Теоретическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства средствами компью

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 190.62 Кб (Скачать)

Глава I. Теоретическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства средствами компьютерного обучения

1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства

       Познание  мира в ощущениях и в восприятии. Для того чтобы жить и ориентироваться  в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

       Интересующая  человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором  она ему необходима и непосредственно  воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные  задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

       Первичные, исходные сведения о мире человек  получает через ощущения.

       Они предоставляют человеку сведения о  разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

       Ощущения, восприятие, воображение, память относятся  к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

       Воображение и память как познавательные процессы.

       Воображение можно определить, как способность  человека волевым усилие восстановить и представить в образной форме  те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.

       Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).

       С помощью своего воображения человек  творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично  включено в творчество.

       Благодаря воображению человек имеет возможность  как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать. Память в жизни людей играет еще более существенную роль.

       Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках. Человек запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания, которые повторяются и которые иначе каждый раз пришлось бы находить заново.

       В познании человеком окружающего  мира воображение и память взаимодействуют  друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:

       1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.

       2. Взаимной стимуляции: воображение  непосредственно участвует в  процессах памяти, способствуя ее  улучшению; память, включаясь в  воображение, делает его более продуктивным и творческим.

       3. Совместного влияния на другие  психологические процессы память  и воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления - образного.

       Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.

       Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд, до нескольких дней.

       Долговременная  - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено).

       Генетическую  память, - в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

       Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

       Слуховая  память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.

       Двигательная  память - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многофазных сложных движений.

       Эмоциональная память - это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминания или без особого труда и на более длинный срок.

       Осязательная, обонятельная, вкусовая их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранении организма.

       С раннего детства процесс развития памяти ребенка ведется по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в посредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. 
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес Павел Петрович Блонский.

       Он  высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также  разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Павел Петрович Блонский [7, c. 37-39] высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

       Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Лев Семенович Выгодский [15, c. 176-185]. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.

       Специальные исследования непосредственного и  опосредованного запоминания в детском возрасте провел Алексей Николаевич Леонтьев [50, c.112-140]. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Алексея Николаевича Леонтьева, состоит в том, что "обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру каждого акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится посредственным".

       В формировании внутренних средств запоминания  центральная роль принадлежит речи. Речь является основным средством человеческого  общения. Важно отличать язык от речи. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь же это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

       Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем  сознания, памяти, информации, средством  управления поведением других людей  и регуляции собственного поведения  человека. Собственно множеству ее функций речь является полиморфной  деятельностью, т.е. в своих различных  функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.

       Усвоение  речи ребенком начинается с выделения  речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в  его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении. Алексей Николаевич Соколов [65, c. 47] показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти, - писал Сергей Леонтьев Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом". У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

       Основные  виды памяти:

       Мгновенная, или коническая; память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

       Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все, же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении становится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

       В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представить действительность в  образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

       "Анализ  показывает, - писал Лев Семенович Выгодский [16, c. 6-164], что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать... никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти".

       Теоретическое понятийное мышление - это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

       Теоретическое образное мышление - материал, который  человек использует для решения  задач, является образным. Они или  непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Данная форма наиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Информация о работе Теоретическое обоснование развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного исскуства средствами компью