Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, дипломная работа
Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Цель нашей работы: определить условия, повышающие эффективность работы органов студенческого самоуправления (далее ССУ) по формированию социальной активности студентов.
Объект данного исследования: педагогический процесс в ВУЗе. Предметом исследования выступает процесс формирования социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности студентов…………………………………………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная активность личности»….7
1.2. Общая характеристика современных органов студенческого самоуправления.....18
Выводы по I главе………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ деятельности органов студенческого самоуправления Иркутского государственного лингвистического университета……………..34
2.1. Диагностическое исследование уровня социальной активности студентов
ИГЛУ………………………………………………………………………….……34
2.2. Показатели эффективности работы органов студенческого самоуправления...54
Выводы по II главе………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложения……………………………………………………………………...74
Важно, чтобы вся жизнь студентов в вузе стала школой гражданского и нравственного становления, активного участия студентов в общественной жизни страны, формирования российского интеллигента. Мы считаем, что для этого необходимо более активно использовать права студенческого самоуправления на постановку принципиальных вопросов обучения и воспитания студентов, творческого овладения ими профессией. Необходимо вернуть в вузовскую жизнь состязательность, самостоятельность и инициативу. Реформирование высшего и среднего специального образования в стране предполагает активное вовлечение в этот процесс широких слоев студенчества и учащейся молодежи, увеличение их реального воздействия на качественное улучшение учебно-воспитательного процесса, для чего следует всемерно развивать студенческое самоуправление, инициативу и самодеятельность коллективов учащихся в решении всех вопросов студенческой жизни [8, с. 5].
По нашему мнению, в условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления может быть отнесено к высокому рангу значимости в воспитании и подготовке будущих специалистов.
Социальное развитие личности
будущего специалиста и
В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются три основных функциональных предназначения, а именно:
1. Студенческое самоуправление – как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
2. Студенческое самоуправление – как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.
3. Студенческое
самоуправление – как условие
реализации творческой
Анализ практики студенческого самоуправления показывает, что наиболее эффективные его формы – это:
1. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.
2. Общественная
организация, которой может
3. Профсоюзная
организация студентов и
4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческий клуб по интересам и т.д.) [9, с. 62].
Мы считаем, что важной
В целом, студенческое самоуправление – это особая форма инициативной, самостоятельной, под свою ответственность общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи: быта, досуга, обучения [22]; согласно определению Н. П. Бугаенко это процесс реального участия студентов в управлении и руководстве деятельностью своего коллектива, во взаимодействии со всеми органами управления ВУЗа, ведущий фактор активизации учебной деятельности, формирования социально-личностной активности, организаторских умений и гражданской ответственности будущего специалиста, основа расширения внутривузовской демократии и повышения роли высшей школы как социальной системы [8, с. 4].
Среди отличительных признаков студенческого самоуправления нам бы хотелось обозначить следующие:
1. Системность, которая проявляется в совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. При этом, с одной стороны, может соблюдаться самостоятельная деятельность каждого элемента, с другой, взаимодействие между элементами на основе сотрудничества.
2. Автономность, которая предполагает относительную независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке ее основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.
3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, структурных подразделений учебного заведения, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.
4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления образовательного учреждения, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями, с органами государственного управления и местного самоуправления. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования учебного заведения, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.
5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп, советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, советов, комитетов, правлений студенческих общественных объединений, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. В их компетенции находятся вопросы, связанные со спецификой избранной деятельности, отношениями между группами, в группе и т.д. Каждый орган студенческого самоуправления действует на основе собственного положения, порядок утверждения которого предусматривает в каждом отдельном случае индивидуально.
6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определенных полномочий у органов студенческого самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.
7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого управления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодежной политики; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей [22].
Нам представляется необходимым отметить основные цели деятельности студенческого самоуправления:
1. Защита и представление прав и интересов студентов.
2. Содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов.
3. Привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам.
4. Создание условий для развития чувства социальной ответственности молодёжи, участие в решении актуальных проблем российского общества.
5. Сохранение и развитие демократических традиций студенчества.
6. Содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процесса, а также досуга и быта студентов [19, с. 73].
Значимость органа ССУ нужно рассматривать с двух позиций: позиции студента и с позиции социально-психологических особенностей формирования личности молодого человека.
Нам кажется логичным показать
значимость органа ССУ с точки
зрения каждой из этих позиций.
1. Стать условием реализации творческой активности и самостоятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.
2. Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
3. Стать средством социально-правовой самозащиты [9, с. 60].
С точки зрения социально-
1. Повышение компетенции студентов в принятии управленческих решений.
2. Формирование активной гражданской позиции.
3. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству [22].
Развитие студенческого самоуправления должно быть направлено на:
1. Усиление роли студенческих общественных формирований в гуманистическом воспитании студентов, в формировании их мировоззрения и социальной активности;
2. Повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
3. Формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;
4. Воспитание ответственности студенческих коллективов за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;
5. Развитие и углубление инициативы коллективов в организации гражданского воспитания; формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов студентов; формирование лидеров студенческих коллективов [9, с. 61].
Принципы ССУ — наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в ССУ.
Принципы определяют самые важн
Суть идеи Студенческого Самоуправления отражают все принципы в совокупности. Иначе говоря, только система этих принципов даёт верное представление о сущности студенческого самоуправления. Нами были выделены следующие основные принципы, на которых должно реализовываться студенческое самоуправление:
- принцип объединения. Студенческое самоуправление это добровольное объединение студентов ВУЗа с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни;
- принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия;
- принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством миссии, целей, задач и организационной структуры, формализованных в Уставе (Конституции) студенческого самоуправления. Устав является основным законом студенческого объединения;
- принцип государственности. Студенческое самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодёжной политикой России;
- принцип фокуса внимания. Фокусом внимания студенческого самоуправления является развитие личности студента и студенческой жизни внутри ВУЗа;
- принцип системности. Студенческое самоуправление строит свою деятельность на системной основе. В данном контексте «системный» подразумевает, что мы рассматриваем ВУЗ как элемент государственной системы работы с молодёжью, а студенческое самоуправление как элемент системы ВУЗа и инструмент реализации воспитательной функции ВУЗа и молодёжной политики государства. Системный подход к построению студенческого самоуправления рассматривает деятельность студенческого объединения как целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений студенческого самоуправления для достижения уставных целей. Системный подход к развитию личности подразумевает, что студенческое самоуправление стремится к гармоничному развитию личности и формированию у студентов умения воспринимать и изучать явления и процессы в их взаимосвязях с учётом причинно-следственных закономерностей;