Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:07, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов
на игровую деятельность младших школьников…………………………………...6
1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы........................................6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………........11
1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности…………………………………………………………………………15
Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………………………21
2.1. Организация и задачи исследования…………………………………………..21
2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Воронежский
государственный педагогический университет”
Кафедра
коррекционной психологии
и педагогики ВГПУ
Курсовая работа на тему:
Игровая
деятельность в младшем школьном
возрасте
Выполнила студентка:
Степанова Анна Геннадьевна,
Факультет
ДПП, 3й курс
Руководитель:
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры коррекционной психологии
и педагогики
ВГПУ
Могилева Вера Николаевна
Воронеж 2010 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов
на игровую
деятельность младших школьников………………………………
1.1.Понятие
игровой деятельности, содержание, приёмы........................
1.3.
Общая характеристика младшего школьника,
его учебной и игровой деятельности………………………………………………
Глава
II. Эмпирическое исследование на основе
теории, наблюдений.
Опросник по игровой деятельности………………………………………………
2.1.
Организация и задачи исследования…………………………………………..
2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………28
Введение.
Младший школьный возраст – это ступень личностного становления
ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир, в данном случае, в игре. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоения человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и как все это влияет на его деятельность, в том числе и игровую.
Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой
стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.
В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная
функция образования, ибо общество рассматривается, как единство культуры
и социальности, образуемых деятельностью человека, а деятельность системы
мы образования может стать средством социокультурного развития личности
участников образовательного процесса.
Учителю необходимо учитывать воспитательное
и познавательное значение игры для ребенка
этого возраста и оказывать влияние (прямое
или косвенное) на характер и направление
игр. Играя, ребенок проявляет такие черты
личности, которые не обнаруживаются у
него в процессе учебной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей
ребенка в игре позволяет учителю изменить
отношение к ребенку — развивать у него
те ценные качества, которые ярко проявились
в игре. Одновременно учитель лучше узнает
отрицательные качества ребенка, и это
позволяет ему учитывать такие проявления
личности в учебной деятельности учащегося.
На большое воспитательное значение игры
указывали прогрессивные русские педагоги
еще в дореволюционное время. К. Д. Ушинский
неоднократно подчеркивал большое воспитательное
значение игры, готовящей ребенка к творческому
труду, к деятельности, к жизни. Он отмечал,
что в игре ребенок ищет не только удовольствия,
но и серьезных занятий, игра — это мир
практической деятельности ребенка, которая
удовлетворяет не только физические, но
и духовные его потребности. Игра является
отражением жизни [ 20, с 29].
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игровой деятельности в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [1,c.62].
Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразиться на психологическом самочувствии человека, актуализировав базальную потребность в идентификации (по Э. Фромму), выраженной в особой обостренности переживаний по поводу осмысления своего места в мире, поиска себя. Причем наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в эту воронку социальных катаклизмов оказалось закономерно вовлечено и наименее психологически защищенное население России - дети. Их мировоззренческие тенденции и духовно-нравственная опора разрушены извне еще до того, как они начали активно формироваться [6, с.11].
Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: в связи с изменением социокультурных
условий развития ребёнка, произошли изменения
в игровой деятельности детей, её сюжет
и содержание.
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов на игровую деятельность младших школьников
1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы.
Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме (А. Н. Леонтьев). Игра является такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. И изучается различными науками - историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, этологией и т. д.
Игра — школа подготовки к труду. Говоря об игровой деятельности, А. С. Макаренко указывает, что работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных, ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: игра приучает ребенка к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему в работе.
Игра является средством воспитания. Н. К. Крупская указывала, что игра приучает детей быть организованными, в процессе игры воспитываются вожаки, организаторы, люди, умеющие вести за собой других. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: развивается физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества. Игровая деятельность создает коллектив [6,c.62].
Игра
специфическая детская
- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
-
игры, идущие от исторически
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно- образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве [1,c.14].
Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры- забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
Информация о работе Игровая деятельность в младшем школьном возрасте