Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа
Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74
Рис. 13. Что Вы понимаете под социальной активностью
На вопрос «Важно ли для Вас участие в общественной
жизни?» 51% студентов ответили утвердительно,
но при этом 81% никак не участвуют в жизни
университета, социальная активность
остальных студентов выражается в организации
праздников (7%), в участии в различных конференциях
(3%), в исполнении обязанностей старосты
группы (9%). Все опрошенные студенты, участвующие
в деятельности органов ССУ ответили положительно
на данный вопрос, что свидетельствует
о том, что для них важна деятельность,
которой они занимаются, а также важно
достижение определённых целей и результатов.
В опросе принимали участие члены органов
ССУ ИГЛУ: СПО «Феникс» - 43%, Студсовет ИОТ
– 17%, ЦСИ – 40% (рис. 14, 15).
Рис. 14. Важно ли для Вас участие в общественной жизни
Рис. 15. В какой форме Вы сейчас участвуете в жизни университета
71% студентов никак не видят свою социальную активность в будущем, 26% ещё не представляют в какой форме будет реализовываться их социальная активность в будущем и 3% видят свою социальную активность в роли политика. Можно сделать вывод, что немногие студенты ИГЛУ задумываются о своём будущем. Что же касается студентов, участвующих в деятельности органов ССУ, то можно отметить, практически все студенты (за исключением 12%), задумываются о своём будущем, 40% из них видят свою социальную активность в роли участника молодёжного движения, 28% - в роли специалиста по связям с общественностью, 20% - в роли политика (рис. 16).
Рис. 16. В какой форме Вы видите свою социальную активность в будущем
Роль студенческого самоуправления в
жизни молодёжи была воспринята 26% опрошенных
как возможность реализации профессиональных
возможностей и такое же количество опрошенных
выделяют в качестве ведущей роли ССУ
роль общения. Каждый четвёртый респондент
оценил роль самоуправления как возможность
реализации социальных инициатив. 22% как
одну из форм проведения досуга. 2% не осознают
значимости органов ССУ. Среди студентов,
участвующих в деятельности органов ССУ,
также в качестве ведущей роли студенческого
самоуправления была выделена реализация
профессиональных возможностей (43%), чуть
меньшее число опрошенных (40%) выдвинули
в качестве основной роли реализацию социальных
инициатив и 17% - общение (рис. 17).
Рис. 17. Какую роль играет ССУ
Учитывая то, что студенческое самоуправление считается формой социальной активности студенческой молодежи, необходимо разобраться, что же сами респонденты вкладывают в это понятие. Итак, практически каждый второй определил социальную активность либо как участие в общественной деятельности, либо как участие в студенческой жизни. Что же касается студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ, то они определяют это понятие более шире, каждый третий определил его как участие в межвузовских мероприятиях, а каждый четвёртый как участие в молодёжных движениях, форумах.
Важным также является то, что большая часть опрошенных не считают для себя необходимым участие в общественной жизни, причем практически каждый из них не принимал активное участие в школьной жизни.
Таким образом, интерес к собственному проявлению социальной активности среди респондентов, не участвующих в деятельности органов ССУ, очень мал. Практически каждый из опрошенных, кроме 9% студентов (исполняют обязанности старост), никак не проявляет социальную активность. Абсолютно противоположные результаты показал опрос студентов, участвующих в деятельности органов ССУ, где практически каждый принимал активное участие в школьной жизни и для каждого важно участие в общественной жизни.
По данным исследования, далеко не все студенты информированы о существующих в их учебном заведении формах студенческого самоуправления. Практически каждый третий респондент ничего не знает о студенческом самоуправлении в своем учебном заведении, что говорит либо о недостаточно внимательном отношении администрации к вопросам студенческого самоуправления, либо к неинтересному для студентов представлению существующих форм студенческого самоуправления, хотя большинство опрошенных получают информацию о деятельности этих органов от преподавателей. Следовательно, каждый из них не знает о возможности реализации своих профессиональных и социальных инициатив, а также не информируется о проводящихся в их учебном заведении мероприятиях.
Положительным моментом можно отметить то, что всё же большая часть опрошенных студентов осознаёт значимость органов ССУ и знает о существующих формах ССУ в Иркутском государственном лингвистическом университете. По результатам данного опроса стоит обратить внимание на то, что многие студенты дают низкую оценку работе органов ССУ из-за того, что студенты не ощущают в повседневной жизни результатов их деятельности. Стоит обратить внимание на то, что необходимо повышать у студентов мотивацию к участию в общественной жизни, в жизни университета, так как участие в органах ССУ позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность, самостоятельность и социальную активность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций университета.
По результатам исследования в ИГЛУ действуют органы самоуправления различных направлений, охватывающие весь спектр студенческой жизни (студенческий совет, профком, старостаты, культурно-массовый сектор). При этом наибольшей популярностью среди студентов пользуется культурно-массовый сектор.
С одной стороны, подобный выбор, может быть, связан с тем, что работа этого сектора постоянно реализуется в виде различного рода ярких и запоминающихся массовых мероприятий: концертов, студенческих капустников, спортивных соревнований, то есть дает видимые для всех, в первую очередь для самих активистов самоуправления, результаты, что не может быть не важно для молодого активного человека.
С другой стороны такая ситуация может сигнализировать о довольно серьезной проблеме – существующие формы студенческого самоуправления не выполняют тех функций, которых от них ожидают их участники.
Так, обращаясь к роли,
которую студент отводит
Подводя итог, хотелось бы отметить, что студенты, не участвующие в деятельности органов ССУ, на данный момент не видят, что студенческое самоуправление играет именно ту роль, в которой оно для них желанно. Отрицательным в данной связи является то, что они согласны на участие в деятельности органов ССУ только за материальное вознаграждение или с выгодой для себя. Следует также отметить, что уровень социальной активности студентов, участвующих в деятельности органов ССУ ИГЛУ, гораздо выше уровня социальной активности, не принимающих участия в жизни университета, что и может служить подтверждением того, что именно участие студентов в деятельности органов ССУ выступает одним из главных условий формирования социальной активности студентов.
2.2.
Показатели эффективности
Задачей данного параграфа явилось обобщение и систематизация опыта работы органов ССУ в ИГЛУ.
Среди органов ССУ функционирующих в ИГЛУ мы можем выделить следующие: Центр студенческих инициатив (далее ЦСИ), который создан для организации студенческого самоуправления и обеспечения досуга студентов, их творческого развития (Приложение 8); Студсовет Института образовательных технологий; Профком; студенческий педагогический отряд Феникс.
ЦСИ ИГЛУ постоянно открыт
для предложений студентов.
В рамках деятельности ЦСИ
ИГЛУ были созданы: педагогичес
ЦСИ ИГЛУ сотрудничает с
ЦСИ ИГЛУ пользуется
СПО «Феникс» отличает широкая разноплановость деятельности, среди мероприятий проводимых данной организацией можно отметить следующие: акция «Мы за чистый город» в рамках «40 добрых дел», усадьба Сукачева; Добрые дела СПО Феникс в рамках акции «40 добрых дел», детский приют ул. Некрасова; Литературный вечер «Когда порой влюбляется поэт», библиотека им. Уткина и другие. Студенческий Педагогический отряд «Феникс» существует уже 11 лет. «Феникс» является членом Иркутского Объединения Студенческих педагогических отрядов. «Феникс» - отличная школа лидерства, ежегодно подготавливающая достаточно сильные вожатские кадры для работы летом в детских оздоровительных лагерях.
Проанализировав структуру органа ССУ групп на примере ИГЛУ, мы пришли к следующему выводу: официального органа ССУ в группах нет, но фактически в каждой группе есть студенты, помимо старосты, отвечающие за определённые сектора: учебный, культурно-массовый, спортивный.
Нам бы хотелось поподробнее остановиться на деятельности Студсовета Института образовательных технологий (далее ИОТ) ИГЛУ, который был создан в этом году.
Нам кажется логичным при обобщении опыта работы Студсовета ИОТ рассмотреть этапы его создания:
Первым шагом на пути к
На данном этапе инициативная группа изучила правовые акты, регулирующие порядок создания и деятельности органа студенческого самоуправления, определила миссию будущего объединения, цели, задачи деятельности, разработала проект Устава (Положения), определила направления деятельности и форму создаваемого общественного объединения.
Следующий шаг — созыв учредительного собрания. Созыв собрания – это определение места, времени проведения и повестки дня собрания. Созыв учредительного собрания был согласован с администрацией образовательного учреждения, так как, во-первых, понадобилось помещение для проведения собрания, во-вторых, члены инициативной группы осознавали, что создание организации, ее деятельность встретит серьезные трудности, если в самом начале учредители не получат поддержку и понимание администрации ВУЗа, не увидят пользы совместной работы и не выработают конкретные формы сотрудничества на благо всего образовательного учреждения и студенчества.
Помимо объявления об учредительном собрании и приглашении всех заинтересованных людей, инициативная группа в ходе подготовки учредительного собрания осуществила необходимую организационную работу: подготовила проекты решений по всем предполагаемым вопросам собрания; собрала и обработала все предложения и пожелания обучающихся; определила выступающего с информацией о создаваемой организации, ведущего собрания (председатель собрания), секретаря собрания (ведёт протокол).
В день проведения собрания, за 50 минут до его начала началась регистрация его участников – учредителей студенческой организации. Собрание открыл представитель инициативной группы, который сообщил о цели собрания.