Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.
Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6
1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6
1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8
1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11
1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15
1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23
Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29
2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой
культуре………………………………………………………………………. 29
2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в
условиях ДОУ……………………………………………………………….…32
2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в
воспитании детей…………………………………………………………...... 36
Заключение………………………………………………………………………….. . 42
Список литературы…………………………………………………………………... 44
Приложения…………………………………………………………………………..
Глава
II. Использование народной
педагогики игры в воспитании
и развитии детей
Игровые инстинкты присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и т.д. Игра - необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.
Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она окажется не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.
Подлинная
культура не может существовать без
определенного игрового содержания,
ибо культура предполагает известное
самоограничение и
Речь здесь идет, прежде всего о народной игре. Ведь именно народная игра хранит в себе культуру своего народа.
Русский мыслитель П.А. Флоренский писал, что культура есть среда, растящая и питающая личность. Она прежде всего сосредоточение творческих возможностей человека.
Осваивая мир культуры, дети не всегда пользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые.
Таким образом, культура – это не склад духовных окаменелостей, а хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив, многие из которых до сих пор не реализованы. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе.
В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана» осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее освоения, а стало быть, и детского развития носит творческий характер.
Осмысление проблемности культуры и ее творческое присвоение – единственный социально, психологически и педагогически оправданный путь человека. Это и есть путь развивающего образования. Это и канал, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.
Развитие
творческого потенциала детей –
не специальная задача образовательных
институтов общества. Оно происходит
параллельно с формированием
у ребенка целостной системы
исторически сложившихся
Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой культуры, - необходимое условие расширенного воспроизводства творческих способностей в современном мире. Детство, прежде всего дошкольное, - единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека. Видимо, это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, иногда божественного, творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф. Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, П.А. Флоренский писал, что секрет творчества – в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь.
Итак, детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.
По
Запорожцу специфическое
Именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый, необыденный мир – мир социальных отношений людей их общих смыслов.
Седлавшему палочку ребенку важно не «уехать» или «доехать», а именно «ехать». По признанию психологов, мотив игры заключен не в достижении конкретного результата, а в самом действии.
В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.
Большое
значение для формирования полноценной
личности имеют игры, идущие от исторически
сложившихся традиций этноса – народные
игры.
2.2 Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в условиях ДОУ
Народные игры — наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществляется одновременно в трех аспектах:
1. речевого (словесного) общения;
2.
ритмического или
3.
совместных движениях и
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Народные игры всегда были и есть основным средством приобщения детей к трудовой деятельности. Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствуют физическому и умственному развитию детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психическому закаливанию. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствуют развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развиваются физически, но и познают семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, готовят к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогают детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы, маленькие люльки, отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Среди девочек широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства. Мальчики играют луком и стрелами, маленькими лодками, частями рыболовецких сетей. В процессе игры дети изображают различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловят" ее, связывают в связки, развешивают для сушки.
От игр детей 1,5-5 лет игры 6 - 7-летних отличаются тем, что дети находятся на более высокой ступени игровой деятельности. Это период, когда дети начинают играть по правилам. Их игры становятся разнообразными по содержанию и организационным формам поведения. Все это связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на данном этапе.
В
современной педагогике педагогические
условия представляют собой специально
создаваемую воспитателями
Результаты теоретического анализа и этнопедагогических исследований позволяют выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в традиционном физическом воспитании детей.
Первое условие эффективного использования народных игр - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому. По сведениям , в каждом селении находились добровольные наставники и судьи разнообразных игр и состязаний. Обычно это были представители старшего поколения (старики, родители), но часто любители игр встречались и среди молодежи, и, эту любовь к игре они сохранили до самой глубокой старости.
Второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности (промыслы, школа, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.). Так, например, охотники после удачной охоты на лебедя, медведя, перед открытием охотничьего сезона состязались в перетягивании палки, веревки, в прыжках в высоту и длину. Рыбаки состязались и играли в различные игры после ледохода. Был и еще ряд причин, в связи с которыми устраивались игры и состязания. Это работа в лесу, заготовка дров, сбор кедровых шишек, вечерний досуг, священные праздники. Организаторами и инициаторами этих мероприятий обычно были любители сразиться в силе, быстроте, ловкости и выносливости.
Третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности). Необходимо отметить, что почти все игры детей проводятся на открытом воздухе, в лесу, у реки. Это, несомненно, способствует закалке и укрепляет организм.
Четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Народные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития имеют свою психолого -педагогическую направленность и значение. Они не только направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствуют воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливают детей к хозяйственной деятельности . Народная педагогика выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения. Изложенное позволяет считать, что использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволяет значительно обогатить духовную жизнь народов России.
Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников