Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
История специального образования берет свое начало в западной Европе XVI века, - именно тогда были предприняты первые попытки индивидуального обучения глухонемых. На рубеже XVII – XIX столетий открываются государственные специальные школы. И только в начале XX века предпринимаются первые попытки специального обучения и воспитания дошкольников.
Исходя из практики, Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э. И. изложили критерии и методы отбора в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха и интеллекта.
Методы отбора в специальные дошкольные учреждения были разработаны в секторе дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР.
Критерии были вычленены в процессе диагностического обследования и проверены на 2000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Правильность поставленных диагнозов проверялась затем в процессе контрольного обследования детей на повторных консультативных приемах, длительного (в течение 5 лет) наблюдения за развитием детей в условиях обучения и воспитания в специальных дошкольных учреждениях и в условиях семьи. Под длительным наблюдением находилось 450 детей.
Поскольку дети, направляемые для обследования с целью их определения в специальные дошкольные учреждения, часто не владеют речью либо владеют ею недостаточно, большинство предлагавшихся нами заданий имело невербальную форму. Это не исключает сопровождающей речи взрослого. (Невербальными считаются задания, во время предъявления и выполнения которых ребенок и педагог не пользуются устной речью. условия деятельности вытекают из характера материала либо могут быть объяснены жестами. Ответом служат действия ребенка.)
При обследовании большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.
Нельзя ограничиваться аудиологическим исследованием слуха. Аудиограмма, снятая врачом отоларингологом-аудиологом, позволяет судить о степени понижения слуха и о его диапазоне. Но, помимо аудиограммы, необходимо знать, как ребенок пользуется своим остаточным слухом в быту, при общении с окружающими. Необходимость проведения педагогического обследования обусловлена также тем, что не во всех случаях удается получить аудиограмму.
Существенно, что основанием для направления ребенка в то или иное учреждение должно быть не изолированное исследование слуха, сенсорного развития, интеллекта или поведения, а единая характеристика, составленная на основании учета всех данных, полученных в процессе диагностического обследования.
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Описывают условия и методы проведения диагностики детей. Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить в белых халатах. Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться в ход обследования.
Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано. На детском столике помещаются игрушки для игры: небольшой ящик со строительным материалом, маленькие машины, кукла с одеждой и постельными принадлежностями, посуда и мебель. К этому столику придвигается столик, за который сажают ребенка.
Весь остальной материал должен быть скрыт от глаз ребенка (накрыт салфеткой или помещен за ширму).
Одновременно с проведением обследования заполняются протоколы. Очень важно заранее знать, кто какой протокол будет вести, так как заполнение протоколов требует хорошей ориентации в заданиях, в том, что именно нужно фиксировать; о чем может свидетельствовать то или иное действие ребенка, тот иди иной способ решения поставленных задач и т. д.
С первого же момента появления ребенка в комнате для обследования начинает заполняться протокол наблюдения за его поведением. Так как этот протокол будет заполняться на протяжении всего обследования, его следует передать психологу. В случае отсутствия психолога – одному из членов комиссии, непосредственно не занятому с ребенком.
Протокол обследования состояния речи заполняет сурдопедагог. Протокол обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог.
Проверка слуха начинается уже в то время, когда ребенок заинтересован игрой. Сурдопедагог (или сурдолог, отоларинголог) зовет ребёнка по имени, пользуясь голосом нормальной разговорной громкости. Сначала обследователь находится на значительном от ребенка расстоянии (примерно 3 м), а затем, если ребенок не реагирует на зов, постепенно к нему приближается. Наконец, он подходит к ребенку сзади так, чтобы тот не только не видел взрослого, но и не ощущал его присутствия с помощью вибрационной чувствительности иди тактильного восприятия (прикосновение к стульчику, колебания досок пола, прикосновение к волосам ребенка). Пользуясь экраном (чтобы ребенок не ощущал тока воздушной струи при произнесении), педагог зовет ребенка по имени. Сначала имя произносится у затылка, а затем около его правого и левого уха. Повторяем, что при этом ребенок не должен ощущать присутствия около себя человека. Сурдопедагог произносит имя ребенка голосом разговорной громкости. При наличии реакции (поворот головы, вскидывание глаз, улыбка, повторение слова) сурдопедагог гладит ребенка по голове и выражает свое удовлетворение. Это является первичным знакомством с расстояние слуха, необходимым для его дальнейшей проверки.
По окончании наблюдений за игрой ребенка начинается специальное обследование его слуха.
При педагогическом, обследовании слуха выделяются три основные параметра: сила голоса, расстояние между обследователем и ребенком и характер реакции ребенка.
Специалист, фиксирующий результаты проверки, должен сидеть так, чтобы видеть лицо ребенка и наблюдать за его поведением при обследовании слуха. При педагогическом обследовании слуха возможны четыре варианта проверки. Заполнение протокола осуществляется в любом случае, независимо от того, по какому варианту (1, 2, 3 или 4) проводится проверка слуха.
Авторы приводят 4 варианта обследования.
(см. приложение 1)
Система
ранней коррекционной помощи не стоит
на месте. Институт коррекционной педагогики
РАО в рамках приоритетных направлений
исследований уделял особое внимание
разработке методик раннего выявления
и ранней комплексной медико-психолого-
Варианты обследования (по Венгер, Выготской, Леонгард):
1-й вариант. В том случае, если обследующий обнаружил, что ребенок ощущает голос разговорной громкости на значительном расстоянии (1–3–5 м), ребенку старше 2,5 – 3 лет можно предложить повторять слова в полной или лепетной форме (папа, бабушка, кошка, дом; ам-ам; мяу, би-би). При этом сурдопедагог начинает произносить слова голосом обычной разговорной громкости непосредственно у ушной раковины ребенка. Затем голосом той же силы он произносит слова на все более далеком от ребенка расстоянии. Это происходит до тех пор, пока ребенок не перестанет повторять произносимые сурдопедагогом слова.
После проверки реакции
При первом варианте проверки фиксируется, на каком расстоянии от обследователя ребенок повторяет слова (указывается расстояние: 6 м, 5 м, 4 м, 3 м, 2 м, 1 м, 0,5 м, у ушной раковины). Отдельно фиксируется:
а) повторение слов, сказанных голосом обычной разговорной громкости;
б) повторение слов, произнесенных шепотом.
Оценка. Если ребенок воспринимает шепот на меньшем, чем 6 м расстоянии, то его следует отнести к категории слабослышащих даже если он воспринимает голос разговорной громкости. Если же он правильно повторяет слова, сказанные шепотом на расстоянии 6 м и более, то это будет означать, что дефекты его речевого развития обусловлены не снижением слуха, а какими-либо иными причинами – чисто речевыми нарушениями, отставанием в развитии, снижением интеллекта, нарушением фонематического слуха, расстройством эмоционально-волевой сферы.
2-й вариант. Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на значительном расстоянии, но не умеет (или стесняется) повторять сказанные педагогом слова, перед ним можно поместить несколько игрушек – от 2 до 5, (в зависимости от возраста ребенка) и предложить показывать на ту игрушку, название которой произносится. Проверка проводится таким же образом, как предложено в 1-м варианте (включая проверку слуха на шепот).
При втором варианте в протокол заносятся данные о том, с какого расстояния обследователь произносит голосом разговорной громкости и шепотом названия показываемых ребенком предметов (6 м, 5 м, 4 м и т.д.).
После проведения исследования проводится оценка. Оценка производится таким же способом, как и в предыдущем варианте.
3-й вариант. Если во время игры ребенок не дал никакой реакции на голос разговорной громкости, то сурдопедагог проверяет слух на основе выработки условно-рефлекторной реакции.
Для этого сначала педагог обращается к вибрационной чувствительности ребенка. Перед ребенком ставится небольшая пирамидка (из 5 элементов). Обследователь садится слева (если ведущая рука у ребенка правая) или справа (если ведущая рука левая) от ребенка. Если педагог сидит слева от ребенка, он прикладывает левую руку ребенка к своей гортани, а свою правую руку кладет на лежащую на столе правую руку ребенка. Педагог произносит звук м (звук м используется потому, что он вызывает сильную вибрацию лицевых костей головы.). Ребенок ощущает вибрацию гортани педагога. Не отнимая левой руки ребенка от своей гортани, педагог правой рукой ребенка снимает с пирамидки ее вершину и кладет ее рядом с пирамидкой. Правая рука ребенка опять лежит на столе. Педагог вновь правой рукой ребенка снимает колечко пирамиды в момент произнесения звука. Так повторяется несколько раз. Педагог произносит звук м с разными интервалами, чтобы ребенок ориентировался только на вибрацию гортани педагога, а не на время (ритм). Наконец, педагог перестает помогать ребенку. Он произносит звук ж и ждет, когда ребенок сам снимет кольцо, с пирамидки.. (или наденет на пирамидку). Если ребенок будет колебаться, можно слегка подтолкнуть его руку. Затем ребенок начинает самостоятельно нанизывать кольца на пирамидку при ощущении вибрации гортани педагога. Каждый раз, когда ребенок правильно – по сигналу – надевает или снимает кольцо, педагог поощряет его поглаживанием по голове.
Выработку условной реакции можно начинать пробовать у детей 2 лет 10 мес. – 3 лет. Однако не у всех детей этого возраста удается выработать такой условный рефлекс. У детей более старшего возраста такая реакция вырабатывается достаточно быстро.
После образования рефлекса на
ощущение вибрации можно
Вместо пирамидки обследователь берет коробку «Лоток с шариками» и корзинку. Из коробки постепенно, один за другим, вынимаются и ставятся на край стола в ряд воротца, образующие нечто вроде «туннеля». Прежде чем поставить воротца на стол, обследователь показывает их ребенку. При этом обследователь показывает всем своим видом, что ребенка ожидает что-то интересное. Последним ставится лоток. Нужно расположить его так, чтобы его нижняя часть находилась около последних ворот (т.е. чтобы шарик, положенный на верх лотка, прежде чем упасть в корзину, прокатывался по столу через все ворота). Корзину ставят на полу около стола так, чтобы шарик, скатываясь, попадал прямо в нее. Все шарики (их 8 штук) остаются в коробке, которую обследователь помещает около правой руки ребенка. Теперь все готово к обследованию. Руки ребенка лежат на столе. Педагог садится слева от ребенка и начинает проверку состояния слуха на левое ухо. Педагог закрывает лицо экраном (можно листом бумаги), наклоняется к самому уху ребенка и произносит громким голосом пу (это должен быть громкий голос, но не крик). В тот же момент педагог правой рукой ребенка берет из коробки один шарик и кладёт его на лоток. Так повторяется до тех пор, пока ребенок не начнет бросать шарик в ответ на произнесение пу.
Если это не получается, обследователь слегка подталкивает ручку ребенка. Таким образом он побуждает его взять шарик из коробки в ответ на звук. Наконец ребенок начинает самостоятельно реагировать на звук, произнесенный педагогом громким голосом. При этом нужно строго следить за тем, чтобы экран не прикасался к голове ребенка. Все правильные реакции. ребенка подкрепляются одобрением со стороны педагога (как и при выработке условной реакции на ощущение вибрации). Педагог должен сидеть так, чтобы его стул не прислонялся к стулу ребенка и чтобы он сам не касался ни ребенка, ни его одежды, ни его волос. Нужно создать такие условия, при которых ребенок будет реагировать на звучание только с помощью своего остаточного слуха.
Педагог произносит слоги с разными интервалами, делая между слогами то короткие, то длинные паузы. Нельзя опускать экран по окончании произнесения слога, иначе ребенок начинает ориентироваться не на звук, а на этот внешний жест. Педагог все время сидит около ребенка, скрыв за экраном всю нижнюю часть своего лица (ниже глаз).
Информация о работе Теоретические подходы к ранней помощи детям с нарушениями слуха