Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников.
§1. Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха.
История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников. И вновь приоритет принадлежал сурдопедагогам. О необходимости коррекционной работы с неслышащими детьми наши соотечественники – Н.Л. Лаговский, Н.К. Патканова, Ф.А. Рау и Н.А. Рау – заговорили в конце XIX века, быстро перейдя от слов к делу. (по Малофееву 2003год) В 1900 году стараниями Ф.А. Рау и Н.А. Рау в Москве появляется первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха. В 1904 году аналогичное учреждение в Петербурге открывает профессор М.В. Богданов – Березовский, в Киеве - сурдопедагог Н.К. Патканова.
В 1929 году десятитысячным тиражом
публикуется практическое
Понадобилось не одно
Исследователем в области раннего выявления и ранней помощи детям с нарушенным слухом была Э.И. Лоенгард. В период 70 – 80х годов сотрудники института Н.Д. Шматко и Т.В Пелымская проводят цикл экспериментальных исследований в области раннего (с первых месяцев жизни) выявления нарушений слуха и построения системы коррекционной работы с детьми первых лет жизни.(по Малофееву 2003 год) Результаты обучения глухих и слабослышащих детей оказались ошеломляющими. Специалистам стало ясно, что в случае раннего выявления и раннего начала обучения ребенок с нарушенным слухом может достичь не просто более высокого, а качественно иного уровня развития и приблизиться к возрастной норме.
Комплексный физиолого –
В ответ на инициативу
На современном этапе система специального образования должна обеспечить:
- максимально
раннее выявление особых
- максимальное
сокращение разрыва между
- обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка силами специалистов.
Таким образом, важнейшей
В последнее года проведен ряд крупных
теоретических и экспериментальных исследований,
результаты которых уже внедряются в широкую
практику. Так, исследования в области
раннего выявления и комплексной медико-психолого-
Особую значимость и эффективность ранняя помощь обретает в системе учреждений Министерства труда и социального развития. Разработана система работы с коррекционно-развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни, как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (Ю.А. Разенкова).
В последние годы проводятся
углубленные исследования
Важным аспектом в системе
коррекционной работы с детьми
раннего возраста становится
проблема семейного воспитания,
разработка типов и форм
В последние годы в России открылось множество центров, оказывающих реабилитационную помощь детям с отклонениями в развитии. Так был открыт «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», центр Down Side Up центр раннего вмешательства и другие учреждения.
Ранняя коррекция отклонений
в развитии во всем мире
является одним из
- скрининг-обследование всех детей первого года жизни с целью выявления среди них младенцев с подозрением на то или иное отклонение в развитии;
- дифференциальную диагностику с целью снятия этого подозрения или установление диагноза;
-организацию коррекционной
В настоящее время уже
В роддомах – выявление детей, относящихся к группе риска тугоухости и глухоте.
В детских поликлиниках по
месту жительства –
В сурдологических кабинетах – проведение аудиологического обследования (регистрация отоакустической эмиссии, акустического рефлекса, слуховых вызванных потенциалов, импедансометрия) с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха).
Организация выявления
Так же Н.Д. Шматко
Итак, следует отметить, что за последние
годы значительно расширились возможности
раннего (с периода новорожденности) выявления
нарушений слуха, принципиально изменились
возможности индивидуальных слуховых
аппаратов, позволяющие даже глухому ребенку
слышать звуки, ранее не доступные его
слуху. При неэффективности слухопротезирования
возможно проведение глухому малышу кохлеарной
имплантации (вживление электродов в улитку).
Разработаны и доказали свою эффективность
педагогические методики воспитания и
обучения детей раннего возраста с
нарушенным слухом, предполагающие развитие
устной речи. В практику обучения всё шире
входят интеграция слабослышащих и глухих
детей в среду слышащих сверстников. Отмечена
высокая эффективность обучения детей
в смешанных группах. Но в то же время вышеизложенные
тенденции требуют обсуждения и связаны
с периодом роста системы ранней помощи
детям с отклонениями в развитии.
§2.
Особенности развития
детей с нарушенным
слухом младенческого
и раннего возраста.
При рассмотрении вопроса о психическом развитии ребенка с нарушениями слуха следует исходить из того, что он подвергается воздействию того общества, в котором он живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает. Это говорит об общих тенденциях в развитии нормального и аномального ребенка. (Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф.)
У ребенка с нарушенным слухом
наряду с первичным
Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка раннего и дошкольного возраста. Отставание в развитии ребенка проявляется в смешении овладения ведущими видами деятельности соответственно возрастным этапам к их качественному своеобразию. Наряду с этим у ребенка с нарушенным слухом раннего возраста наблюдается отставание сенсорного развития от уровня нормально развивающегося ребенка. Эти особенности, по мнению сурдопедагогов, обусловлены вторичными дефектами: недоразвитием деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми как речевого, так и невербального.
Информация о работе Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха