Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:19, курсовая работа
При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и проводит изучение использования оригами в детском саду актуальным для исследования.
Объект исследования-оригами как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - место оригами в рамках занятий по технологии.
Введение. 3
Глава№1:История возникновения оригами и учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике «Оригами» 5.
1.1. Возникновение оригами……………………………………………………...5
1.2. Распространение оригами по миру. 8
1.3. Типы и формы оригами. 13
1.4. Базовые формы. 14
1.5. Техника складывания бумаги. 19
1.6. Варианты изделий оригами. 20
1.7. Организация работы. 21
Глава№2:Практическая работа по организации и проведению занятий в
кружке "Чудесное оригами",с детьми старшего дошкольного возраста…….23
2.1.Организация кружка "Чудесное оригами"…………………………………23
2.2.Практическая работа по проведению занятий в кружке "Чудесное
оригами",с детьми старшего дошкольного возраста……… ……………........25
Заключение. 28
Список используемой литературы. 30
Приложения.
Введение. 3
Глава№1:История возникновения оригами и учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике «Оригами» 5.
1.1.
Возникновение оригами……………………………………………………...
1.2. Распространение оригами по миру. 8
1.3. Типы и формы оригами. 13
1.4. Базовые формы. 14
1.5. Техника складывания бумаги. 19
1.6. Варианты изделий оригами. 20
1.7. Организация работы. 21
Глава№2:Практическая работа по организации и проведению занятий в
кружке "Чудесное
оригами",с детьми старшего дошкольного
возраста…….23
2.1.Организация
кружка "Чудесное оригами"…………………………………23
2.2.Практическая
работа по проведению занятий в кружке
"Чудесное
оригами",с детьми
старшего дошкольного возраста……… ……………........25
Заключение. 28
Список используемой литературы. 30
Приложения.
Оригами может быть интересно людям разного возраста. Во-первых, это дети. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Во-вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги - одно удовольствие. В-третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.
Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.
Изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на детей, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для учащихся. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на занятиях знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в школе.
При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и проводит изучение использования оригами в детском саду актуальным для исследования.
Объект исследования-оригами как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет
исследования - место оригами в рамках
занятий по технологии.
Проблема: каковы возможности использования техники оригами для развития всесторонней личности ребенка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2. Выявить развивающее и воспитывающее значение изготовления детьми изделий в технике оригами.
3. Разработать план, конспекты занятий для кружка «Чудесное оригами» и провести их.
В
процессе работы использовались анализ
научно-практической и методической литературы,
моделирование, проектирование, разработка
технологии выполнения оригами.
Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб - чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).
Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.
Буддисты
были первые, кто обратил внимание на мелочь
и уничтожил деление мира на высокое и
низкое (в отличие от западного сосредоточения
на общих законах, пристрастия к крупному,
приводящему к делению искусств на высокие
и низкие, занятий на важные и не очень).
Они обратили свое внимание на все, что
непрочно, на миг, на мельчайшую малость,
с замечательной целью - чтобы поймать
в ней, в мелочи, дыхание вечности,
ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины - покато - ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.
Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, так как все вели в едином направлении - к единой и неделимой Истине.
Несколько лет назад средний европеец едва слышал о бумаги, а японец уже был окружен ею. В 50-х годах XV века, в городке Майнце выдающийся немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг впервые на западноевропейской бумаге ручного производства напечатал библию. Это была одна из первых бумаг, изготовленная специально для печати.
Высоко ценилась прочность бумаги “ваши” в пиротехнике. Она шла на изготовление корпусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и коробочки для очков, музыкальных инструментов.
Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.
Вообще
же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли
в IX - XII веках, в эпоху Хэйах (794 - 1185) и даже
обозначили особым понятием “моно - маваре”.
Это открытие идет от синто, веры в то,
что каждая вещь, каждое явление, даже
слова, содержат в себе ками - божество.
Синтоизм, вообще,
очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй ,который висит перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии ката-сиро - восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина - символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам - гуси - метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.
В
периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати
(1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы
храмов и достигает императорского двора.
Аристократия и придворные должны были
обладать определенными навыками в искусстве
складывания. Записки, сложенные в форме
бабочки, журавля, цветочка или абстрактной
геометрической фигуры были символом
дружбы или доброго пожелания для любимого
человека. Ими удавалось порой выразить
больше внимания, любви, чем это можно
было сделать словами. Умение складывать
стало одним из признаков хорошего образования
и изысканных манер. Различные знатные
семьи использовали фигурки оригами как
герб и печать. Придворная дама Мурасаки
Сикибу, жившая в XI веке, упоминает в своей
книге ”Гандзи моно гатари” (“Повесть
о блистательном принце Гандзи”) о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превратилось в замысловатый конверт с украшением.
В периоды Адзути-Момояна (1573-1603гг.) и Эдо (1603-1867гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) - традиционный японский символ счастья и долголетия.
Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” - “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.
Новый этап в развитии
оригами начался после второй мировой
войны и
связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.
Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства
Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.
Акира Йошизава родился в 1911 г. 14 марта в префектуре Точиги провинции Канто в многодетной семье.
С
оригами Акира впервые столкнулся в три
года, когда соседка сложила ему бумажную
лодочку. Возня с ней старших братьев скоро
привела фигурку в полную негодность,
и Акира попытался сделать такую же самостоятельно.
Несмотря на свой юный возраст, это ему
удалось! Возможно, именно тогда зародилась
в его душе любовь к складыванию.
В 22 года Акира Йошизава устраивается
на машиностроительную фабрику, где помимо
основной работы изучает начертательную
геометрию под руководством своего прораба.
Вскоре его успехи на этом поприще становятся
настолько значительными, что молодому
человеку поручают учить новичков читать
чертежи. При этом он активно использует
оригами, объясняя с помощью складывания
азы геометрических понятий. Эти занятия
имеют успех и вызывают неподдельный интерес
не только у его учеников, но и у владельцев
фабрики, и Акира получает разрешение
заниматься оригами в рабочие часы.