Студенческое самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа

Описание работы

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

правильный диплом.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

          Председатель собрания вынес на утверждение собрания повестку дня, которая состояла из следующих вопросов:

     1) о создании  студенческой организации;

     2) об утверждении  устава (положения) о студенческой  организации;

     3) об утверждении  плана мероприятий организации;

     4) об избрании  руководителя студенческой организации  (председателя Студсовета);

     5) об избрании  руководящего (координирующего) органа  студенческой организации.

  1. Планирование работы организации.

          Важное место в работе организации  занимает планирование её деятельности. Планы могут быть перспективными (план работы на учебный или  календарный год) и текущими.

          Перспективный план включает  в себя основные направления деятельности Студсовета, программы, крупные основные мероприятия. Программа отличается от отдельного мероприятия тем, что включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесённых по времени, по месту проведения и по участникам, и направлена на решение какой-то проблемы, поставленной задачи. Например, существует программа «Студенческая весна», направленная на развитие художественного творчества студентов и включающая в себя вузовские, региональные, межрегиональные и всероссийский заключительные фестивали.

          На основании перспективного  плана Студсовет утвердил текущий  план. Поскольку учёба в ВУЗе  разделена на семестры, то текущий  план был принят на семестр.  В данном плане отражается  более подробно вся работа  Студсовета, его можно разбить на разделы:

     1) организационная  работа (проведение заседаний, собраний);

     2)  досуговые мероприятия (организация фестивалей, конкурсов, проведение спортивных соревнований, секций и т.д.);

     3) общественная  деятельность (проведение каких-либо акций).

          Планы учитывают реальные интересы  членов организации и ознакомление  с планом доступно всем желающим  и не только членам организации.

  1. Организация работы руководящего органа.

          Среди основных функций руководящего  органа нами были выделены  следующие:

     1) утверждает  планы работы студенческой организации,  планы подготовки отдельных мероприятий;

     2) распределяет  поручения и задания по выполнению  планов работы, подготовки мероприятий, стараясь привлечь как можно больше членов организации;

     3) заслушивает  отчёты о выполнении поручений  и заданий;

     4) выдвигает  разные инициативы и идеи для  обсуждения среди членов организации;

         Как правило, заседания руководящего органа проводятся один раз в две недели. Однако всё зависит от ситуации. Если требуется, то заседания могут проходить и каждый день. Работой руководящего органа заведует председатель Студсовета.

          В функции председателя Совета входит:

     1) распределение  обязанностей и поручений среди  членов руководящего органа и  всех членов Студсовета по  выполнению утверждённых планов  работы;

     2) представление  Студсовета в отношениях с  администрацией ВУЗа, а также  с иными организациями;

     3) контроль исполнения планов работы.

          В Студсовете существует определённый  перечень документов. В него входят:

      1) список  членов Студсовета;

      2) положение  о Студсовете (Приложение 9, 10);

      3) протоколы  собраний Студсовета;

      4) протоколы заседаний;

      5) список  членов руководящего органа;

      6) планы  работы (перспективные, текущие,  планы подготовки отдельных мероприятий);

      7) документы,  приходящие в Студсовет и исходящие  из него (письма, заявления, запросы  и т. д.).

      6.  Следующим этапом явилось проведение переговоров с администрацией образовательного учреждения: ректором ИГЛУ и директором ИОТ. Были согласованы вопросы взаимодействия со структурными подразделениями ВУЗа.

          В первой главе нами были  обозначены отличительные признаки студенческого самоуправления, рассмотрим каждый из них применительно к Студсовету ИОТ.

          Студсовет ИОТ является одним  из органов ССУ, функционирующих  в университете, мы можем рассматривать  его как элемент студенческого самоуправления, который, с одной стороны, характеризуется автономностью, т. е. относительной независимостью в реализации своей деятельности, а, с другой, взаимодействует с другими органами ССУ ИГЛУ и подчиняется администрации ВУЗа, в чем проявляется принцип системности. Среди основных характеристик Студсовета можно выделить  также его связь со студенческими педагогическими отрядами «Феникс», «Капитель», Иркутским областным общественным молодёжным культурным движением «Золотое поколение», целью которого является повышение уровня духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодёжи Иркутской области; формирование у молодёжи Иркутской области мировоззрения гражданина, патриота и целостной личности.

          Студсовет действует на основе «Примерного положения   об органе студенческого самоуправления образовательного учреждения профессионального образования», в соответствии с которым реализовывает цели своей деятельности, соотнося их с целями университета.

          Среди принципов, на которых реализовывается деятельность Студсовета ИОТ, можно выделить следующие: принцип объединения, который даёт право членам Студсовета принимать участие в студенческой жизни ВУЗа и использовать возможности ССУ для самореализации и развития; принцип добровольности; принцип формализации, который характеризуется тем, что деятельность Студсовета ИОТ определяется целями и задачами, сформулированными в Уставе (положении) Студсовета;  принцип государственности, проявляющийся в соответствии деятельности Студсовета государственной молодёжной политики России; принцип фокуса внимания, проявляющийся в направленности на развитие личности студента и студенческой жизни внутри ИГЛУ; принцип выборности, руководящие органы Студсовета формируются по результатам голосования, проводимом среди студентов ИГЛУ; принцип партнёрства, несмотря на то, то Студсовет характеризуется автономностью, он взаимодействует с администрацией ВУЗа; принцип ресурсного обеспечения, Студсовет для осуществления своей деятельности использует организационные (председатель Студсовета входит в состав учёного совета ИОТ ИГЛУ), материальные (помощь технического и делового центров ИГЛУ), информационные ресурсы ВУЗа.

          Проведя анализ пошагового создания Студсовета ИОТ ИГЛУ, нами были выявлены показатели эффективности его работы: команда, деятельность, организационная культура, ресурсное обеспечение деятельности организации, «Public Relation» объединения, установление контактов с другими студенческими организациями.

          Рассмотрим подробнее каждое из этих показателей применительно к деятельности Студсовета ИОТ.                                                                                                                     

          Команда. Студенческая организация обязательно должна иметь свой актив, правление, каждый член которого несет персональную ответственность. Правление можно сформировать из лидера, заместителя руководителя, ответственных за определенные блоки: за связь с общественностью, привлечение ресурсов, культурно-массовые мероприятия и т.д. Что касается Студсовета ИОТ, то он состоит из: председателя Студсовета ИОТ, заместителя председателя Студсовета ИОТ, председателей Студсоветов факультетов (рис. 1).

Рис. 1. Схема Студсовета ИОТ ИГЛУ

 

          Деятельность. Лицо любой организации – это, прежде всего, ее дела. Студенческий орган самоуправления тому не исключение. Отсутствие реальных дел вскоре может привести к ослаблению интереса других студентов к этому органу. Деятельность – это то, чем живет объединение, что приносит ее признание и авторитет, в процессе чего и по поводу чего общаются члены организации, чем они дорожат и гордятся. Не всегда есть необходимость придумывать что-то свое. Сегодня хорошо развита система культурно-развлекательных мероприятий, спортивно-оздоровительных, социальных. Например, представляется перспективным развитие работы по организации, игр КВН, участие в фестивале «Студенческая весна», выпуск студенческой газеты. Если рассматривать Студсовет ИОТ, можно выделить следующие направления его деятельности: культурно-массовый сектор, досуговые мероприятия, общественная деятельность (конкурс «Патриотическая песня», что позволяет утверждать, что все большее внимание уделяется патриотическому воспитанию студентов, формированию их толерантного сознания, развитию общественно-политического и нравственно-патриотического сознания, а также формированию патриотических чувств на основе ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну; члены Студсовета участвуют во встречах с ветеранами Великой Отечественной войны; фестиваль «Студенческая весна»; вечер авторской поэзии, по итогам которого было выпущено два сборника поэзии), организационная работа (проводятся заседания Студсовета, собрания).

          Организационная культура. Организационная культура – это своеобразный образ организации, который позволяет ей занять определенную нишу среди других ей подобных. Формирование организационной культуры – длительный процесс, учитывая то, что Студсовет ИОТ существует год, пока рано говорить о наличии и развитости всех компонентов его организационной культуры.

          Компоненты организационной культуры:

       1. Миссия организации. Вы четко должны понимать, для чего создано Ваше объединение (цели деятельности Студсовета обозначены в Положении).

       2. Разработка принципов и законов деятельности организации.

       3. Утверждение символики (герб, гимн).

       4. Утверждение традиций, исторически сложившихся обычаев и обрядов.

       5. Создание истории организации.

          Ресурсы организации. Любое дело нуждается в ресурсах. При проведении любого дела следует обратить внимание на наличие ресурсов: финансовых, кадровых (специалисты, волонтеры), материально-технических (оборудование, оргтехника, транспорт), интеллектуальных (технологии, методики), информационных (печатные площади, эфирное время на радио, телевидении), связь и т.д.

         «Public Relation» объединения. «Public Relation» (PR) или реклама деятельности организации – важный компонент эффективности существования студенческого органа самоуправления. О том, что делает студенческий орган самоуправления, в первую очередь должны знать студенты учебного заведения, где действует этот орган. Этого можно достигнуть посредствам выпуска стенгазет, собственной рекламной информационной продукции (буклеты, листовки, тематические газеты), собственной малотиражной газеты. Периодически можно давать информацию в местные средства массовой информации. По результатам исследования, проводимого среди студентов ИГЛУ, мы выявили, что треть студентов ничего не знает об органах ССУ в их учебном заведении, поэтому мы считаем, что это один из основных пунктов, на который должен обратить внимание Студсовет ИОТ ИГЛУ для повышения эффективности своей работы.

          Установление контактов с другими  студенческими организациями. Для того чтобы студенческий орган самоуправления развивался, не замыкался на своей деятельности, важно сотрудничество с союзами студентов в других учебных заведениях. Как уже было отмечено выше, Студсовет ИОТ сотрудничает со студенческими педагогическими отрядами и молодёжными движениями.

           Итак, мы обобщили и систематизировали опыт работы органов ССУ ИГЛУ и, проведя более подробный анализ деятельности Студсовента ИОТ ИГЛУ, мы пришли к выводу, что только при условии соответствия всем выше названным принципам и критериям органы ССУ смогут повысить эффективность своей деятельности и успешно реализовать поставленные перед собой цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

          Исследование уровня социальной  активности студентов ИГЛУ, а  также их отношения к деятельности  органов ССУ, функционирующих  в их учебном заведении, показало, что, несмотря на то, что большая часть студентов осознаёт значимость органов ССУ, далеко не все студенты знают об их существовании в ИГЛУ. Следовательно, не все студенты смогли оценить работу органов ССУ, либо ставили низкую оценку, подчёркивая то, что необходимо информировать студентов о своей деятельности. Что же касается студентов, принимающих участие в деятельности органов ССУ, то они высоко оценили свою деятельность.

          Нами был сравнён уровень социальной  активности студентов ИГЛУ, не  принимающих участие в деятельности органов ССУ с уровнем социальной активности студентов СПО «Феникс», ЦСИ, Студсовета ИОТ. Мы можем сделать вывод, что уровень социальной активности студентов ИГЛУ, не принимающих никакого участия в жизни университета, не высок. Несмотря на то, что более чем для половины из них важно участие в общественной жизни. Студентов органов ССУ ИГЛУ отличает не только более высокий уровень социальной активности, но и осознание, чёткое определение ими формы реализации их социальной активности в будущем, наиболее популярные среди которых: специалист по связям с общественностью и участник молодёжных движений.

Информация о работе Студенческое самоуправление