Современное состояние дистанционного обучения в российском образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Содержание

Введение
1. Педагогическая характеристика дистанционного обучения
1.1. Понятие дистанционного обучения
1.2.Технологии дистанционного обучения
2. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования России
2.1. Становление дистанционного обучения в Российском образовании
2.2. Применение формы дистанционного обучения в российских ВУЗах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Тобольский государственный педагогический институт 
им. Д.И. Менделеева»
 
 
 

Кафедра 
информатики и методики преподавания информатики
 
 
 

     Реферат

     Современное состояние дистанционного обучения в российском образовании 
 
 
 
 

     Выполнил: студентка 5 курса ФФиИ

     54 и/а группы

     Истомина  Н.Ю.

     Проверил: к.п.н. Ечмаева Г.А. 
 
 
 
 
 
 

     Тобольск-2009

     План 

Введение

 1. Педагогическая характеристика  дистанционного   обучения

1.1. Понятие  дистанционного   обучения

1.2.Технологии дистанционного обучения

2. Дистанционное   обучение  в системе непрерывного профессионального образования России

2.1. Становление дистанционного   обучения в Российском образовании

2.2. Применение  формы дистанционного обучения  в российских ВУЗах

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современная  социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели  обучения  не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

     Знания  стареют каждые 3-5 лет, а технологические  знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в ВУЗах).

     Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что  они вообще не зависят от того, дневная  ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный  материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

     В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. 
 
 
 

     1. Педагогическая характеристика  дистанционного   обучения

     1.1 Понятие дистанционного   обучения

     Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики ДО подтверждает в целом актуальность и новизну  направлений исследований, приближает нас к пониманию сущности  дистанционного   обучения, которое является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на  современных  методиках  обучения, технических средствах и передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях [4]

     В Концепции создания и развития дистанционного обучения (ДО) в РФ приводится следующее определение.  Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

     Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.  [1]

     К ДО можно отнести и ситуацию, когда  участники учебного процесса территориально не удалены (проживают в одном городе, районе), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).

     Поэтому, предлагаемое ниже определение в  большей степени учитывает характерные  черты и варианты организации ДО.

     ДО - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма  обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых  информационных технологий и их технических  средств, которые используются для  доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс  обучения  некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

     Последнее утверждение дает право говорить о системе  дистанционного  образования в ее полном объеме. [2]

     Таким образом, узловыми моментами определения ДО является положение о независимости субъектов и объектов  обучения  относительно расстояния, времени и конкретного образовательного учреждения и сбалансированному использованию традиционных и новых информационных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Технологии дистанционного обучения

     В настоящее время можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО:

     - новые требования к образованию  (в частности, доступность, невысокая  стоимость  обучения, ограничения  по времени  обучения  и др.);

     - ограничения по пропускной способности  вузов, факультетов повышения  квалификации и ОУ других типов;

     - повышение количества желающих  получить образование из-за повышения  престижа образования и необходимости  переподготовки увольняемых в  запас военнослужащих, специалистов  ВПК и других лиц; 

     - появление и развитие качественно  новых средств ИТ и ярко  выраженный процесс информатизации;

     - усиление международной интеграции  др. [3]

     Массовое  личностно ориентированное и  непрерывное образование необходимое  для информационного общества можно  обеспечить за счет применения современных  технологий дистанционного обучения во всех существующих формах получения образования. [7]

     Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного  массива знаний.

     Кроме общедоступных средств существует немало специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. Идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах  обучения  как заочное и экстернат. Ростки и зерна технологий ДО присутствуют во всех формах  обучения, обозначенных в "Законе об образовании".

     Традиционное  очное образование несет в  себе много элементов, общих с  ДО. Применение компьютеров и телекоммуникаций трансформируют традиционные виды занятий, а введение модульного построения и гибкого графика изучения дисциплин, другие мероприятия позволяют получить модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Она будет приближена к модели некоторого идеального ДО.

     Таким образом, организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т. п. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Дистанционное   обучение  в системе непрерывного профессионального образования России

     2.1.Становление дистанционного   обучения в Российском образовании

     Развитие  системы дистанционного обучения (ДО) в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных  учреждений, отделений и центров  ДО на территории РФ уже составило  более ста пятидесяти. Большой  вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и РосНИИ Информационных Систем. В настоящее время разработан проект соответствующей Федеральной программы, определяющей цели задачи, методы, этапы и направления работы в этой области.

     Для России система дистанционного обучения имеет особое значение. Это обусловлено  большой территорией, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах, традициями заочного образования.

     Широкое развитие дистанционного образования  в России произошло в середине 90-х г.г.

     Точкой  отсчета Системы Дистанционного Образования в России следует  принять решение коллегии Комитета по высшей школе министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 9 июня 1993 №9/1 "О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации".

     В 1994 году была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. После принятия Концепции количество вовлеченных в нее образовательных учреждений стремительно растет. Если в 1996 году их было несколько десятков, то сейчас более сотни.

     В 1995 г. была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», с 1999 г. внедряется государственная программа информатизации образования, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено преимущественное развитие современных информационных технологий в сфере образования, позволяющих качественно улучшить доступность и повысить эффективность образовательных процессов.

     Для Российской Федерации с ее огромной территорией, неравномерностью развития инфраструктуры и рассредоточением населения, развитие систем открытого  образования, а соответственно и  систем ДО позволит выйти на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы, преодолев существенный разрыв в обеспечении доступа населения к образовательным услугам.

     Комплекс  образовательных услуг, предоставляемых  учащимся посредством специализированной информационной среды, базируется на средствах обмена учебной информацией с использованием глобальной информационной сети Интернет, позволяющей успешно решать многие проблемы дистанционного образования.

     Главной положительной чертой ДО является то, что технологии ДО формируют навык самоопределения и ответственности, приучают к необходимости не только добывать знания, но и применять их в конкретной жизненно значимой ситуации. То есть с одной стороны, ДО формирует навыки самостоятельного труда и делового общения, с другой - воспитывает чувство ответственности и обязательности в выполнении учебных заданий. [5] 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Применение формы дистанционного  обучения в российских ВУЗах

Информация о работе Современное состояние дистанционного обучения в российском образовании