Теоретическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства средствами компью

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 190.62 Кб (Скачать)

Вывод по главе I

       Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Учителю в использовании комплекса отводится очень важная роль.

       Компьютер значительно расширил возможности  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

       Кроме того, компьютер позволяет полностью  устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

       Применение  компьютерной техники делает урок привлекательным  и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Развитие познавательных интересов, формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительные искусства.

       Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной  изобразительной деятельностью  подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

       Учитель начальной школы обязан научить  детей учиться, сохранить и развить  познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ  наук. Поэтому одна из главных целей - развивать познавательные процессы.

       Познавательная  деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по проблеме развитие познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения.

2.1 Задачи, методика  констатирующего  эксперимента.

     Цель: расширить и углубить знания на начальном этапе рисования в соответствии с уровнем сформированности компьютерной грамотности учащихся экспериментальной группы, с помощью обучающих программ, и методических пособий.

     Исходя  из теоретических положений, рассмотренных  в первой главе, формирование компьютерной грамотности осуществляется на отдельных  этапах урока. С экспериментальной  группой будут  проведены уроки  с использованием компьютерного обучения, обучающих программ и методических пособий.

Что бы  достичь  поставленной цели, на государственной  практике на уроках будет применяться  такое методическое пособие как  энциклопедия «Я учусь рисовать»  «Игры упражнения» которое  направленно  на развитее познавательных процессов младших школьника на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения.  

Эта энциклопедия состоит из 5 разделов:

  • Что нужно для рисования
  • Обучение рисованию
  • Обучающие видеоролики
  • Игры упражнения
  • Раздел для родителей
 

    Разделы «Что нужно для рисования» и «Обучение рисованию» дают необходимый базис для успешного рисования и развития ребенка. 

    «Раздел для родителей» призван помочь родителям в определении подхода к обучению своего ребенка рисованию – как развивать интерес к рисованию, куда пойти учиться и так далее.  

    «Обучающие видеоролики» учат рисовать конкретные вещи и предметы, для того чтобы воспользоваться видео нужно кликнуть по интересующему рисунку и вам расскажут как правильно нарисовать рисунок.  

    «Игры упражнения» представляют на ваш выбор четыре увлекательных типа развивающих игр:

    • Закраска по цифрам
    • Рисовать по клеточкам
    • Рисовать по точечкам
    • Произвольная раскраска
 

Что бы правильно  уметь пользоваться пособием, необходимо познакомиться с «Основными управляющими элементами»

      • Кнопка проигрывания обучающего видеоролика
      • Кнопка пауза для обучающего видеоролика
      • Просмотреть следующую главу
      • Просмотреть предыдущие главу
      • Подняться на уровень вверх в иерархию программы
 

При прохождение  практики я уже обращалась к учебному пособию и брала методику рисования  грузового автомобиля, данный конспект имею при себе! результат был положительным практически все дети справились с  заданием.  

       Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на знакомство с предметами изобразительного иссукуства!

    - знание  названий отдельных предметов и отличия между ними;

- умение  устно или письменно описывать  эти предметы т.е. характеристика каждого предмета 

    - понимание  роли, значения или применения  отдельных предметов

    - применение  предметов в ходе выполнения работы

  Для проверки знаний и умений, соответствующих  первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение  учащимися отдельных знаний и умений.

       Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- понимание  формулировок важнейших и основных понятий по изобразительному искусству. (карандаш, кисть, палитра) 

- умение  устанавливать взаимосвязь между  основными предметами.

- умение  самостоятельно работать с   предметами по инструкции учебника  или по указанию учителя и  фиксировать его результаты.

   Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления.

       Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- умение  применять правильно  технику рисования предмета

    - понимание,  и умение видеть ошибки, и исправлять  их

- умение  проектировать,  работы, а также фиксировать и анализировать их результаты;

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Критерии

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по изобразительному искусству

  Опираясь  на эти  рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. При проверке усвоения материала  нужно выявлять полноту, прочность  усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2.  Основными формами проверки знаний и умений учащихся по изобразительному искусству являются  тест, рисунок с техникой выполнения, выполнения самостоятельных работ в рабочих тетрадях по изобразительному искусству. При оценке ответов и работ  учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения.

   К недочетам относятся, свидетельствующие  о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и  умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными.

  Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

  4. Задания для устного и письменного  опроса учащихся состоят из теоретических вопросов.

  Ответ на теоретический вопрос считается  безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты обоснованные выводы.

   5.  Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

  6.  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком творческом развитии учащегося; и его предложения дополнительно после выполнения им заданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

       Из  анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров  в реальном учебном процессе, можно  сделать вывод, что в условиях компьютерного обучения появляются новые возможности для развития:

- социальной  и познавательной активности  детей: имеется в виду уровень  субъективного контроля ученика,  интеллектуальная инициатива;

- Компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

- Способности  ребенка к самореализации: в частности,  стремление к реализации знаний  в программных продуктах, в  познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность  результатами деятельности;

- Гармоничной  индивидуальности, соотношение практического  и вербального. интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. Компьютерное обучение детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

Задачи, которые  ставились в исследовании были достигнуты. Применение компьютера на уроках ИЗО - эффективный метод в развитии познавательных процессов.

Применение  в школе компьютерной технике  учителями начальных классов  поможет сделать школьное преподавание более эффективным. В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Данные  программы («Я учусь рисовать» «Игры  упражнения») помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников. 
Итак, можно сделать вывод, что применение компьютерной техники на уроках изобразительного искусства развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.  
 

Список  литературы

Информация о работе Теоретическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства средствами компью