Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников.

Работа содержит 1 файл

вторая курсовая.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

§1. Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха.

  

      История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников. И вновь приоритет принадлежал сурдопедагогам. О необходимости коррекционной работы с неслышащими детьми наши соотечественники – Н.Л. Лаговский, Н.К. Патканова, Ф.А. Рау и Н.А. Рау – заговорили в конце XIX века, быстро перейдя от слов к делу. (по Малофееву 2003год) В 1900 году стараниями Ф.А. Рау и Н.А. Рау в Москве появляется первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха. В 1904 году аналогичное учреждение в Петербурге открывает профессор М.В. Богданов – Березовский, в Киеве - сурдопедагог  Н.К. Патканова.

      В 1929 году десятитысячным тиражом  публикуется практическое руководство  Н.А. Рау «матерям маленьких  глухих детей», через два года  пятитысячным тиражом выходит  брошюра Ф.Ф. Рау и Н.А. Рау  «матерям маленьких тугоухих  детей». В 1930 году Е.Ф. Рау добивается  открытия в системе здравоохранения  специальных яслей для глухих, куда принимались дети возраста 3 – 6 месяцев. Примерно тогда же экспериментальные дошкольные группы создаются при Ленинградском институте глухонемых, при клинике Пермского мединститута (1931). В силу причин идеологического и экономического характера модели и подходы, разработанные отечественными исследователями, не могли получить широкого внедрения в масштабах страны, но уже в начале 30-х годов ими была сформулирована и осмыслена задача ранней помощи как важное направление научного и практического поиска педагогов – дефектологов.

      Понадобилось не одно десятилетие,  чтобы в советской системе  специального образования появились  новый структурный элемент –  система дошкольного воспитания  и новый тип учебного заведения  – специализированный детский  сад.

      Исследователем в области раннего выявления и ранней помощи  детям с нарушенным слухом была Э.И. Лоенгард. В период 70 – 80х годов сотрудники института Н.Д. Шматко и Т.В Пелымская проводят цикл экспериментальных исследований в области раннего (с первых месяцев жизни) выявления нарушений слуха и построения системы коррекционной работы с детьми первых лет жизни.(по Малофееву 2003 год) Результаты обучения глухих и слабослышащих детей оказались ошеломляющими. Специалистам стало ясно, что в случае раннего выявления и раннего начала обучения ребенок с нарушенным слухом может достичь не просто более высокого, а качественно иного уровня развития и приблизиться к возрастной норме.

      Комплексный физиолого – психолого  – педагогический подход к  изучению и обучению детей  с недостатками развития  1985 году  привел отдельных специалистов  НИИ дефектологии АПН СССР  к постановке проблемы ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции  детей с нарушениями слуха  и на следующем этапе педагогического  эксперимента – к разработке  проблемы интеграции этих детей  в общеобразовательные учреждения. Тем не менее, проводимые исследования все больше убеждали отдельных дефектологов в том, что система специального образования нуждается в реформировании, все более очевидной становилась для них необходимость структурно – функциональной реорганизации системы.

      В ответ на инициативу энтузиастов  Госкомитет по народному образованию  СССР в январе 1990 года принимает  целевую комплексную программу  «социально – психологическая  поддержка, обучение и воспитание  детей с недостатками умственного  и физического развития». Одним  из шести приоритетных направлений  авторы Программы определили  «дошкольную коррекционно-педагогическую  работу с аномальными детьми».  Последующие политические и социально  экономические перемены в жизни  страны не позволили реализовать  намеченную целевую программу,  но ее основные идеи нашли свое отражение в приоритетных направлениях научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, которые были сформулированы ученым совета Института коррекционной педагогики РАО в 1992 году.

      На современном этапе система специального образования должна обеспечить:

- максимально  раннее выявление особых образовательных  потребностей ребенка;

- максимальное  сокращение разрыва между моментом  определения первичного нарушения  и началом целенаправленного  обучения ребенка, включающего  как неспецифического, так и специфические  компоненты;

- обязательное включение родителей в процесс раннего  обучения и их подготовка силами специалистов.

      Таким образом, важнейшей задачей  настоящего времени является  построение гибкой государственной  системы ранней помощи детям  с отклонениями в развитии  и семьям, их воспитывающим.

      В последнее года проведен ряд крупных теоретических и экспериментальных исследований, результаты которых уже внедряются в широкую практику. Так, исследования в области раннего выявления и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушений слуховой функции показали, что целенаправленное педагогическое воздействие на первом году жизни приводит к принципиально иным результатам по сравнению с теми, которые достигаются при традиционном начале коррекционной работы в 2 – 3 года.

Особую  значимость и эффективность ранняя помощь обретает в системе учреждений Министерства труда и социального  развития. Разработана система работы с коррекционно-развивающих игр,  которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни, как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (Ю.А. Разенкова).

      В последние годы проводятся  углубленные исследования самых  сложных аспектов ранних ступеней  онтогенеза – особенностей раннего  аффективного развития. Проанализированы  особенности эмоционального развития  ребенка первого-второго годов  жизни, среди них выделены наиболее  диагностически значимые. Показана  необходимость динамического наблюдения  и лонгитюдного изучения патологических тенденций в эмоциональной сфере.

      Важным аспектом в системе  коррекционной работы с детьми  раннего возраста становится  проблема семейного воспитания, разработка типов и форм взаимодействия  семьи и системы коррекционной  поддержки. В ходе экспериментальных  исследований, посвященных этой  проблеме, изучались педагогические  и организационные условия включения  родителей в реализацию коррекционно-развивающего  обучения, апробировались разнообразные  формы взаимодействия семьи и  системы коррекционной поддержки.  Были определены задачи психологического консультирования семей, выявлены наиболее важные аспекты профилактической работы с родителями (З.М. Дунаева, О.С. Никольская, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.)

      В последние годы в России открылось множество центров, оказывающих реабилитационную помощь детям с отклонениями в развитии. Так был открыт «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», центр Down Side Up центр раннего вмешательства и другие учреждения.

      Ранняя  коррекция отклонений  в развитии во всем мире  является одним из приоритетных  направлений специальной педагогики  и психологии. Необходима такая  система, которая позволяла бы  выявить отклонения в развитии  младенцев с периода новорожденности  и обеспечивала бы каждого  ребенка  необходимой ему медико-психолого-педагогической  коррекцией. (Н.Д. Шматко 2003 год) Такая диагностика должна включать в себя:

      - скрининг-обследование всех детей первого года жизни с целью выявления среди них младенцев с подозрением на то или иное отклонение в развитии;

      - дифференциальную диагностику с целью снятия этого подозрения или установление диагноза;

      -организацию коррекционной помощи  с момента появления первого  подозрения на отклонение в  развитии. При этом она должна  быть максимально приближена  к месту жительства семьи (детская  поликлиника, реабилитационный центр,  в том числе и центр раннего  вмешательства).

       В настоящее время уже работает  государственная система выявления  нарушений слуха у детей с  периода новорожденности. Она  предусматривает:

      В роддомах – выявление детей,  относящихся к группе риска  тугоухости и глухоте. 

      В детских поликлиниках по  месту жительства – обследование  слуха детей с факторами риска  в 1,2,4 и 6 месяцев по специально  предложенной скрининг-методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ).

      В сурдологических кабинетах – проведение аудиологического обследования (регистрация отоакустической эмиссии, акустического рефлекса, слуховых вызванных потенциалов, импедансометрия) с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха).

      Организация выявления нарушений  слуха у детей может выступать  как одна из моделей при  создании государственной системы выявления различных отклонений в развитии младенцев и их обеспечения комплексной коррекционной помощью.

      Так же Н.Д. Шматко рассматривает   такие формы коррекционной помощи  как группы кратковременного  пребывания, и возможность интегрированного  воспитания и обучения. И вносит  некоторые опасения. Во первых,  проблема соотношения специфической и неспецифической помощи. На фоне усиления внимания к общему развитию малышей наметились потери в специфической коррекционной помощи, а следовательно, в удовлетворении специфических образовательных потребностей детей. Во вторых, проблема определения содержания и методов коррекционной помощи. Наблюдается некоторая вольность в определении содержания и методов ранней коррекционной помощи, отказ от разработанных, устоявшихся, доказавших свою эффективность методик воспитания и обучения младенцев и дошкольников. К сожалению,  в настоящее время в практике ранней помощи появились и предлагаются в качестве передового опыта методики, либо в целом рассчитанные на детей раннего возраста, то есть не учитывающие специфических образовательных потребностей отдельных групп детей, либо включающие в себя разные, подчас взаимоисключающие подходы.

      Итак, следует отметить, что за последние годы значительно расширились возможности раннего (с периода новорожденности) выявления нарушений слуха, принципиально изменились возможности индивидуальных слуховых аппаратов, позволяющие даже глухому ребенку слышать звуки, ранее не доступные его слуху. При неэффективности слухопротезирования возможно проведение глухому малышу кохлеарной имплантации (вживление электродов в улитку). Разработаны и доказали свою эффективность педагогические методики воспитания и обучения  детей раннего возраста с нарушенным слухом, предполагающие развитие устной речи. В практику обучения всё шире входят интеграция слабослышащих и глухих детей в среду слышащих сверстников. Отмечена высокая эффективность обучения детей в смешанных группах. Но в то же время вышеизложенные тенденции требуют обсуждения и связаны с периодом роста системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.  Особенности развития детей с нарушенным слухом  младенческого и раннего возраста. 
 

    При рассмотрении вопроса о психическом развитии ребенка с нарушениями слуха следует исходить из того, что он подвергается воздействию того общества, в котором он живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает. Это говорит об общих тенденциях в развитии нормального и аномального ребенка. (Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф.)

    У ребенка с нарушенным слухом  наряду с первичным недостатком  слухового анализатора очень  рано возникают вторичные дефекты как в физическом, так и в области всей познавательной деятельности. Следовательно, ребенок с нарушенным слухом (если нарушение является внутриутробным) сразу же или после рождения (если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития по сравнению с ребенком, у которого нет биологических отклонений в развитии. Это неблагополучие сказывается, прежде всего, в нарушении содержания возрастных этапов развития ребенка.

    Наиболее ярко отставание в  развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка раннего  и дошкольного возраста. Отставание в развитии ребенка проявляется в смешении овладения ведущими видами деятельности соответственно возрастным этапам к их качественному своеобразию. Наряду с этим у ребенка с нарушенным слухом раннего возраста наблюдается отставание сенсорного развития от уровня нормально развивающегося ребенка. Эти особенности, по мнению сурдопедагогов, обусловлены вторичными дефектами: недоразвитием деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми как речевого, так и невербального.

Информация о работе Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха