Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта изучения выбрана народная педагогика игры в ее взаимосвязях с культурно-историческим наследием народов, воспитанием и развитием личности.

Предметом изучения является процесс влияния народной педагогики игры на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры.
Проанализировать особенности использования народной педагогики игры в воспитании и развитии детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы воспитания ребенка в развивающем пространстве народной игры………………………………………………………………………… 6

1.1. Развитие и становление народной педагогики игры……………………..... 6

1.1.1. Этнографический аспект проблемы……………………………………….. 6

1.1.2. Педагогический аспект проблемы…………………………………….….. 8

1.1.3. Психологический аспект проблемы……………………………………… 11

1.2. Место народной игры в общей классификации игр детей……………….. 15

1.3. Воспитание детей в развивающем пространстве творческой игры……… 23

Глава II. Использование народной педагогики игры в воспитании и развитии детей………………………………………………………………………………….. 29

2.1. Народная педагогика игры и её положение в современной игровой

культуре………………………………………………………………………. 29

2.2. Приобщение дошкольников к народной игровой культуре в

условиях ДОУ……………………………………………………………….…32

2.3. Рекомендации родителям по использованию народных игр в

воспитании детей…………………………………………………………...... 36

Заключение………………………………………………………………………….. . 42

Список литературы…………………………………………………………………... 44

Приложения…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике - копия.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

  Возрастная  адресованность различных видов  игр опирается на представление  о непрерывности игры в жизни  ребенка. Из таблицы видно, что некоторые  игры характерны для определенного  возраста, а некоторые – практически  для всех возрастных групп. В классификации впервые представлены компьютерные игры в качестве одного из подвидов досуговых игр. Среди народных игр в педагогическом процессе образовательного учреждения особое значение имеют тренинговые игры, формирующие сенсомоторную культуру ребенка и позволяющие сформулировать у него необходимые социальные качества, являющиеся базисными характеристиками личности. 

  Рассмотренные классификации детских игр показывают воспитательную и развивающую направленность народной игры. 
 
 

  Таблица 2. Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

Игры Возрастная  адресованность

(годы  жизни детей)

Классы Виды Подвиды 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4
Игры,

Возникающие

по инициативе

ребенка

Игры-экспериментирования С природными объектами

С животными и людьми

Общения с людьми

Со специальными игрушками

для экспериментирования

 
 
+ 

+

 
 
+ 

+

 
 
+ 

+

+ 

+ 

+

+

+

+ 

+

+

+

+ 

+

+

+

+ 

+

+

+

+ 

+

+

+

+ 

+

+

+

+ 

+

   
Сюжетные 

самостоятельные

игры

Сюжетно-отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

  + +

+

 
+

+

 
+

+

+

 
+

+

+

 
+

+

+

 
 
+

+

 
 
+

+

 
 
+

+

 
Игры, связанные

с исходной

инициативой

взрослого

Обучающие игры Автодидактические предметные

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкальные

Учебно-предметные

дидактические

 
+
 
+

+

+

+

 
+

+

+

+

 
+

+

+

+ 

+

 
+

+

+

+ 

+

 
+

+

+

+ 

+

 
 
 
+

+ 

+

 
 
 
+

+ 

+

 
 
 
+

+ 

+

 
 
 
+

+ 

+

 
Досуговые

игры

Интеллектуальные

Забавы

Развлечения

Театральные

Празднично-карнавальные

Компьютерные

   
+
 
+ 
 

+

 
+

+ 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ 

+

+

+

+

+ 

+

+

+

+

 
Игры  народные,

идущие  от

исторических

традиций  этноса

Обрядовые игры Культовые

Семейные

Сезонные

     
+

+

 
+

+

 
+

+

 
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 
Тренинговые игры Интеллектуальные

Сенсомоторные

Адаптивные

 
+
 
+
 
+

+

 
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 
Досуговые игры Игрища

Тихие

Забавляющие

Развлекающие

 
+

+

 
+

+

 
+

+

+

 
+

+

+

 
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 
 
 

1.3. Воспитание детей  в развивающем  пространстве творческой  игры

  С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Бытовое искусство, фольклор опекают ребенка с рождения, сопровождают в детстве. Ребенка в крестьянской семье искусство окружало с первых дней жизни. Он не только слышал колыбельные песни, потешки, прибаутки и сказки, но и видел исполненные значения и художественного вкуса предметы, которые исподволь учили его осознавать гармонию мира, единства человека и природы, взаимосвязь труда и духовной жизни. Просыпаясь, ребенок видел занавеску с набивным узором, звонкую трещетку-погремушку, строгую одежду мамы или красочный наряд бабушки. Обращал внимание на яркие разноцветные росписи на люльке, по стенам которой рассыпались диковинные травы и птицы.

  Следовательно, детский фольклор, по мнению В.Аникина, предстает как хорошо организованная система, хотя она складывалась стихийно. Она соединила в себе традиции и новизну поздних времен. Все виды детского фольклора выполняли свою «человекообразующую» роль. Они были для ребенка началом всех начал.

  Развитие  у ребенка активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в невообразимо разнообразных  играх. Дети играли, придумывали игры и игрушки во все времена. До наступления  теплых весенних дней дети играли в зимние игры. Девочки играли в куклы, которые делали из бросового материала, а мальчиков занимали уличные забавы. На Масленицу дети катались на санках, вениках, лошадях. Во время Еремея Запрягальника начинается пахота, в это время дети делали свистульки из черемуховых прутиков. Июнь в жизни детворы мало чем отличался от второй половины мая. Дети купаются, ловят рыбу, девочек с собой не берут. Девочки собираются в кружок перед домом и рассказывают сказки, придуманные ими. Также играли в «Клетки», устраивали стол из досок, роль посуды играли «сечки», кирпичи делались коровами. Они готовили обеды, ходили в гости друг к другу, делали печенье из глины и посыпали семенами белены. Кроме игр творческих, в большом употреблении были так называемые формальные игры: в городки, бабки, беговую лапту. Собирали грибы, ягоды, ловили птиц.

  Во  время сбора урожая дети помогали своим родителям. Осенью они шли  в школу. Зимние игры и забавы значительно отличались от летних. Делали снежки, толкали друг друга в снег, стараясь получше «снятся», т.е. получить лучший отпечаток. Катают в санках друг друга по очереди, возят младших. Девочки проводят время больше дома. Рассказывают сказки, иногда устраивают концерты, пляшут, творят сказочные образы. Игры на святках отличались от игр остального времени. Показывают и зарисовывают теневые фигуры, завязывают мудреные узлы, предлагая их развязать. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети. Поэтому в дошкольном детстве игры существуют много веков, так как их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность детей дошкольного возраста. 

  Дошкольное  детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.

    Основной вид деятельности , по  мнению Е.Гаспаровой, дошкольного  возраста – игра, в процессе  которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.* Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

  В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психологическом развитии, подготавливающие переход к новой, более высокой ступени развития.

    Особое место занимают игры, которые  создаются самими детьми. Их называют  творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники

_______________ 

*Ведущая  деятельность дошкольника. // Дошкольное  воспитание, - 1987. №7 – с.45-50. 

воспроизводят в ролях все то, что они видят  вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно  формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что нам дает право называть игру творческой деятельностью? Как известно, игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но и в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих, которые всегда реальны, их чувства, переживания всегда искренни, подлинны. Ребенок знает, что кукла или мишка – это только игрушки, но их любят как живых, понимает, что он « не настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

  Детское творчество появляется в замысле  игры и в поиске средств для  его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль и т.д. В творческой игре дети выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

  Творческая  игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в одной другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

  В отличии от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую  работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется  в процессе деятельности. Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления – комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их. В тоже время в играх, имевшее действительное место в жизни, иногда сознательно изменяется. В этом проявляется стремление детей показать свое отношение к увиденному, а также подтверждается творческий характер деятельности дошкольников. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его способности к воображению чего-либо. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые помогают в развитии способности к замыслу и реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. В различных возрастах творческая игра имеет определенный характер развития. В младшем возрасте, когда воображение ребенка еще не достаточно развито, организующим началом игр являются игрушки, различные материалы, а также подражание сверстникам. На четвертом году жизни ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте интерес к действию часто преобладает над устойчивостью цели. Дошкольники 5-7 лет проявляют большой интерес к творческим играм. У них есть любимые герои, которым они стремятся подражать. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением. Появление длительности игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Для длительных игр характерны не только плановость и согласованность действий, но и их импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи, новые образы.

  Развитие  творческого воображения, по мнению Л.С.Выготского, проявляется в том, что дошкольники объединяют в  игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда и включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.* В дальнейшем включение новых событий, ролей в прежние любимые игры становится обычным делом. Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Входя в роль, ребенок стремится подражать поступкам, манерам, речи своего героя. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает выявить ребенку свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать сними свои действия. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

    Для осуществления замысла ребенку  необходимы игрушки и разные  предметы, которые помогают ему  действовать в соответствии со  взятой на себя ролью. Если  под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность, видеть в предмете несуществующие качества, составляет одну из характерных особенностей детства.

  Таким образом, игровое творчество развивается  под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, а также влияющие на развитие творческого замысла.

  Первым  создателем творческих игр был народ. Творческие игры существуют много веков. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои творческие игры, были созданы своеобразные игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании творческих игр и игрушках отразились особенности

________________ 

*Игра  и ее роль в психическом  развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. №6. 

национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Творческие проявления детей в играх разнообразны от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданным литературным произведением. Развитию творческой игры у детей способствуют различные виды игрушек. Творческим играм характерна самостоятельность в деятельности, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Поэтому творческая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность, умения действовать в коллективе, развивает воображение, фантазию, а следовательно, и творчество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние народной педагогики игры на развитие и воспитание дошкольников