Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа
Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74
Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательской, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной и информационной, позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого, по нашему мнению, необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности
Глава 2. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов ИГЛУ
Задачей данного параграфа явилось проведение диагностического исследования уровня социальной активности студентов ИГЛУ и сравнение его с уровнем социальной активности студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ ИГЛУ.
Идея о студенческом самоуправлении неразрывно связана с мнением о том, что именно студенческая молодежь наиболее общественно активна. Так, развивая различные формы студенческого самоуправления, администрация учебных заведений, различные государственные учреждения, занимающееся молодежной политикой, стремятся направить эту «энергию молодых» в мирное русло. Однако в последнее время все более громко звучит вопрос о том, так ли необходимо такое созданное и взращенное «сверху» самоуправление самой молодежи.
Нами было проведено исследование, которое ставило своей целью выявить уровень социальной активности студентов ИГЛУ и изучить мнение студентов ИГЛУ о работе органов студенческого самоуправления.
В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:
1. Выяснить информированность студентов об имеющихся формах студенческого самоуправления своих учебных заведений, а также оценку данных форм студенческого самоуправления студентами.
2. Определить мотивы участия/неучастия студентов в имеющихся формах студенческого самоуправления.
3. Выяснить отношение студентов к органам студенческого самоуправления.
4. Определить, как студенты понимают роль студенческого самоуправления.
5. Выявить склонность студентов к проявлению социальной активности.
6. Сопоставить данные
Студентам было предложено ответить на следующие вопросы (Приложение 7):
1. Как Вы полагаете, для чего создаются органы студенческого самоуправления?
2. Принимали ли Вы активное участие в школьной жизни?
3. Знаете ли Вы, какие в Вашем учебном заведении есть формы студенческого самоуправления?
4. Назовите формы студенческого самоуправления в Вашем учебном заведении.
5. Откуда Вы знаете о том, какие формы студенческого самоуправления существуют в Вашем ВУЗе?
6. Участвуете ли Вы в деятельности органов студенческого самоуправления?
7. Почему Вы решили участвовать в студенческом самоуправлении?
8. Считаете ли Вы, что существование органов студенческого самоуправления необходимо?
9. При каких условиях Вы бы приняли участие в какой-либо из форм студенческого самоуправления Вашего учебного заведения? В какой именно?
10. Оцените, пожалуйста, работу органов студенческого самоуправления Вашего учебного заведения по пятибальной шкале.
11. Объясните, почему Вы поставили именно такую оценку.
12. Что Вы понимаете под социальной активностью?
13. Важно ли для Вас участие в общественной жизни?
14. В какой форме Вы сейчас участвуете в жизни университета?
15. В какой форме Вы видите свою социальную активность в будущем?
16. Как Вы считаете, какую роль играет студенческое самоуправление?
Проведя опрос студентов 2 и
3 курсов Иркутского
По мнению студентов, органы
ССУ создаются в первую
Рис. 1. Цель создания органов ССУ
Далее студентам предлагалось ответить на вопрос, принимали ли они активное участие в школьной жизни. Положительно на вопрос ответили 57% опрошенных студентов (против 77% из числа студентов занятых в работе органов ССУ) (рис. 2), четверть из них принимала активное участие в олимпиадах, 12% респондентов исполняли обязанности старосты, а остальные принимали участие в организации различных общественных мероприятий. Среди студентов-участников ССУ 37% (из принимавших активное участие в школьной жизни) организовывали праздники; 26% исполняли обязанности старосты и 14% принимали участие в олимпиадах (рис. 3).
Рис. 2. Принимали ли Вы активное участие в школьной жизни
Рис. 3. В какой форме Вы принимали участие в школьной жизни
На вопрос «Знаете ли Вы
какие в Вашем учебном
Рис. 4. Знаете ли Вы какие формы ССУ есть в Вашем учебном заведении
На следующий вопрос о формах С
Рис. 5. Формы ССУ в Вашем учебном заведении
Информацию о формах и
Что касается участия в деятельности органов ССУ, то всё из тех же 66%, знающих об их существовании, 29% не принимают в них участия, потому что мало знают об их деятельности, 25% считают, что им это не нужно, 6% на данный момент не участвуют. Положительным моментом явилось то, что всё же есть небольшой процент студентов (6%), которые очень хотят участвовать в деятельности органов ССУ. В опросе принимали участие члены органов ССУ ИГЛУ: СПО «Феникс» - 43%, Студсовет ИОТ – 17%, ЦСИ – 40% (рис. 7).
Рис. 7. Участвуете ли Вы в деятельности органов ССУ
Абсолютное большинство
Рис. 8. Необходимо ли существование органов ССУ
Рис. 9. Почему необходимо существование ССУ
Нас также интересовал вопрос, касающийся мотивации возможного участия в работе органов ССУ. 57% респондентов не знают при каких условиях они бы приняли участие в одной из форм студенческого самоуправления. К отрицательному моменту следует отнести то, что 8% опрошенных студентов не при каких условиях не согласились бы принять участие в деятельности органов ССУ. Есть студенты, которые считают, что органы ССУ не занимаются ничем серьёзным и поэтому они не хотят принимать участие в их деятельности, на это указало 4%. Среди мотивов возможного участия в деятельности органов студенческого самоуправления были названы: высокое материальное поощрение – 17% и при наличии выгоды для себя – 14% (рис. 10).
Рис. 10. При каких условиях Вы бы приняли участие в деятельности органов ССУ
На следующем этапе исследования респондентам было предложено оценить по 5 – балльной шкале работу органов ССУ, где 1 балл означает их неудовлетворительную работу, а 5 – отличную. 24% студентов (из 66%, знающих об их существовании) оценивают работу органов ССУ на «3», 11% на «2» и 17% на «1», так как считают, что не видно их деятельности. 11% оценили работу органов ССУ на «4» и 3% на «5», часть из этих студентов объясняют причину низкой оценки тем, что они неинформированны о составе органов ССУ, а часть (5%) объясняют свою оценку тем, что студенческий совет очень активен, и благодаря ему в ИГЛУ проходит много мероприятий. Неожиданным оказалось то, что большинство студентов (66%), участвующих в деятельности органов ССУ оценили свою работу на «4», объясняя это тем, что пока ещё реализованы не все намеченные планы, а 34% оценивают свою работу на «5», так как считают, что добиваются всех поставленных целей (рис. 11, 12).
Изучая склонность студентов
к проявлению социальной