Современное состояние образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:21, лекция

Описание работы

Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Кодекс РБ об образовании: правовые основы регулирования, совершенствование качества образования.
Направления реформирования системы высшего образования в РБ.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

обеспечение качества образования;

компетентностный  подход;

охрана  здоровья обучающихся;

соблюдение  установленных продолжительности  учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;

соблюдение  санитарных норм, правил и гигиенических  нормативов;

создание  безопасных условий при организации  образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации  образовательного процесса устанавливаются  Министерством образования Республики Беларусь;

создание  условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки  обучающихся и оказания им психологической помощи;

педагогическая  поддержка детских и молодежных общественных объединений;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

        Система образования совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.  

Цели  образования  - формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Компонентами  системы образования  являются:

1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

2. образовательные программы;

3. учреждения образования;

4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

8. учебно-методические объединения в сфере образования;

9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

10. организации — заказчики кадров;

11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.  

       Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. 

       Система образования включает в себя систему  дошкольного образования, систему  общего среднего образования, систему  профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и  молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

        Основное  образование

1. Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

2. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:

2.1. дошкольное образование;

2.2. общее среднее образование;

2.3. профессионально-техническое образование;

2.4. среднее специальное образование;

2.5. высшее образование;

2.6. послевузовское образование.

3. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

        Дополнительное  образование

1. Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.

2. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:

2.1. дополнительное образование детей и молодежи;

2.2. дополнительное образование взрослых.

        Специальное образование

1. Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

2. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

       Формы получения образования

       1. Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

       2. Очная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

       Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.

       Вечерняя  форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.

       3. Заочная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и  аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в  соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

       Дистанционная форма получения образования — вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

       4. Соискательство — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования.

        Учреждения  образования

1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы:

1.1. учреждения дошкольного образования; ясли ( ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад;  санаторный детский сад;  дошкольный центр развития ребенка)

1.2. учреждения общего среднего образования: (начальная школа;  базовая школа; средняя школа;  вечерняя школа;  гимназия;  гимназия-интернат;  лицей;  специализированный лицей; суворовское училище;  кадетское училище;  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  санаторная школа-интернат;  учебно-педагогический комплекс; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации;  межшкольный центр допризывной  подготовки.

1.3. учреждения профессионально-технического образования: (профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж). 

       Профессионально-техническое  училище реализует образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и  общего среднего образования, программу воспитания и защиты прав и   законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. 

       Профессиональный  лицей — учреждение профессионально-технического образования, которое реализует  образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в  социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и   молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. 

       Профессионально-технический  колледж — учреждение профессионально-технического образования, которое реализует  образовательные программы профессионально-технического образования, образовательную программу  среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, программу воспитания и  защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и     специалистов, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Информация о работе Современное состояние образования