Студенческое самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа

Описание работы

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

правильный диплом.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

 - принцип выборности. Руководящие органы студенческого самоуправления формируются на выборной основе;

- принцип корпоративности. Студенческое самоуправление является частью корпоративной культуры ВУЗа и не может существовать вне ВУЗа. Студенческое самоуправление неразрывно связано с историей, ценностями, традициями ВУЗа;

 - принцип партнёрства. Стратегические основы взаимодействия студенческого самоуправления и администрации ВУЗа носят партнёрский характер и закладываются в Уставе ВУЗа и Уставе студенческого самоуправления. Детально взаимоотношения сторон определяются в Соглашении, заключаемом между студенческим самоуправлением и администрацией ВУЗа;

- принцип единства  и целостности. Иные студенческие объединения, функционирующие в ВУЗе, являются субъектами студенческого самоуправления и осуществляют свою деятельность в правовом поле студенческого самоуправления в соответствии с Уставом студенческого самоуправления;

 - принцип ресурсного обеспечения. Студенческое самоуправление для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы ВУЗа в соответствии с Соглашением между студенческим самоуправлением и ВУЗом [30].

          Органы ССУ в ВУЗе должны  существовать на всех его уровнях:  ВУЗ, факультет, курс, поток, группа.

          Управляющей частью ВУЗа является  учёный совет, ректор (администрация)  ВУЗа. Управляемыми подсистемами ВУЗа являются факультеты, возглавляемые (руководимые) деканатами. Управляемыми подсистемами факультета являются курсы, возглавляемые заместителями деканов; управляемыми подсистемами курсов – потоки; управляемыми подсистемами потоков – группы. Ректор, деканы, заместители деканов осуществляют управление со стороны вышестоящих систем.

          Органами самоуправления соответствующих  подсистем являются органы студенческого самоуправления (далее ССУ) групп; ССУ потоков, координирующие и направляющие ССУ групп; ССУ курсов, координирующие работу ССУ потоков; ССУ факультетов, координирующих работу ССУ курсов; ССУ ВУЗа, координирующие работу ССУ факультетов [20, с. 133] (Приложение 1).

          В группе орган самоуправления  возглавляет староста. Ему подчинены представители культмассового, учебного, спортивного секторов и главный редактор (Приложение 2).                

          На потоке или на курсе, если  курс состоит из одного потока, работу органа самоуправления  возглавляет председатель и 4-5 его заместителей, каждый из которых руководит определённым разделом работы: учебной, культурно-массовый, спортивной. В состав органа входят редколлегия и секретарь [20, с. 134] (Приложение 3).                

          ССУ курса (Приложение 4) и ССУ факультета (Приложение 5) возглавляют председатели, которым подчиняются председатели ОСУ потоков и ССУ курсов. Согласно принципу «пирамиды» создавать такие же структуры, как в группе и на потоке, на курсе и факультете без необходимости нецелесообразно. Председатели высших уровней ССУ на факультете должны обладать необходимыми качествами и иметь необходимые условия, чтобы по согласованию с деканатом координировать работу органов самоуправления нижестоящих коллективов через их председателей [20, с. 135].   

Председатель ОСУ ВУЗа и 2-3 его заместителя по согласованию с ректором и проректорами координируют работу ССУ коллективов факультетов через их председателей. Председатели ССУ факультетов по согласованию с деканами и их заместителями координируют работу ССУ курсов, ССУ курсов – ССУ потоков и т.д., которые координируют работу соответствующих секторов нижестоящих систем [20, с. 136] (Приложение 6).                                

 

          Представленные схемы являются  примером того, какой, в идеале, должна быть структура органов ССУ в ВУЗе. На практике же чаще всего мы видим отсутствие органов ССУ на уровне курса и потока, где старосты групп напрямую работают с деканатом.

          На пути создания студенческих активов сегодня возникает немало трудностей, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Нам кажется необходимым привести некоторые из проблем, с которыми сталкиваются органы студенческого самоуправления в ВУЗах:

     1. Невнимание общества к процессу демократизации в  учебных заведениях.

      2. Низкий уровень демократической культуры в обществе: незаинтересованность в общественной деятельности, безынициативность, отсутствие чувства коллектива, команды, негативное отношение основной массы студентов к социально-значимой деятельности.

     3.  Недемократичность управления образованием: отсутствие заинтересованности администрации учебного заведения в деятельности органов студенческого самоуправления, ее пассивность и желание всецело контролировать процесс.

     4. Отсутствие положительной мотивации: нет поддержки и понимания  со стороны администрации, положительного отклика на проведенную работу со стороны коллектива студентов и педагогов, материального стимула.

     5.  Недостаточность нормативно-правовой базы, нечетко сформулированные цели и задачи органов студенческого самоуправления в конкретном учебном заведении.

     6. Сложность демократического механизма управления.

      7. Отсутствие достаточного научно-методического обеспечения процесса демократизации студентов и системы подготовки грамотных кадров для органов студенческого самоуправления.

     8.  Плохая информированность студентов о деятельности органов студенческого самоуправления в конкретно взятом  учебном заведении и о потенциальных возможностях развития молодежи и о способах вовлечения ее в социальную практику.

      9.  Личный фактор: боязнь ответственности, зависимость от общественного мнения, неуверенность в себе, неумение рационально планировать свое время и сочетать учебную нагрузку с общественной деятельностью [19, с. 11].

         Создание объединения не должно превратиться в самоцель. Это средство решения актуальных проблем. Критериями эффективности деятельности студенческого самоуправления могут быть: стабильность организационной структуры; количество и качество используемых форм работы; степень взаимодействия администрации университета и органов студенческого самоуправления [9, с. 22].

          Итак, в процессе работы мы  раскрыли сущность понятия «студенческое  самоуправление» и обосновали  необходимость участия студентов  в деятельности органов ССУ, которая связана тем, что потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах. В значительной степени решению этой задачи способствует именно деятельность различных органов студенческого самоуправления. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления может выступать подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления. Нами были выявлены наиболее эффективные формы, признаки, принципы органов ССУ, рассмотрена их структура, а также трудности, которые могут возникнуть в процессе их становления.

Выводы по I главе

          Студенты являются многочисленной  социальной группой в современной  России. От социальных установок,  культурных и нравственных ориентиров  будущих специалистов высшей  квалификации и руководителей  в сфере образования, науки и культуры во многом зависит характер настроений в обществе, уровень культуры межнациональных отношений, культурных контактов в международной сфере.

          Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы  по проблеме формирования социальной активности студентов, нами была раскрыта сущность и содержание понятия «социальная активность» (в определении содержания данного понятия мы опираемся на трактовку, предложенную Е. М. Харлановой). Социальная активность – сложное состояние и одновременно свойство учащихся ВУЗов по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Нами были рассмотрены причины общественно-политической и гражданской пассивности студентов, основные среди которых: наличие более важных проблем для студентов: завершить учёбу, найти работу; недоверие молодёжи к политикам, государству; ощущение бесполезности проявления такой активности. Вместе с тем, мы придерживаемся мнения А. Ю. Ховрина и Л. Ф. Шаламовой и считаем, что сегодня студенты начинают осознавать и переосмысливать свою гражданскую позицию и социальную роль, что выражается в активном участии в процессах реформирования российского общества. 

          Раскрыв сущность понятия «студенческое  самоуправление» (форма управления, предполагающая активное участие  студентов в подготовке, принятии  и реализации управленческих  решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности), которое является важным условием повышения социальной активности студентов, мы можем сделать вывод: сегодня самоуправление студентов в силу самых объективных обстоятельств социальной жизни – это выражение интересов самоорганизации студентов – интересы, которые нуждаются в адекватном статусном определении и социально-правовой защите. В этом состоит новый смысл студенческого самоуправления в вузах РФ. Рассмотрев характеристику современных органов ССУ нами были выявлены их отличительные признаки, основные среди которых:

- системность, проявляющаяся  в совокупности элементов, образующих  определённую целостность и единство;

- автономность, т. е.  относительная независимость органов  ССУ;

- иерархичность, проявляющаяся  в установлении взаимосвязей, а  также разделении полномочий  между органами ССУ; 

- связь с внешней  средой, выражающаяся во взаимодействии с различными студенческими организациями, молодёжными движениями;

- наличие органов  самоуправления; самодеятельность, предполагающая  творческую активность;

- целенаправленность, которая проявляется  в способности ставить цели  своей деятельности.

          Среди наиболее эффективных форм нами были выявлены следующие: профсоюзная организация студентов; общественная организация; профсоюзная организация и общественное объединение; орган общественной самодеятельности.

          Деятельность  органов ССУ направлена на решение следующих основных целей и задач: защита и представление прав и интересов студентов; создание условий для развития социальной ответственности студентов; содействие студентам в решении различных вопросов, которые затрагивают их интересы; повышение компетенции студентов в принятии управленческих решений.

          В процессе  работы нами были выявлены  основные принципы, на которых  должна строиться деятельность  органов ССУ: принцип добровольности  участия; принцип фокуса внимания  на развитии личности студента; принцип выборности, основное проявление которого заключается в том, что руководящие органы ССУ формируются на выборной основе; принцип партнёрства, заключающийся во взаимодействии органов ССУ и администрации ВУЗа; принцип ресурсного обеспечения, проявляющийся в использовании органами ССУ организационных, материальных и иных ресурсов ВУЗа.

          Нами  была проанализирована структура  органов ССУ на всех уровнях:  ВУЗ, факультет, курс, поток, группа, а также трудности, с которыми  могут столкнуться органы ССУ в процессе становления, основные среди которых: незаинтересованность в общественной деятельности, негативное отношение основной массы студентов к социально-значимой деятельности, отсутствие заинтересованности администрации учебного заведения в деятельности органов ССУ, недостаточность нормативно-правовой базы, плохая информированность студентов о деятельности органов ССУ в их учебном заведении, а также ряд личных факторов: боязнь ответственности, неуверенность в себе и другие.

          На наш взгляд работа в органах студенческого самоуправления является одним из механизмов качественной подготовки будущих специалистов, формирует умения принимать самостоятельные решения,  брать ответственность за результаты работы,  коллектив людей и свое профессиональное становление. Это, в свою очередь,  обеспечивает реальную подготовку к жизни, дает возможность постоянного совершенствования, воспитывает действительную самостоятельность и активность, способствует  эффективному развитию  профессиональной  карьеры, формированию гражданской позиции и личностных качеств. Всё это определяет предназначение органов ССУ, а также обосновывает необходимость участия студентов их деятельности. Новые жизненные ориентиры, самостоятельность и активность молодых специалистов, прошедших практику самоуправления, вполне  отвечают современным требованиям рынка труда.

Информация о работе Студенческое самоуправление