Студенческое самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа

Описание работы

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

правильный диплом.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

 

Рис. 2. Типология социального участия личности по А. Адлеру

 

          Активное социальное участие  личности, по мнению А. Адлера, рождает «чувство общности» в  виде «уз общей человеческой  принадлежности», так как «его  телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают её; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни».

          Пассивное социальное участие  предполагает достаточную степень вовлечённости в межличностные отношения и недостаточную степень мотивированности личности в них. Такой человек не имеет ярко выраженного стремления к превосходству. Он ведёт себя зачастую конформно, не проявляя особого интереса к общественной жизни, и находясь под влиянием других людей (родственников, соседей, сослуживцев и др.).

          Ситуативное социальное участие  характеризуется достаточной мотивированностью  личности в общественных отношениях. Однако такой человек будет  вовлечён в них более или менее активно в зависимости от степени личной заинтересованности в процессе и результате конкретных контактов с другими людьми.

         Слабое социальное участие определяется  как отсутствие у личности  соответствующей мотивации, так и зачастую недостаточной сформированностью и/или депривацией коммуникативных умений и навыков, что в совокупности приводит к низкому уровню вовлечённости в систему межличностных отношений [1, с. 17].

          Разумеется, выделенные типы социального участия личности, равно как и их обозначения, достаточно условны, так как человек в любом случае социализирован [1, с. 58].

          Кроме того, на том или ином  этапе своей жизни человек  может проявить в поведении  черты, присущие всем четырём  типам социального участия. Тем не менее, рискнём предположить, какой-либо из этих типов будет являться стержневым, направляющим его социальную активность.

          В настоящее время демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволила не только проявлять социальную активность, но и поставила человека перед необходимостью это делать, особенно в политической и экономической сферах жизни общества. Современные социально-экономические условия актуализировали проблему социальной активности и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но еще в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные многих социологических опросов [11, с. 3].

          Студенчество как основной резерв формирования слоя российской интеллигенции всегда отличалось высокой социальной активностью. Нам кажется необходимым привести характеристику российского студента дореволюционного периода Н. Е. Олесич, она отмечает, что "студенчество обладало повышенной социально-политической возбудимостью, героическим максимализмом. Значительная часть демократической молодежи постоянно находилась в идейном брожении, дифференцировалась по партийным симпатиям. В силу этих обстоятельств она представляла живую отзывчивую аудиторию для различных политических партий и течений и, в свою очередь, поставляла для них партийное пополнение" [21, с. 66].

          В советский период студенческое движение в нашей стране развивалось в условиях однопартийной системы, вследствие чего социально-ориентированная деятельность молодежи заранее программировалась, организационно и идеологически поддерживалась партийно-государственным аппаратом, ибо студенчество рассматривалось как инструмент активного общественного развития. Сегодня, когда студенческие и молодежные организации лишились такого патронажа и одновременно идейно-политического прессинга, возникает впечатление о социальной пассивности студентов российских вузов, включая даже тех из них, кто избрал педагогическую профессию.

          Частично такое представление  основывается на данных социологических исследований, проводимых в 1995 – 2003 гг. Центром социологии образования ИСПИ РАН, в которых участвовали студенты дневных отделений государственных ВУЗов г. Москвы. В ходе этих исследований были выявлены причины общественно-политической и гражданской пассивности студентов. В нашей работе мы приведём основные из этих причин: во-первых, это наличие более важных проблем для студентов: завершить учебу, найти работу. Во-вторых, существенным фактором сдерживания гражданско-политической активности студенческой молодежи выступает ее недоверие к политикам, государству и как результат ощущение бесполезности проявления такой активности. Половина студентов считают, что представители государственной власти вспоминают о них лишь изредка, когда им это нужно (например, чтобы "купить" голоса на выборах) и оценивают отношение к ним властей как безразличное. Причем анализ данных показал, что роль первого фактора постепенно устраняется по мере решения первоочередных проблем своего возраста, а значимость двух других причин, наоборот, имеет тенденцию усиливаться с возрастом. Большинство опрошенных пессимистически оценивают перспективы трудоустройства и испытывают страх и беспокойство перед безработицей. Только половина респондентов считает свое материальное положение более или менее благополучным и оптимистично смотрят в будущее. Почти все молодые россияне не чувствуют себя защищенными от преступников и произвола чиновников, более того, в последние 2-3 года 20% опрошенных сами оказались жертвой преступления. Это положение усугубляется тем, что менее половины респондентов умеют защищать свои права. Большинство не интересуются политической ситуацией, поскольку она в стране настолько запутана, что им довольно трудно в ней разобраться; 91% не являются членами никаких молодежных организаций или союзов, а 67% не хотят вступать в такие организации, тем более политические [24, с. 15].

          Подобного рода исследования очень часто формируют взгляд общества на студенчество как на социально пассивную, находящуюся в маргинальном состоянии группу, безответственного потребителя социальных услуг и различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства; социальной группы, замкнутой в системе своих внутренних, подчас только сугубо материальных интересов и потребностей. Такая точка зрения не представляется нам оправданной. Мы разделяем мнение А. Ю. Ховрина и Л. Ф. Шаламовой, которые отмечают: современная реальность такова, что в молодежной среде, особенно среди студенчества, стали формироваться, хотя и не слишком ярко, тенденции, связанные с осознанием и переосмыслением своей гражданской позиции и социальной роли, выраженной в активном, сознательном и созидательном участии в процессах реформирования российского общества [35, с. 5].

          Проблема  формирования социальной активности личности всегда находилась в центре внимания исследователей. Она по-разному ставилась и решалась в различные периоды развития нашего общества.

           В современных социально-экономических и политических условиях решение этой проблемы вновь стало актуальным. В силу известных причин социальная активность учащейся молодежи значительно снизилась. В Законе РФ "Об образовании", в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" подчеркивается важность постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса, целенаправленного формирования у будущих специалистов социальной активности. Таким образом, формирование социальной активности студентов является государственным заказом образовательным учреждениям, они призваны обеспечивать их социальное становление в соответствии с интересами, способностями и склонностями каждого [6, с. 4].

           Специфика формирования социальной активности растущего человека состоит в развертывании этого процесса на каждом возрастном этапе, где мера социализации определяется сформированностью ценностных ориентаций, наличием определенного социального опыта, накапливаемого при освоении новых видов деятельности и отношений.

           Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. сложилась ситуация, когда опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне практики.

           Все  это предопределило необходимость разработки Федеральной целевой программы «Молодежь России» 2006–2010 гг. как элемента федеральной молодежной политики. Одно из направлений целевой программы – «Гражданин России» призвано обеспечить внедрение системы поддержки социальных инициатив молодежи, развитие позитивных форм самоуправления и самодеятельности молодежи [16, с. 15].

          Если рассматривать воспитание как создание условий для развития и саморазвития личности, создания в образовательном учреждении развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной, создание ситуации успешности, то это как раз соответствует данному направлению Программы.

          В определении понятия «социальная активность студентов» мы опираемся на трактовку, предложенную Е.М. Харлановой, согласно которой это «сложное состояние и одновременно свойство учащихся ВУЗов по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития». Социальная активность студентов является непременным условием подготовки их как будущих специалистов. Важным элементом социальной активности студентов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, области. Она выступает и в характере общения с однокурсниками, и в общении с преподавателями [34, с. 11].

         Практика показывает, что на сегодняшний день задаче воспитания социальной активности у студентов вузов уделяется недостаточно внимания. Нам кажется, что именно вследствие этого значительная часть студенчества демонстрирует несформированность социальной ответственности за свою учебную деятельность, пассивное отношение к выработке современного мировоззрения и выбору жизненного пути, отчужденность в сфере управления вузом, ограниченность возможностей для самореализации, пассивные формы проведения свободного времени и т.п. [10, с. 3].

         В качестве  основных критериев социальной  активности О. В. Пафнутьева  выделяет следующие:

     1.  Выраженный интерес к общественно-значимой деятельности,  направленность мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении.

     2.  Активная социально-личностная позиция (характеризующаяся как способность выступать субъектом собственного развития и жизнедеятельности в целом).

     3. Способность ставить цели и организовывать практическую деятельность, имеющую социально ценную направленность.

     4.  Навыки сотрудничества (умение согласовывать цели и действия, распределять обязанности, подбирать средства и способы осуществления поставленной цели, умение работать в команде, преодолевать возникающие барьеры, ответственность за свою часть работы, направленность на общий кооперативный результат) [23, с. 8].

          Проведённый анализ сущности социальной активности позволил нам прийти к выводу, что социальная активность выступает интегральным понятием, проявляющимся как побудитель к деятельности (актуальная потребность) и как устойчивое свойство личности.  В качестве актуальной потребности социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, ценностных ориентации, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникшей потребности. Как устойчивая черта личности проявляется в целеустремленности, инициативности, социальной ответственности, требовательности к себе и т.п.

          Социальную активность отличает  сложная структура, объединяющая  комплекс качественных и количественных  характеристик, позволяющих определить ее уровень, а также многообразие форм проявления (трудовая, общественно-политическая, познавательная, нравственная и др.). Антиподом социальной активности является социальная пассивность индивида, которого характеризуют бездействие и социальная инертность.

          Социальная активность имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Студенчество как отдельную возрастную и социальную группу отличает сензитивность к социально значимым проявлениям, которая обусловлена специфическими социально-психологическими характеристиками: высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры, поиском смысла жизни и новых социальных ролей, стремлением к идеалу, новым идеям, преобразованиям [10, с. 12].

          Итак, в процессе работы мы раскрыли сущность и содержание понятия «социальная активность», которая состоит в: наличии социальных потребностей и интересов, способностей к творческой деятельности; овладении социальными и культурными условиями жизни в обществе; сформированности нравственных норм, принципов, убеждений, биопсихических свойств и социально значимых качеств личности: инициативности, надежности, настойчивости, самоотдачи, ответственности, практичности, организованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления

          Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации.

          Задачами данного параграфа явилось:  раскрытие сущности понятия «студенческое  самоуправление»; обоснование необходимости  участия студентов в деятельности органов ССУ; выявление предназначения органов ССУ, их наиболее эффективные форм, отличительных признаков, целей и принципов; рассмотрение трудностей, с которыми сталкиваются органы ССУ в процессе становления.

          Изучению различных аспектов развития студенческого самоуправления посвящены работы: Д. М. Мехонцевой, В. М. Певзнера, О. В. Борисовой, Н. П. Бугаенко, Е. А. Мащировой, Е. Л. Сырцовой, А. С. Чернышёва и др.

          Нам кажется, что следующее  определение наиболее полно раскрывает сущность понятия «студенческое самоуправление». Студенческое самоуправление – форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности [22].

Информация о работе Студенческое самоуправление