Студенческое самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа

Описание работы

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

правильный диплом.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

          Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательской, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной и информационной, позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого, по нашему мнению, необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности органов студенческого  самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета

2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов ИГЛУ

          Задачей данного параграфа явилось проведение диагностического исследования уровня социальной активности студентов ИГЛУ и сравнение его с уровнем социальной активности студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ ИГЛУ.

          Идея о студенческом самоуправлении неразрывно связана с мнением о том, что именно студенческая молодежь наиболее общественно активна. Так, развивая различные формы студенческого самоуправления, администрация учебных заведений, различные государственные учреждения, занимающееся молодежной политикой, стремятся направить эту «энергию молодых» в мирное русло. Однако в последнее время все более громко звучит вопрос о том, так ли необходимо такое созданное и взращенное «сверху» самоуправление самой молодежи.

          Нами  было проведено исследование, которое ставило своей целью выявить уровень социальной активности студентов ИГЛУ и изучить мнение студентов ИГЛУ о работе органов  студенческого самоуправления. 

В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

   1. Выяснить информированность студентов об имеющихся формах студенческого самоуправления своих учебных заведений, а также оценку данных форм студенческого самоуправления студентами.

   2. Определить мотивы участия/неучастия студентов в имеющихся формах студенческого самоуправления.

   3. Выяснить отношение студентов к органам студенческого самоуправления.

   4. Определить, как студенты понимают роль студенческого самоуправления.

   5. Выявить склонность студентов к проявлению социальной активности.

   6. Сопоставить данные исследования  проведённого среди студентов ИГЛУ и студентов участвующих в работе ССУ ИГЛУ.

          Студентам  было предложено ответить на  следующие вопросы (Приложение 7):

   1. Как Вы полагаете, для чего создаются органы студенческого самоуправления?

   2. Принимали ли  Вы активное участие в школьной жизни?

   3. Знаете ли Вы, какие в Вашем учебном заведении есть формы студенческого самоуправления?

   4. Назовите формы студенческого самоуправления в Вашем учебном заведении.

   5. Откуда Вы знаете о том, какие формы студенческого самоуправления существуют в Вашем ВУЗе?

   6. Участвуете ли  Вы в деятельности органов  студенческого самоуправления?

   7. Почему Вы решили участвовать в студенческом самоуправлении?

   8. Считаете ли Вы, что существование органов студенческого самоуправления необходимо?

   9. При каких условиях Вы бы приняли участие в какой-либо из форм студенческого самоуправления Вашего учебного заведения? В какой именно?

   10. Оцените, пожалуйста, работу органов студенческого самоуправления Вашего учебного заведения по пятибальной шкале.

   11. Объясните, почему Вы поставили именно такую оценку.

   12. Что Вы понимаете под социальной активностью?

   13. Важно ли для Вас участие в общественной жизни?

   14. В какой форме Вы сейчас участвуете в жизни университета?

   15. В какой форме Вы видите свою социальную активность в будущем?

   16. Как Вы считаете, какую роль играет студенческое самоуправление?

           Проведя опрос студентов 2 и  3 курсов Иркутского государственного  лингвистического университета  специальностей «Педагогика и  методика дошкольного образования», «ИЯ с дополнительной специальностью», «Филологическое образование», «Безопасность жизнедеятельности» Гуманитарно-педагогического факультета (в исследовании был задействован 161 студент: 126 – девушек, 35 – юношей), а также студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ ИГЛУ: Студсовет ИОТ, студенческий педагогический отряд Феникс,  Центр студенческих инициатив (35 человек) о работе органов ССУ были сделаны следующие выводы (синим цветом на диаграммах обозначены результаты опроса студентов, не участвующих в работе ССУ, а зелёным – участников органов ССУ).

          По мнению студентов, органы  ССУ создаются в первую очередь  для решения проблем студентов  (26%), с большим отрывом далее  следует улучшение жизни студентов  (15%). На третьем месте оказалось два одинаковых по значимости ответа: реализация личностного потенциала студентов и привлечение студентов к активной деятельности (по 11%), 8% опрошенных студентов определили в качестве ведущих для них целей создания органов ССУ – влияние  студентов на решения, принимаемые в университете и реализация студентов в самостоятельной работе. Для 6% респондентов органы ССУ необходимы для развития навыков управления у студентов и для облегчения жизни студентов. Среди целей создания органов ССУ также были выделены: защита прав студентов и непосредственное принятие участия студентов в жизни университета (по 3%). По данным результатам можно проследить, что большая часть опрошенных студентов осознаёт значимость органов ССУ и только для 3% студентов органы ССУ создаются только для того, чтобы занять чем-то студентов в свободное от учёбы время. Что же касается студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ, основной целью создания органов ССУ ими была выделена следующая: реализация личностного потенциала студентов, на это указали 51% опрошенных, далее с разницей в 3% следуют – развитие навыков управления (20%) и непосредственное принятие участия студентов в жизни университета (23%) (рис. 1).       

                                                                                                       

Рис. 1.  Цель создания органов ССУ

 

          Далее студентам предлагалось  ответить на вопрос, принимали  ли они активное участие в  школьной жизни. Положительно на вопрос ответили 57% опрошенных студентов (против 77% из числа студентов занятых в работе органов ССУ) (рис. 2), четверть из них принимала активное участие в олимпиадах, 12% респондентов исполняли обязанности старосты, а остальные принимали участие в организации различных общественных мероприятий. Среди студентов-участников ССУ 37% (из принимавших активное участие в школьной жизни) организовывали праздники; 26% исполняли обязанности старосты и 14% принимали участие в олимпиадах (рис. 3).

Рис. 2. Принимали ли Вы активное участие в школьной жизни

 

                      Рис. 3. В какой форме Вы принимали участие в школьной жизни

 

          На вопрос «Знаете ли Вы  какие в Вашем учебном заведении  есть формы ССУ?» 66% ответили положительно. К отрицательному моменту можно отнести то, что  31% не знают ничего об органах ССУ в их учебном заведении, а 3% вообще не знают что это такое. Абсолютно противоположную картину демонстрируют результаты опроса студентов, участвующих в деятельности органов ССУ, все опрошенные (т. е. 100%) знают о существующих формах ССУ в ИГЛУ (рис. 4).

Рис. 4. Знаете ли Вы какие формы ССУ есть в Вашем учебном заведении

 

         На следующий вопрос о формах ССУ, существующих в Иркутском государственном лингвистическом университете не предполагалась возможность выбора, студенты давали свои ответы. 43% студентов, ответивших положительно на предыдущий вопрос, назвали Студенческий совет, 13% указали на Профком и 10% на студенческий педагогический отряд Феникс. Среди студентов, участвующих в деятельности органов ССУ, были указаны те же органы ССУ (за исключением одного – Центр студенческих инициатив (далее ЦСИ), на который указали 41%), функционирующие в ИГЛУ, но в другом процентном соотношении: На СПО «Феникс» указали 39%, на Студсовет ИОТ – 20%. Положительным моментом стало то, что многие студенты назвали несколько форм ССУ (рис. 5).

                   Рис. 5. Формы ССУ в Вашем учебном заведении

 

          Информацию о формах и деятельности  органов ССУ ИГЛУ 22%  студентов  получили от преподавателей, от  других студентов – 15%, из объявлений  на стендах – 19%. Радует то, что представители органов ССУ всё же информируют студентов о своей деятельности, на это указали 10% опрошенных  (рис. 6).

 Рис. 6. Откуда Вы знаете о существующих формах ССУ в Вашем ВУЗе

 

          Что касается участия в деятельности органов ССУ, то всё из тех же 66%, знающих об их существовании, 29% не принимают в них участия, потому что мало знают об их деятельности, 25% считают, что им это не нужно, 6% на данный момент не участвуют. Положительным моментом явилось то, что всё же есть небольшой процент студентов (6%), которые очень хотят участвовать в деятельности органов ССУ. В опросе принимали участие члены органов ССУ ИГЛУ: СПО «Феникс» - 43%, Студсовет ИОТ – 17%, ЦСИ – 40% (рис. 7).

Рис. 7. Участвуете ли Вы в деятельности органов ССУ

 

           Абсолютное большинство опрошенных  студентов сходится во мнении, что студенческое самоуправление  является неотъемлемой частью  жизни учебного заведения (66% против 34%) (рис. 8). Из тех студентов, которые высказались за существование органов ССУ 26% считают, что они необходимы для защиты интересов студентов, 20% - что они могут помочь студентам в решении многих вопросов, 8% - помочь студентам в самореализации. Интересным моментом можно отметить то, что среди причин необходимости существования органов ССУ выделялись: существуют вопросы, которые могут решить только студенты, а также при наличии органов ССУ у студентов нет необходимости обращаться со всеми вопросами к ректору или декану (по 6%). Все студенты, участвующие в деятельности органов ССУ положительно ответили на данный вопрос, при этом сред основных причин необходимости существования ССУ ими были выделены следующие: поможет студентам реализовать себя (51%), студенты могут защищать свои интересы (26%), чтобы решать проблемы студентов (23%)  (рис. 9).

 

                              Рис. 8. Необходимо ли существование органов ССУ

 

Рис. 9. Почему необходимо существование ССУ

          Нас также интересовал вопрос, касающийся мотивации возможного участия в работе органов ССУ. 57% респондентов не знают при каких условиях они бы приняли участие в одной из форм студенческого самоуправления. К отрицательному моменту следует отнести то, что 8% опрошенных студентов не при каких условиях не согласились бы принять участие в деятельности органов ССУ. Есть студенты, которые считают, что органы ССУ не занимаются ничем серьёзным и поэтому они не хотят принимать участие в их деятельности, на это указало 4%. Среди мотивов возможного участия в деятельности органов студенческого самоуправления были названы: высокое материальное поощрение – 17% и при наличии выгоды для себя – 14% (рис. 10).

Рис. 10. При каких условиях Вы бы приняли участие в деятельности органов ССУ

 

          На следующем этапе исследования респондентам было предложено оценить по 5 – балльной шкале работу органов ССУ, где 1 балл означает их неудовлетворительную работу, а 5 – отличную. 24% студентов (из 66%, знающих об их существовании) оценивают работу органов ССУ на «3»,  11% на «2» и 17% на «1», так как считают, что не видно их деятельности. 11% оценили работу органов ССУ на «4» и 3% на «5», часть из этих студентов объясняют причину низкой оценки тем, что они неинформированны о составе органов ССУ, а часть (5%) объясняют свою оценку тем, что студенческий совет очень активен, и благодаря ему в ИГЛУ проходит много мероприятий. Неожиданным оказалось то, что большинство студентов (66%), участвующих в деятельности органов ССУ оценили свою работу на «4», объясняя это тем, что пока ещё реализованы не все намеченные планы, а 34% оценивают свою работу на «5», так как считают, что добиваются всех поставленных целей (рис. 11, 12).

                  Рис. 11. Оценка работы органов ССУ Вашего учебного заведения

 

Рис. 12. Почему Вы поставили такую оценку

 

          Изучая склонность студентов  к проявлению социальной активности  нами было выяснено что каждый  из них вкладывает в это понятие. В ответе на вопрос не предполагалась возможность выбора, студенты свободно формулировали свои ответы. 40% студентов определили данное понятие как участие в студенческой жизни, 57% - участие в общественной деятельности. Неожиданным оказалось то, что 3% опрошенных студентов никак не смогли определить данное понятие. Особый интерес для нас представляло мнение студентов по этому вопросу, проявляющих социальную активность, участвуя в деятельности органов ССУ. 40% респондентов определили данное понятие как участие в студенческой жизни; 32% - участие в межвузовских конкурсах, мероприятиях; 28% - как участие в молодёжных движениях, форумах, семинарах (рис. 13).

Информация о работе Студенческое самоуправление