Студенческое самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа

Описание работы

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

правильный диплом.doc

— 939.00 Кб (Скачать)


 Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7

1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7

1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18

Выводы по I главе………………………………………………………………..30

Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34

2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов

ИГЛУ………………………………………………………………………….……34

2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54

Выводы по II главе………………………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….66

Список использованной литературы…………………………………………...70

Приложения……………………………………………………………………...74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. Сегодня становится все более очевидным, что только профессионалы, люди, способные делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кризиса, его возврат к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими странами и народами. Создававшаяся в России десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, практически неготового к интенсивным изменениям в обществе, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. В силу этого происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества обострило проблему не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека – его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Демократизация российского  общества, включение России в систему  рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности.

В ситуации, когда государство  ограничило свое участие в обеспечении  базового уровня жизни населения, когда  ответственность за свою судьбу находится в руках самого человека, становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны. Преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведении каждого человека выступает ныне как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях. Учитывая актуальность исследуемой проблемы, нами была выбрана следующая тема исследования: «Формирование социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления».

          Социальное развитие человека и социально-экономическое развитие общества — это два взаимосвязанных процесса, в которых люди формируют свою социальную сущность. Эти фундаментальные положения о человеке как активном деятельном существе, формирование которого происходит во взаимосвязи с трудом, социальной средой, самовоспитанием личности, являются важной методологической основой для исследования проблемы социальной активности учащейся молодежи.

          Несмотря на наличие большого исследовательского материала по проблеме развития социальной активности учащейся молодежи, в педагогике остаются недостаточно изученными структура социальной активности личности в процессе профессиональной подготовки, динамика ее становления в единстве всех компонентов, система средств, методов и форм, обеспечивающие эффективное формирование этого единства.  
Таким образом, существует противоречие между требованием общества к формированию социальной активности учащейся молодежи и недостаточной разработанностью в педагогике решения этого вопроса.

          Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности.

         Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.

Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления будет проходить успешно, если:

     1) обеспечить высокую теоретическую, методическую, практическую подготовленность студенческого актива к организации и управлению воспитательным процессом, оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления жизнедеятельности данного актива;

    2) организовать воспитательную работу на основе мониторинга уровня развития социальной активности студентов путем перспективного планирования их деятельности;

     3) стимулировать социальную активность студентов, направленную на их самореализацию и саморазвитие;

     4) включить студентов в практико-ориентированную, социально-ценную деятельность, отвечающую их интересам и потребностям, а также в деятельность органов ССУ.

          В соответствии с целью исследования  были поставлены следующие задачи:

     1) раскрыть сущность и содержание понятия «социальная активность студентов»;

     2) раскрыть сущность понятия «студенческое самоуправление»;

     3) дать характеристику современным органам ССУ, а также выявить их предназначение, формы, признаки, цели, принципы, структуру и трудности, возникающие в процессе их становления;

     4) обосновать необходимость участия студентов в деятельности органов ССУ;

     5) провести диагностическое исследование уровня социальной активности студентов ИГЛУ и сравнить его с уровнем социальной активности студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ;

     6) обобщить и систематизировать опыт работы органов ССУ в ИГЛУ.

          Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрен и обобщен опыт деятельности органов ССУ в ИГЛУ.

          Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа философского, психологического  и педагогического содержания понятия «социальная активность» и конкретизации его сущности применительно к личности студента; в выявлении потенциала органов ССУ в процессе формирования социальной активности студентов. 

         Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на занятиях по педагогике, а также при организации деятельности органов ССУ в ВУЗе.

         Выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка  и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов

1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»

           Взаимодействие личности и общества – процесс чрезвычайно значимый и сложный, непосредственно влияющий на формирование качеств, необходимых человеку для жизнедеятельности в обществе, овладения социальной деятельностью, социальным общением и поведением. В этом процессе личность не только объект, но и субъект деятельности; от активности самой личности непосредственно зависят рубежи, время наступления социальной зрелости [7, с. 55].

           Основной задачей данного параграфа явилось раскрытие сущности и содержания понятия «социальная активность».

           Проблеме формирования социальной  активности личности посвящены  работы: М. А. Андреевой, С. Апатенко, О. В. Борисовой, В. Г. Бочаровой, Е. С. Ганич, И. А. Дралюк, М. В. Колесниковой и др.

 Существует множество определений понятия «социальная активность». С целью уточнения глоссария проблемы социальной активности мы провели анализ словарных статей. Данный анализ позволяет констатировать, что активность (от лат. activus – деятельный) – важнейшая черта личности человека, проявляющаяся в его способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, в энергичной, интенсивной деятельности в труде, в учении, в общественной жизни и т.д. [2, с. 15].

Словарь по социальной педагогике дает нам следующее определение активности - «усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности» [18, с. 16]. Активность человека вызывается рядом социальных потребностей, имеющих половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности, побуждающие человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

          Социальную активность понимают как:

       1. Совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий [18, с. 17], т.е. как процесс.

       2. Социально полезные действия, в основе которых лежат общественно значимые потребности [14, с. 8], т.е. как деятельность.

         3. Качество личности, которое выражается в стремлении, умении и готовности трудиться для других людей, коллектива, общества и своих собственных интересов [26, с. 21].

          В трактовке понятия «социальная  активность личности» В. Г.  Бочарова выделяет 2 подхода: объективно-социологический  и социально-психологический. 

          Нам кажется логичным дать  трактовку понятия «социальная  активность» с точки зрения каждого из этих подходов. В русле объективно-социологического подхода под активностью личности понимается способность социального субъекта изменять и преобразовывать окружающую действительность – способность, которая оценивается со стороны объективной результативности этого преобразования, меры фактического участия личности в тех или иных видах социальной деятельности. С позиции этого подхода деятельность личности и её активность совпадают, будучи проявлением общеродовой деятельностной сущности человека.

          Однако значимость деятельности  личности для общества ещё  не свидетельствует о субъективной  значимости этой деятельности  для самой личности, не показывает, как изменяется личность в  процессе преобразования действительности, ничего не говорит о том, является ли эта деятельность просто внешней необходимостью, заданной социальными нормами и стандартами поведения, или же самодеятельностью, утверждающей человека в качестве инициативного, творческого субъекта, обогащающей и развивающей его сущностные силы в контексте самозащиты, самопомощи. При социально-психологическом подходе социальная активность рассматривается как способность личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении полноценного развития этой личности как неповторимой человеческой индивидуальности [7, с. 56].

          Трактовку понятия «социальная активность» Л. И. Родиной можно представить следующим образом (рис. 1) [28]:

Рис. 1. Структурно-содержательная модель социальной активности по Л. И. Родиной

 

          В зависимости от степени мотивированности и вовлечённости личности в систему общественных отношений определяется тип социального участия личности (рис. 2).

 

            2. Пассивное                                                                 1. Активное

         социальное  участие                                                  социальное участие


  («Плывущие по течению»)                                                («Альтруисты»)



            4. Слабое                                                                      3. Ситуативное

      социальное  участие                                                      социальное участие

        («Мизантропы»)                                                                («Эгоисты»)

Информация о работе Студенческое самоуправление