Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты формирования самостоятельности младших школьников 6
1.1 Социально – психологическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2. Самостоятельность как интегративное свойство личности 10
1.3 Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности 13
Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников 18
2.1 Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников 18
2.2 Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников 22
2.3 Результаты изучения самостоятельности младших
школьников 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Особое
значение для развития в этом возрасте
имеет стимулирование и максимальное
использование
С
целью выявления особенностей проявления
самостоятельности детей
Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная – 22 ребенка; 2 группа – экспериментальная – 22 ребенка. Всего в исследовании приняли участие 45 детей.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.
Исследование состояло из 4 – х этапов:
1 этап – наблюдение за детьми на уроках, беседа с педагогами.
2 этап – создание условий стимулирующих самостоятельность школьников.
3 этап – наблюдение за детьми на уроках.
4 этап – анализ и сравнение полученных данных в двух группах.
На первом этапе были проведены ряд наблюдений проявлений самостоятельности в учебной деятельности детей в двух группах на разных уроках. В процессе наблюдения отмечались следующие критерии проявлений самостоятельности: выполнение задания самостоятельно или по образцу, наличие самостоятельных вопросов, желания дополнить и исправить ответ товарища, сосредоточенность внимания на выполнении самостоятельных заданий, реакции на замечания и т.д. В процессе наблюдения отмечалось следующее:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата.
3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования;
-
самостоятельность: умеет ли
- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
-
инициативность: умеет ли ребенок
выполнять деятельность по
Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:
Анализ полученных в ходе наблюдений данных позволил выделить следующие проявления самостоятельности детей:
Выявлено, что доминирующим характером мотивации является ориентация на отметку; большая часть детей редко мобилизуют свои усилия на реализацию цели. 46% школьников экспериментальной группы не осознают цель и не планируют свою деятельность по достижению цели. В контрольной группе этот показатель выше – 59%.
Для большинства детей двух групп характерно использование более элементарных способов действия, например подражание образцу действия взрослого, копирование его. Что свидетельствует о неосознанности самостоятельной деятельности. 40 % учащихся контрольной группы запоминают учебный материал механически, заучивая; не способны к самостоятельному пересказу, не могут привести самостоятельно примеры, сделать выводы. Такие же трудности испытывают 58% учащихся экспериментальной группы.
При
организации самостоятельной
В результате проведенной, уточняющей наблюдение, беседы установлено, что только 27% учеников экспериментального класса положительно относятся к самостоятельной деятельности, для большей части 62% это отношение безразличное и противоречивое.
Результаты
наблюдения представлены в диаграмме
2.1.1.
Таким
образом, уровень сформированности
самостоятельности в двух группах
представляется недостаточным для
успешного осуществления
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов:
1)
диагностирование уровней
2)
моделирование стимулирующего
4) анализ и коррекция самостоятельной познавательной деятельности школьников, моделирование новой ситуации.
При разработке условий стимулирования самостоятельной деятельности детей, мы исходили из определения его сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из его компонентов: мотивационного, операционно-действенного, эмоционального. Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания. Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности. Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.
Комплекс
приемов, методов и условий
Таблица 2.1.1 Организационно – педагогические условия формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста
Организационно – педагогические условия | Стимулирующее воздействие | |
1 | Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. | Развитие самостоятельной деятельности |
2 | Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий. | Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность |
3 | Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». | Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности. |
4 | Использование
при организации |
Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. |
5 | Включение учеников
в продуктивную самостоятельную
деятельность через использование
приемов:
групповой формы организации обучения, систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций. |
Формирует умения
контролировать свою деятельность; такие
качества самостоятельной деятельности
как
ответственность и организованность. |