Мы обобщили и систематизировали
опыт работы органов ССУ ИГЛУ,
среди которых мы выделили: ЦСИ,
Студсовет ИОТ, студенческий педагогический отряд «Феникс».
Так как в опросе принимали
участие студенты ИОТ ИГЛУ, для
более подробного исследования
нами был выбран Студсовет
ИОТ, деятельность которого была
проанализирована в соответствии
с основными критериями, которые
предъявляются к современным органам ССУ.
Нами были рассмотрены все этапы его создания:
создание инициативной группы; подготовка
учредительного собрания; проведение
учредительного собрания; планирование
работы; организация работы руководящего
органа; установление взаимодействия
со структурными подразделениями ВУЗа.
Студсовет ИОТ отвечает всем отличительным
признакам студенческого самоуправления:
автономность, системность, связь с внешней
средой, самодеятельность, целенаправленность.
В процессе работы мы выявили показатели
эффективности работы органов ССУ, основные
среди которых: команда, деятельность,
организационная культура, ресурсы организации,
«Public Relation» объединения, установление
контактов с другими студенческими организациями.
Необходимо отметить, что Студсовет ИОТ
ИГЛУ осуществляет свою деятельность
только год и поэтому и пока не отвечает
полностью всем должным характеристикам.
Хотя уже сейчас можно говорить о многих
его достижениях, среди которых налаженные
контакты со студенческими педагогическими
отрядами и молодёжными движениями.
Вышеобобщённый опыт деятельности органов
ССУ подтверждает гипотезу исследования,
в которой определяются необходимые условия
по формированию социальной активности
студентов в деятельности органов ССУ:
теоретическая и методическая подготовленность
студенческого актива к осуществлению
деятельности в органах ССУ; оптимальное
соотношение руководства и самоуправления
органа ССУ; планирование и организация
деятельности органов ССУ на основе мониторинга
уровня развития социальной активности
студентов; стимулирование социальной
активности студентов путём включения
их в деятельность органов ССУ.
Заключение
Сегодня молодежь РФ – это 39,6 миллиона
молодых граждан. Очевидно, что укрепление
позиций РФ в мире, обеспечение ее конкурентоспособности
возможно только при эффективном задействовании
потенциала развития, носителем которого
является молодежь. Необходимо создать
условия для самореализации молодежи
и стимулы для включения молодых в общественные
процессы.
Степень эффективности этого участия
определяется тем, насколько молодежь:
1) разделяет цели и задачи государственного
развития;
2) обладает необходимыми личными и профессиональными
качествами и возможностями их реального
применения в социально-политической
практике.
Одним из важных условий формирования
социальной активности личности,
является его участие в деятельности
различных форм коллективной
самоорганизации.
Одной из задач нашего исследования
являлось раскрытие сущности и содержания понятии «социальная
активность». В процессе работы мы проанализировали
различные подходы, которые используются
в трактовке данного понятия и пришли
к выводу, что трактовка, предложенная
Е. М. Харлановой, наиболее полно раскрывает
данное понятие. Социальная активность
– это сложное состояние и одновременно
свойство учащихся ВУЗов по осуществлению
осознанной, интенсивной, преимущественно
самодетерминированной (психической)
и внешней (практической) деятельности,
направленной на преобразование себя
и социума в соответствии с задачами общественного
развития.
Следующей задачей нашего исследования
мы ставили раскрытие сущности
понятия «студенческое самоуправление».
Мы предприняли попытку показать,
что одним из мощных стимулов повышения социальной
активности студенческих коллективов
образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования
выступает самоуправление, которое является
специфическим демократическим институтом,
ориентированным на совместную с администрацией
и общественными организациями задачу
оптимизации всей жизнедеятельности образовательного
учреждения. При этом студенческое самоуправление
представляет собой процесс решения силами
самих студентов жизненно важных проблем
управления делами образовательного учреждения,
как в учебной, так и во внеучебной сферах.
Тем самым мы попытались обосновать необходимость
участия студентов в деятельности органов
ССУ.
При характеристике органов студенческого
самоуправления нами были рассмотрены
наиболее эффективные их формы, отличительные признаки,
трудности, с которыми сталкиваются органы
ССУ в процессе становления.
На следующем этапе нашего
исследования, в его практической
части, опытно-экспериментальной
базой которого явилось Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Иркутский государственный
лингвистический университет», нами был
выявлен уровень социальной активности
студентов ИГЛУ и сравнён с уровнем социальной
активности студентов, принимающих участие
в деятельности органов ССУ ИГЛУ: Студсовета
ИОТ, СПО «Феникс», ЦСИ. Результаты исследования
подтвердили важную роль органов ССУ в
формировании социальной активности студентов.
Также нам удалось обобщить
и систематизировать опыт работы
органов ССУ ИГЛУ. Более подробно нами был проанализирован
Студсовет ИОТ, где учитывались все критерии,
предъявляемые к современным органам
ССУ:
1) признаки: автономность,
системность, связь с внешней
средой, самодеятельность, целенаправленность;
2) принципы: объединения,
добровольности, формализации, государственности,
фокуса внимания, выборности, партнёрства,
ресурсного обеспечения.
В результате проделанной работы мы определили показатели
эффективности работы органов ССУ по формированию
социальной активности студентов: это
– наличие команды, члены которой несут
персональную ответственность; организация
деятельности (дела организации); организационная
культура (миссия организации, принципы
и законы деятельности, традиции); ресурсы
организации (финансовые, кадровые, материально-технические),
«Public Relation» объединения (реклама деятельности),
установление контактов с другими студенческими
организациями.
На основе обобщения
и анализа опыта деятельности
ССУ ИГЛУ нам удалось подтвердить
условия, повышающие эффективность работы органов
ССУ, к которым мы отнесли:
- обеспеченность теоретической, методической,
практической подготовленности студенческого
актива к организации и управлению воспитательным
процессом, оптимальное соотношение педагогического
руководства и самоуправления жизнедеятельности
данного актива;
- организация воспитательной работы
на основе мониторинга уровня развития
социальной активности студентов путем
перспективного планирования их деятельности;
- стимулирование социальной активности
студентов, направленной на их самореализацию
и саморазвитие;
- включение студентов в практико-ориентированную,
социально-ценную деятельность, отвечающую
их интересам и потребностям, а также в
деятельность органов ССУ.
По результатам данного исследования
мы можем сделать вывод о том, что студенты
должны принимать участие в организации
учебного процесса, влиять на качество
образования, которое они получают. Многие
студенческие союзы сегодня занимаются
исключительно досугом, а не выражением
интересов студенчества. Студент должен
иметь легитимный, законный способ доведения
своих интересов до администрации ВУЗа,
а ректор, в свою очередь, должен знать
мнение студенчества по принимаемым решениям.
К тому же студенты, получившие навыки
управления в процессе учебы, как правило,
более успешны и востребованы работодателем.
В каждом ВУЗе может существовать сколько
угодно творческих союзов, общественных
организаций, в том числе и профсоюзных.
При этом должен быть легитимный Студенческий
совет. Это (согласно Примерному положению)
внутривузовский механизм, выстраиваемый
в соответствии со спецификой ВУЗа и дающий
возможность всем без исключения студентам
включиться в управление учебным заведением.
Не развивая студенческое самоуправление,
не включая студентов в управление ВУЗом,
в принятие решений на самых различных
уровнях, мы рискуем не столько получить
студенческие волнения, сколько еще одно
поколение людей, не способных руководить
экономикой и бизнесом, включаться в управление
государством. ВУЗ, на наш взгляд, должен
быть не только местом получения образования,
он должен нести целый комплекс социальных
функций. Сегодня не молодежная политика
должна находиться в сфере образования,
а образование должно стать частью целостной
государственной политики в отношении
молодежи. Важно не только дать человеку
образование, но и трудоустроить его, создать
условия, чтобы он нашел свое место в России
(а не в другой стране, компании которой
ведут системный отбор лучших выпускников).
Проведённое исследование в своей основе
подтвердило выдвинутую гипотезу, но не
претендует на исчерпывающий характер
и предполагает перспективу дальнейшего
изучения проблемы.
Список использованной литературы:
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер – М. : Академия, 1995. – 296 с.
- Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб. : Златоуст, 1999. - 472 c.
- Андреева, М. А. Формирование социальной активности личности студента университета [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Андреева. – Оренбург, 2006. – 22 с.
- Апатенко С. Воспитание и социальная активность студентов [Электронный ресурс] / С. Апатенко. – Экономика и образование сегодня. – http: // www.eed.ru/opinions/0_100.html. (15 июня 2005).
- Богданова Р. У. Студенческое самоуправление: современный опыт [Текст] : учебно-метод. пособие для педагогических работников высших учебных заведений / Р. У. Богданова. – СПб. : АНО «КИО», 2006. – 106 с.
- Борисова, О. В. Формирование социальной активности студентов в условиях клубных объединений вуза [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В. Борисова. – Чебоксары, 2005. – 21 с.
- Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г. Бочарова. – М. : Речь, 1994. – 207 с.
- Бугаенко, Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном ВУЗе [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Бугаенко. – Владикавказ, 2004. – 23 с.
- Викулова, Л. Г. Воспитательная работа в Иркутском Государственном Лингвистическом Университете [Текст]. – Иркутск : ГОУ ВПО ИГЛУ, 2004. – 80 с.
- Ганич, Е. С. Проблема воспитания социальной активности студентов ВУЗов [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. С. Ганич. – Мурманск, 2001. – 23 с.
- Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Дралюк. – Саратов, 2005. – 22 с.
- Кагерманьян, В. С. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов [Текст] / В. С. Кагерманьян // Организация воспитательной деятельности в ВУЗах. – 2002. - № 3. – С. 13-56.
- Калашникова Н. И. Формирование социальной активности студентов: комплексно-целевой подход [Текст] / Н. И. Калашникова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1989. – 106 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
- Колесникова, М. В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / М. В. Колесникова. – Омск, 2007. – 22 с.
- Концепция Федеральной целевой программы «Молодёжь России» на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. – Молодёжные парламенты России. – http: //www.mparlament.ru/documents/04.doc. (2005).
- Костюченко, О. А. Студенческое самоуправление в условиях вузовской демократии [Текст] / О. А. Костюченко. – Киев : УМКВО, 1991. – 53 с.
- Мардахов, Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Маширова, Е. А. Студенческое самоуправление в высших учебных заведениях Самарской области [Текст] : информац.-методич. сборник / Е. А. Маширова. – Самара: Агентство по реализации молодежной политики», 2006. – 118 с.
- Мехонцева, Д. М. Структура органов студенческого самоуправления и управления [Текст] / Д. М. Мехонцева // Школьные технологии. – 2003. - № 2. – С. 130-136.
- Олесич, Н. Е. Господин студент Императорского Санкт-Петербурского университета [Текст] / Н. Е. Олесич. – СПб. : Бельведер, 2002. – 208 с.
- Организация студенческого самоуправления [Электронный ресурс]. – Физтех-портал. – http: // www.sam.fizteh.ru/analysis/penza/organisation.html. (15 апр. 2007).
- Пафнутьева, О. В. Общественное объединение «Престиж». Социальный проект [Текст] / О. В. Пафнутьева. – Иркутск : Информационно-издательский отдел ОГОУ СПО Иркутский педагогический колледж № 2, 2007. – 24 с.
- Певзнер, В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном ВУЗе [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В. М. Певзнер. – Великий Новгород, 2005. – 28 с.
- Пономарёв, А. В. Внеучебная воспитательная работа со студентами в ВУЗе: организация и управление [Текст] / А. В. Пономарёв // Университетское управление. – 2005. - № 2. – С. 71-76.
- Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич. - Мн.: Соврем. Слово, 2005. – 720 с.
- Резолюция Всероссийской конференции: «Будущее России – ответственность молодёжи. Самоуправление студентов как фактор развития социальной компетентности молодёжи» [Электронный ресурс]. – РАПОС. – http: // www.rapos.ru/Info/viewtopic.php?t=103. (14 дек. 2006).
- Родина, Л. И. Развитие социальной активности подростков [Электронный ресурс] / Л. И. Родина. – Партнёрство через образование. – http: // www.sipkro.ru/sipkro/pco/notes/2004.shtml. (12 дек. 2004).
- Семь шагов создания органа ССУ [Электронный ресурс]. – Всероссийский проект Российского Союза Молодёжи при поддержке Министерства образования и науки. – http: // www.studorg.ru/organize.html. (2006).
- Студенческое самоуправление [Электронный ресурс]. – Википедия. – http: // ru.wikipedia.org/wiki/Студенческое_самоуправление. (15 апр. 2008).
- Сырцова, Е. Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов [Текст] / Е. Л. Сырцова // Современные наукоёмкие технологии. – 2007. - № 7. – С. 77-79.
- Тимерманис И. Е. Студенческое самоуправление как объект исследования и ресурс общественного развития [Текст] / И. Е. Тимерманис. СПб. : Диалог, 2006. – 215 с.
- Турбина, Т. А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Т. А. Турбина. – СПб., 2007. – 20 с.
- Харланова, Е. М. Развитие социальной активности студентов педагогического ВУЗа в деятельности студенческого педагогического отряда [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. М. Харланова. – Челябинск, 2002. – 22 с.
- Ховрин, А. Ю. Вожатый – старт в профессию [Текст] / А. Ю. Ховрин, Л. Ф. Шаламова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
- Чернышев, А. С. Студенческое самоуправление [Текст] / А. С. Чернышев, Н. С. Степашов. – М. : Академия, 1990. – 104 с.
- Шаламова, Л. Ф. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодёжи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // Высшее образование в России. – 2007. - № 8. – С. 72-74.
Приложение 1
Рис. 1. Структура управления и самоуправления
в ВУЗе
Приложение 2
Рис. 2. Структура органов ССУ
группы
Приложение 3
Рис. 3. Структура ССУ потока (курса)
Приложение 4
Рис. 4. Структура ССУ курса
Приложение 5
Рис. 5. Структура ССУ факультета
Приложение 6
Рис. 6. Структура ССУ ВУЗа
Приложение 7
Анкета исследования
Уважаемый (ая)!
Просим Вас принять участие в исследовании.
Нас интересует именно Ваше мнение о работе
органов студенческого самоуправления
Вашего учебного заведения. Все собранные
данные будут проанализированы и представлены
только в обобщенном виде.
Обведите кружком предпочтительный вариант
ответа на вопрос или напишите свой вариант
ответа там, где это указано.
Заранее благодарим Вас за
сотрудничество!
- Как Вы полагаете, для чего создаются органы студенческого самоуправления?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Принимали ли Вы активное участие в школьной жизни?
- Да (в какой форме?)
- Нет
- Знаете ли Вы, какие в Вашем учебном заведении есть формы студенческого самоуправления?
- Да;
- Нет (переход к 8 вопр);
- Не знаю, что такое студенческое самоуправление (переход к 8 вопр)
- Назовите формы студенческого самоуправления в Вашем учебном заведении?____________________________________________________
- Откуда Вы знаете о том, какие формы студенческого самоуправления существуют в Вашем ВУЗе?
- К нам в группу приходят представители студенческого самоуправления и информируют о своей деятельности;
- Из объявлений на стендах, листовках и т.п.;
- Рассказывают преподаватели;
- От знакомых;
- Другое____________________________________________
- Участвуете ли Вы в деятельности органов студенческого самоуправления?
- Да, укажите, в чем именно___________________________