Игровая деятельность в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов
на игровую деятельность младших школьников…………………………………...6
1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы........................................6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………........11
1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности…………………………………………………………………………15
Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………………………21
2.1. Организация и задачи исследования…………………………………………..21
2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Игровая деятельность в мл шк возрасте.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    “Воронежский  государственный педагогический университет” 
     

    Кафедра коррекционной психологии и педагогики ВГПУ 

    Курсовая  работа на тему:

    Игровая деятельность в младшем школьном возрасте 
     
     

    Выполнила студентка:

    Степанова Анна Геннадьевна,

    Факультет ДПП, 3й курс 

     

         Руководитель:

    Кандидат психологических наук,

    доцент кафедры коррекционной психологии

    и педагогики ВГПУ 
    Могилева Вера Николаевна
     
     
     
     
     
     

    Воронеж 2010 г.

Содержание. 

    Введение……………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов

на игровую  деятельность младших школьников…………………………………...6

1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы........................................6

1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………........11

1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности…………………………………………………………………………15

Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………………………21

2.1. Организация и задачи исследования…………………………………………..21

2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………...22

     Заключение………………………………………………………………………….26

     Список использованной литературы……………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

             Младший школьный возраст – это ступень личностного становления

ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир, в данном случае, в игре. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоения человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и как все это влияет на его деятельность, в том числе и игровую.

             Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой

стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

               В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная

функция образования, ибо общество рассматривается, как единство культуры

и социальности, образуемых деятельностью человека, а деятельность системы

мы образования  может стать средством социокультурного развития личности

участников  образовательного процесса.

             Учителю необходимо учитывать воспитательное и познавательное значение игры для ребенка этого возраста и оказывать влияние (прямое или косвенное) на характер и направление игр. Играя, ребенок проявляет такие черты личности, которые не обнаруживаются у него в процессе учебной деятельности. 
                 Изучение индивидуальных особенностей ребенка в игре позволяет учителю изменить отношение к ребенку — развивать у него те ценные качества, которые ярко проявились в игре. Одновременно учитель лучше узнает отрицательные качества ребенка, и это позволяет ему учитывать такие проявления личности в учебной деятельности учащегося. На большое воспитательное значение игры указывали прогрессивные русские педагоги еще в дореволюционное время. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий, игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра является отражением жизни [ 20, с 29].

        Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

        Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

         Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игровой деятельности в целом.

         Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [1,c.62].

     Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразиться на психологическом самочувствии человека, актуализировав базальную потребность в идентификации (по Э. Фромму), выраженной в особой обостренности переживаний по поводу осмысления своего места в мире, поиска себя. Причем наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в эту воронку социальных катаклизмов оказалось закономерно вовлечено и наименее психологически защищенное население России - дети. Их мировоззренческие тенденции и духовно-нравственная опора разрушены извне еще до того, как они начали активно формироваться [6, с.11].

     Актуальность  данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

       Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.

        Объект: дети младшего школьного возраста.

         Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.

        Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов на игровую деятельность младших школьников

1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы.

           Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме (А. Н. Леонтьев). Игра является такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. И изучается различными науками - историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, этологией и т. д.

     Игра — школа подготовки к труду. Говоря об игровой деятельности, А. С. Макаренко указывает, что работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных, ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: игра приучает ребенка к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему в работе.

     Игра является средством воспитания. Н. К. Крупская указывала, что игра приучает детей быть организованными, в процессе игры воспитываются вожаки, организаторы, люди, умеющие вести за собой других. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: развивается физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества. Игровая деятельность создает коллектив [6,c.62].

     Игра  специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет  свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

     - игры, возникающие по инициативе  ребенка – самодеятельные игры;

     - игры, возникающие по инициативе  взрослого, внедряющего их с  образовательной и воспитательной целью;

     - игры, идущие от исторически сложившихся  традиций этноса – народные  игры, которые могут возникать  как по инициативе взрослого,  так и более старших детей.

     Каждый  из перечисленных классов игр, в  свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно- образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве [1,c.14].

     Содержание  самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка  и содержательным общением с взрослыми.

     Второй  класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические  и другие) и досуговые, к которым  следует отнести игры- забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

     Воспитательное  и развивающее значение таких  игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

     Дидактические игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых  педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические  игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

Информация о работе Игровая деятельность в младшем школьном возрасте