Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников.

Работа содержит 1 файл

вторая курсовая.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

      При работе с шариками не нужно ориентировать детей на их цвет – их можно брать подряд, независимо от окраски.

      Когда ребенок научится четко реагировать на звук «У», сказанный громким голосом в слоге пу, педагог громко говорит слог па. Таким же образом проверяется наличие реакций на звуки и (в слоге пи) и р, произнесенные громким голосом у самого уха ребенка. 

      Для продолжения проверки слуха можно вынуть шарики из корзинки и положить их назад в коробку. Но если этот вид работы надоел ребенку, можно взять другой материал – счетные шарики. Убрав воротца, лоток и шарики, обследователь ставит перед ребенком подставку со стержнями, с которых сняты все шары. Они лежат в коробке. Задача ребенка состоит в том, чтобы в ответ на услышанные звуковые сигналы нанизывать шары на стержни.

      Выработав у ребенка реакцию определенным образом реагировать на интенсивный сигнал, педагог начинает постепенно уменьшать силу своего голоса. Он вновь произносит те же слоги (пу, па, пи) и звук р, но уже не очень громко, а голосом средней громкости. Если ребенок никак не реагирует на такое звучание, педагог вновь прибегает к громкому голосу. Получив от ребенка ответное действие, он опять пытается вызвать реакцию на голос средней громкости. Если после нескольких проб ребенок все же не реагирует на такую силу голоса, обследование данного уха на этом заканчивается. Если оказывается, что он ощущает голос средней громкости, педагог начинает произносить эти же звуки голосом обычной разговорной громкости. Педагог может при этом произносить ряд слогов: па-па-па, пи-пи-пи, пу-пу. При наличии четких реакций ребенка на голос разговорной громкости у ушной раковины педагог начинает постепенно увеличивать расстояние—говорить на расстоянии 10, 20, 50 см; постепенно определяется то расстояние, на котором ребенок еще ощущает голос разговорной громкости.

      Совершенно аналогично проверяются  слуховые возможности другого  уха ребенка. Только теперь  педагог садится справа от  ребенка.

      В тех случаях, когда ребенок долго не реагирует на появление звука, нужно проверить, не устал ли он. Для этого можно легонько постучать пальцем по спинке или сидению стула или подуть ребенку на волосы. Если при этом у ребенка будет живая реакция, то это значит, что он не слышит предлагаемых ему звуков.

      Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не утомлялся и не адаптировался к звукам. Если он вдруг перестает давать ответные реакции на звуки, которые он хорошо ощущал несколько минут назад, то необходимо сделать перерыв в обследовании слуха, чтобы дать ребенку возможность отдохнуть.

      При третьем варианте проверки записывается, при каких условиях ребенок выполняет предложенное действие: скатывает ли он с лотка шарики при произнесении обследователем слогов голосом разговорной громкости, на каком расстоянии от обследователя скатывает шарик в ответ на голос повышенной громкости.

       После проведения исследования  проводится оценка. Если ребенок выполняет, заданное ему действие только в ответ на произнесение голосом повышенной громкости, то его следует отнести к категории глухих.

      Если он скатывает шарик при ощущении голоса разговорной громкости хотя бы на расстоянии 5 см от ушной раковины, то его нужно квалифицировать как слабослышащего, даже если он при этом не будет воспроизводить слова, предложенные ему обследователем (см. главу I, Б). В данном случае ребенок находится на том этапе, когда он только ощущает голос, но не умеет еще пользоваться своим слухом в силу ряда обстоятельств (условий жизни, уровня развития и т. д.).

      Если ребенок ощущает голос разговорной громкости и ушной раковины, не повторяя слов, с ним должна проводиться систематическая слуховая работа в условиях диагностической группы или в семье. Через год необходима повторная консультация для уточнения состояния слуха данного ребенка. Такой ребенок может оказаться или слабослышащим, или глухим со значительными остатками слуха и в зависимости от этого должен быть направлен в соответствующий тип дошкольного учреждения.

      4-й вариант.  Если у ребенка не удается выработать условную реакцию ни на вибрационный, ни на звуковой раздражитель, нужно прибегнуть к иному способу проверки. Его обычно приходится использовать при обследовании преддошкольников и младших дошкольников (примерно до 3,5 лет).

      Ребенку предлагается свободное рисование или игра с мягкими игрушками. Ребенок сидит за столом. Обследователь, находясь за спиной ребенка на расстоянии 3 м, зовет его по имени голосом разговорной громкости. В руках у взрослого имеется какая-либо игрушка. Если ребенок поворачивает голову в сторону голоса взрослого, тот показывает ему игрушку и дает ее для игры. В этом случае обследователь начинает постепенно увеличивать расстояние и произносит голосом разговорной громкости разные слова – односложные, двухсложные, трехсложные. Интервалы между произнесением слов должны все время меняться. Каждый раз при повороте головы ребенка на звук педагог дает ему какую-нибудь игрушку (плюшевую собачку, кошку и т.п.).

      Если ребенок реагирует на слова, сказанные голосом разговорной громкости, на значительном расстоянии (5 – 7 ж), нужно проверить, как он ощущает шепот. Педагог произносит слова шепотом на разном расстоянии от ребенка.

      Если ребенок не дал никакой реакции на произнесение своего имени на расстоянии трех метров, педагог приближается к нему – сначала до двух метров, потом до одного метра, потом осторожно подходит к нему сзади и произносит его имя у самого затылка ребенка (пользуясь экраном). При отсутствии реакции педагог уходит назад, на прежнее место (3 м от ребенка), берет барабан и ударяет по нему несколько раз не очень сильно. Если ребенок при этом никак не меняет своего поведения, педагог производит сильные удары и следит за реакцией ребенка. У детей преддошкольного возраста (до 3 лет) реакции могут появляться лишь на минимальном расстоянии инструмента от ребенка, часто при сильных ударах в барабан прямо над головой ребенка.

      Барабан используется при проверке слуха как сильный слухо-вибрационный раздражитель, который ощущают все глухие дети с нормальным интеллектом. Барабан является контрольным раздражителем: обследователь сравнивает реакции ребенка на звучание барабана с реакциями, которые ребенок дает на другие звуковые раздражители, – голос повышенной разговерной громкости и шепот. Определив, каким способом ребенок реагирует на сильный слухо-вибрационный раздражитель, обследователь вновь пробует вызвать у ребенка реакцию на голос – произносит слог пу голосом разговорной громкости у ушной раковины ребенка. Если ребенок не реагирует на неоднократное произнесение этого слога у правого и левого уха, педагог в целях контроля ударяет несколько раз по барабану.

      При данном способе проверки  слуха у маленьких детей во  время их свободной деятельности (рисование, игра) обследователь  подает звуковые сигналы через  значительные промежутки времени.  Это делается для того, чтобы  звук не потерял для ребенка  сигнального значения и мог  (при наличии ощущения) вызвать  определенную двигательную или  эмоциональную реакцию.

      При четвертом варианте проверки отоларинголог следит за тем, поворачивает ли ребенок голову при произнесении слогов или слов голосом разговорной громкости, шепотом, голосом повышенной громкости. Фиксируется расстояние, на котором ребенок обнаруживает наличие ощущения звука. В ответ на звук ребенок может реагировать поворотом головы, поднятием глаз, миганием, пожатием плеч, смехом, голосовой реакцией. Все эти реакции заносятся в протокол обследования. Если обследователь использует при проверке барабан, фиксируются расстояние (от исследователя до ребенка) и характер реакции.

       После проведения исследования проводится оценка. Отсутствие у маленького ребенка реакций на звуковые раздражители разной силы не может само по себе являться показателем снижения слуха. При задержке физического развития у ребенка могут оказаться заторможенными, подавленными все реакции – ребенок может не реагировать на стук по коляске (кроватке), в которой он лежит, на щекотание, на зрительные раздражители и т. п. Однако, если нет реакции на звук при наличии реакций на остальные раздражители, можно говорить о снижении слуха. Но при этом трудно установить степень нарушения. Более точное заключение о состоянии слуха ребенка дается во время повторной консультации, которая проводится по решению комиссии не ранее чем через 6 месяцев. Наличие реакции ребенка отмечается в протоколе знаком «+», отсутствие реакции – знаком  «—».

     

Информация о работе Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха