Маханева М.Д, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004, – с.304.
  13. Коротков В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1987,  -с. 181.
  14. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М. – Л.,1948, -с.294.
  15. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М., 1987. –с.113.
  16. Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. – 1994. - №3 – с.48-49.
  17. Покровский Е.А.  Детские игры, преимущественно русские. – Сиб., 1994, -с.378.
  18. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.:Центр педагогического образования, 2007. – 128с.
  19. Рубинштейн М.Л. Основы общей психологии. Изд.2-е. –М., 1946, - с.496.
  20. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский П.Ю. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989, - с.268.
  21. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1980, – с.106.
  22. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2009, - с.64.
  23. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры. Автореферат диссертации (…) доктора педагогических наук. –М., 1997, - с.98.
  24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.-Л., 1948. Т3.
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение  №1. Новый год.

Приложение  №2. Рождественский сочельник.

Приложение  №3. Зимние Святки.

Приложение №4. Масленица.

Приложение  №5. Алексей – с гор потоки.

Приложение  №6. Благовещение.

Приложение  №7. Вербная неделя.

Приложение  №8. Пасха.

Приложение  №9. Красная горка.

Приложение  №10. Троица.

Приложение  №11. Покров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Башмачник

     Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

     - Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!

     В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:

     - Примеривай, примеривай!

     После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места  и не передвигая скамейки, протянув  руку, поймать кого-нибудь из участников  игры. Пойманный и «башмачник»  меняются местами. 

Жмурки

     Выбирается «жмурка». Ему завязывают  глаза, заставляют повернуться  несколько раз вокруг себя. Между  играющими и «жмуркой» происходит  диалог.

    - Кот, Кот, на чем стоишь?

    - На квашне.

    - Что в квашне?

    - Квас.

    - Лови мышей, а не нас.

     После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – тот становится «жмуркой». 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

Два Мороза

     На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:

           Мы два брата молодые,

           Два Мороза удалые,

           Я – Мороз Красный Нос,

           Я – Мороз Синий Нос.

           Кто из вас решится

           В путь дороженьку пуститься?

     Все играющие хором отвечают:

           Не боимся мы угроз,

           И не страшен нам мороз.

     После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой. 

Орешек

     Играющие делятся на две равные партии. Одна из них занимает возвышенность – «крепость», Другая нападает и старается выгнать играющих из нее. Если нападающие занимают «крепость», кричат:

     - Наш огород Орешек!

     Вытесненные же из «крепости» сами начинают ее осаждать, и так далее. 
 
 
 
 

Приложение 3.

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять

     Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да» и «нет». Тот, кто произнесет какое-нибудь из них, дает фант (платочек, брошку и т.д.). Один из играющих подходит к другому и спрашивает:

     - Какая у тебя шляпа?

Тот отвечает:

     - Синяя.

     - Какая там синяя? Она белая.

     - Зеленая.

     -Какая зеленая? Да она черная.

     - Голубая.

     -Вот как! Голубая! Шляпа-то голубая? Да посмотрите, можно ли назвать ее голубой? Совершенно белая.

     - Нет не белая, а черная.

     Ответивший так подвергается  двойному наказанию за слова  «нет» и «черный». Или спрашивают  так:

     - Есть ли у тебя рога?

     - Есть.

     -Неужели есть?

     - Имею.

     - Так стало быть и хвост  у тебя есть?

     - Хвоста не имею.

     - Хвоста нет, а рога есть, так  кто же ты такой?

     - Человек.

     - Нет, не человек, животное  с рогами и без хвоста.

     - Нет, человек.

И отвечающий должен платить штраф. 
 

Бабка

     Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится в слух, но отгадать ее должен только стоящий рядом, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший трех, пяти или десяти загадок штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать, подмести пол и т.п.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4.

Гори, гори ясно

     Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два – три шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:

                    Гори, гори ясно,

                    Чтобы не погасло.

                    Стой подоле –

                    Гляди в поле.

                    Едут там трубачи

                    Да едят калачи. 

                    Погляди на небо:

                    Звезды горят,

                    Журавли кричат –

                    Гу – гу - гу, убегу.

                    Раз, два, не воронь,

                    А беги как огонь!

     «Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если это им удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь из них, то оставшийся без пары водит – становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается. 

Лапти

     В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают веревку длинной 3-5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет – «лапоть».

     Повернувшись к водящему, спрашивают его:

     - Сплели лапти?

     Водящий отвечает:

     - Нет.

     Играющие спрашивают еще раз:

     - Сплели лапти?

     -Да.

     Дети бегут в круг и стараются  взять каждый свой предмет,  а «водящий» караулит «лапти»:  он бегает в кругу, держа  в руке веревку, и старается  запятнать играющих. Но поймать  играющих можно только в кругу.

     Кто не успел взять свой  предмет – выбывает из игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5

Кораблики

(Игра  для мальчиков)

     Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные ребята делятся на две группы.

     Мальчики изображающие кораблики, «проплывают» друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:

          Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток.

          Кораблик гони  до великой реки,

          До великой реки, до широкой воды.

     Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:

          Кораблик плывет, товары везет

          Все дешевые, все грошовые

          Смолы да вару –

          На грош всего товару.

          Дыму да ветру –

          Ничего в трюме нету! 

Родничок

(Игра  для девочек)

     Рисуют «родничок». Участники встают друг за другом на одну сторону «родничка», обхватив друг друга за пояс, и поют:

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников