Современное состояние образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:21, лекция

Описание работы

Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Кодекс РБ об образовании: правовые основы регулирования, совершенствование качества образования.
Направления реформирования системы высшего образования в РБ.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

1.4. учреждения среднего специального образования – колледж.

1.5. учреждения высшего образования: классический университет;  профильный университет (академия, консерватория);  институт;  высший колледж.

1.6. учреждения специального образования: специальное дошкольное учреждение;  специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат);  центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи: центр (дворец), школа искусств;

1.8. учреждения дополнительного образования взрослых: академия последипломного образования;  институт повышения квалификации и переподготовки;  институт развития образования;  центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.

1.9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования: воспитательно-оздоровительные учреждения образования;  социально-педагогические учреждения;  специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения.

1.10. социально-педагогические учреждения: социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки).

1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения: специальные школы закрытого типа;  специальные профессионально-технические училища закрытого типа.

1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения. специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа; специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа.

        Основные  обязанности обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

       Меры  дисциплинарного  взыскания (замечание, выговор, отчисление) применяются к обучающимся, достигшим 14-летнего возраста, за:

  • Опоздание или неявку без уважительных причин на учебные занятия;
  • Нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
  • Несоблюдение режима рабочего времени в период прохождения практики;
  • Неисполнение без уважительных причин законного требования пед. работника;
  • Оскорбление участников образ. процесса;
  • Распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
  • Несоблюдение (нарушений) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
  • Употребление алкоголя или наркотиков, курение на территории учреждения образования (в том числе в общежитиях).

       Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

       длительное  отсутствие (более тридцати дней) без  уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

       систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

       Дошкольное  образование — уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

       Профессионально-техническое  образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учётом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими проф. ЗУНов, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

       Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечение отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.

       Новыми  типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования. Содержание образования в этих уч. заведениях более насыщенное, направлено как на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки, так и на удовлетворение запросов учащихся.  В них делается ставка на энциклопедизм образования и на углубленное специальное образование различного профиля. Это первый признак учебных заведений нового типа: интеллектуальная насыщенность содержания образования. Второй признак – высокий уровень методики обучения. В уч. заведениях нового типа работают лучшие учителя, преподаватели вузов, социологи и психологи. Третий признак – единая психолого-пед. направленность при всей их многопрофильности (наличие различных отделений, кафедр, секций). Четвёртый признак – новая система пед. отношений между воспитателями и воспитанниками.

       Основная  цель и задачи, которые призваны решать уч. заведения нового типа, обуславливаются  потребностями совр.. общ. развития. Это существенное улучшение качества общего образования, повышение уровня проф. подготовки и создание условий для непрерывного образования.

       Гимназия  , являясь старшей ступенью общеобразовательной школы, призвана обеспечить реализацию гос. требований к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

       Лицей определяется как профессионально ориентированное уч. заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям  высшей школы. Основной целью лицея является «создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, освоение общекультурных ценностей наследия бел. народа, подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.

    3.Направления реформирования системы высшего образования в республике Беларусь.

       Высшее  образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

       Высшее  образование подразделяется на две  ступени. 

       На I ступени высшего образования  обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.  

       На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

       Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего  образования являются студенты, курсанты, слушатели, законные представители несовершеннолетних студентов, курсантов, педагогические работники, в том числе профессорско-преподавательский состав.

      Подготовка  специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в. университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

       Платная форма обучения является ответом  на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования.

       Высшее  образование в РБ может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числе дистанционной) формах. Очная форма получения высшего  образования предусматривает постоянное личное участие обучающихся в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебного заведения. Заочная форма предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, лично участвующих только в ограниченном числе учебных мероприятий, а также в аттестационных мероприятиях, организуемых учебным заведением.

       Срок  обязательной работы при направлении  на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается  не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

       Срок отработки по распределению для студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в  резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и  воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

       Срок  обязательной работы при направлении  на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

       Срок  отработки по распределению для  студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению  по желанию выпускника засчитываются  период военной службы по призыву, службы в  резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и  воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

       Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года. Система высшего образования  в РБ включает:

       - высшие учебные заведения и  другие организации, обеспечивающие  функционирование и развитие  системы высшего образования;

       - республиканские органы гос. управления и местные исполнительные и распорядительные органы, иные гос. органы и другие организации, в подчинении которых находятся высшие уч. заведения, в пределах их полномочий в сфере высшего образования;

       - участников образовательного процесса;

       образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные  планы и учебные программы.

       Стратегическими целями реформирования системы высшего  образования в РБ выступают:

    1. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
    2. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;
    3. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.

       Основными направлениями развития высшей школы  является разработка и внедрение  в образовательный процесс ВУЗов:

       - структурно-организационных изменений;

Информация о работе Современное состояние образования