Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
Заключение
В истории дошкольной педагогики проблема воспитания и развития детей в народной педагогике игры была одной из актуальных. Однако, до сих пор данная проблема остается наименее изученной в теории и практике воспитания и развития детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов народной педагогики. Неотъемлемыми компонентами народной педагогики игры являются игровые средства развития и воспитания – игры с их правилами, сюжетами. Это позволяет игровой деятельности при определенных условиях осуществлять всесторонность и гармоничность развития дошкольников путем выполнения своими доступными и привлекательными условными формами тех видов серьезной (неигровой) деятельности, которые необходимы для развития человека, но не доступны ему по возрасту или другим причинам.
Регулирование игр в народной педагогике происходит за счет как стихийно возникающих, так и целенаправленно проводимых игр. Но официальные педагогические учреждения если и организуют игры, то не всегда и лишь выборочно. Главным средством народной педагогики игры являются традиционные народные игры, достигшие благодаря отбору поколениями народов гармонии и вместе с тем простоты, доступности в усвоении, практичности, гибкости в приспособлении к регионально-этническим, половозрастным и личностным особенностям играющих.
Народная
педагогика игры располагает и другими
формами воспитательно-
На
современном этапе народная педагогика
игры является таким же важным и
сильным фактором воздействия на
личность ребенка, как воспитание и
развитие детей в национальной традиционной
культуре.
Список литературы
Приложение
Приложение №1. Новый год.
Приложение №2. Рождественский сочельник.
Приложение №3. Зимние Святки.
Приложение №4. Масленица.
Приложение №5. Алексей – с гор потоки.
Приложение №6. Благовещение.
Приложение №7. Вербная неделя.
Приложение №8. Пасха.
Приложение №9. Красная горка.
Приложение №10. Троица.
Приложение
№11. Покров.
Приложение 1.
Башмачник
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
- Примеривай, примеривай!
После этого «башмачник»
Жмурки
Выбирается «жмурка». Ему завязывают
глаза, заставляют повернуться
несколько раз вокруг себя. Между
играющими и «жмуркой»
- Кот, Кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются,
а «жмурка» их ловит. Кого он поймал –
тот становится «жмуркой».
Приложение 2.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После
слова «мороз» все играющие перебегают
в «дом» на противоположной стороне площадки,
а «морозы» стараются их «заморозить»,
коснувшись кого-нибудь рукой.
Орешек
Играющие делятся на две равные партии. Одна из них занимает возвышенность – «крепость», Другая нападает и старается выгнать играющих из нее. Если нападающие занимают «крепость», кричат:
- Наш огород Орешек!
Вытесненные
же из «крепости» сами начинают ее осаждать,
и так далее.
Приложение 3.
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да» и «нет». Тот, кто произнесет какое-нибудь из них, дает фант (платочек, брошку и т.д.). Один из играющих подходит к другому и спрашивает:
- Какая у тебя шляпа?
Тот отвечает:
- Синяя.
- Какая там синяя? Она белая.
- Зеленая.
-Какая зеленая? Да она черная.
- Голубая.
-Вот как! Голубая! Шляпа-то голубая? Да посмотрите, можно ли назвать ее голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так подвергается двойному наказанию за слова «нет» и «черный». Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога?
- Есть.
-Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, животное с рогами и без хвоста.
- Нет, человек.
И отвечающий
должен платить штраф.
Бабка
Играющие загадывают друг другу загадки,
причем загадка произносится в слух, но
отгадать ее должен только стоящий рядом,
который в свою очередь загадывает загадку
своему соседу и так далее. Не отгадавший
трех, пяти или десяти загадок штрафуется.
Ему назначают выполнить какое-либо задание
(спеть, сплясать, подмести пол и т.п.).
Приложение 4.
Гори, гори ясно
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два – три шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле –
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат –
Гу – гу - гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь!
«Горящий» должен взглянуть на небо, а
между тем пара играющих, стоящая в веренице
последней, разъединяется. Один из них
бежит по левую сторону вереницы, а другой
по правую. Оба играющих стараются соединиться
впереди «горящего». Если это им удается,
то «горящий» продолжает водить, если
нет и «горящий» ловит кого-нибудь из них,
то оставшийся без пары водит – становится
«горящим». Новая пара занимает место
за новым «горящим», и игра продолжается.
Лапти
В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают веревку длинной 3-5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет – «лапоть».
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
- Сплели лапти?
Водящий отвечает:
- Нет.
Играющие спрашивают еще раз:
- Сплели лапти?
-Да.
Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет, а «водящий» караулит «лапти»: он бегает в кругу, держа в руке веревку, и старается запятнать играющих. Но поймать играющих можно только в кругу.
Кто не успел взять свой
предмет – выбывает из игры.
Приложение 5
Кораблики
(Игра для мальчиков)
Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные ребята делятся на две группы.
Мальчики изображающие кораблики, «проплывают» друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:
Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток.
Кораблик гони до великой реки,
До великой реки, до широкой воды.
Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:
Кораблик плывет, товары везет
Все дешевые, все грошовые
Смолы да вару –
На грош всего товару.
Дыму да ветру –
Ничего в трюме нету!
Родничок
(Игра для девочек)
Рисуют «родничок». Участники встают друг за другом на одну сторону «родничка», обхватив друг друга за пояс, и поют:
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников