Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.

Объект исследования: является система образования в Китае.

Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность: на протяжении всей письменной истории человечества Китай постоянно жил и действовал на мировой арене, хотя его вес, значение и роль в разные периоды истории были различными.

     В последние два десятилетия двадцатого века мир стал свидетелем не только впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике, но и модернизационных процессов в образе жизни, гуманитарных науках, общественном сознании китайцев. На настоящий день практически ни у кого не вызывает сомнения выход Китая на международную арену как нового игрока «первого уровня».

     Китайская Народная Республика находится сегодня  на стадии «взлета». Эта стадия предполагает ориентацию государства на высокие  темпы экономического роста, реализацию крупномасштабных проектов, требующих больших вложений и затрат. В настоящее время в связи с обострением конкуренции, особенно в сфере информационных технологий, после вступления КНР во Всемирную торговую организацию, перед страной стоит острая проблема подготовки специалистов для различных областей экономики, промышленности, сельского хозяйства.

     Качественная  подготовка таких профессионалов, отвечающих постоянно меняющимся требованиям  времени, возможна лишь при наличии  системы эффективной подготовки таких кадров.

     Проводился  в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

     Очевидно, что в новейший период, в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, расширением международного сотрудничества, тенденцией взаимопроникновения науки и техники в гуманитарные дисциплины, эпохой информатизации, обменом восточной и западной культур, изучение и осмысление процессов, происходящих в системе подготовки кадров, становятся исключительно актуальными.

     Международные исследования в области образования  последних лет показывают, что  Китай входит в первую пятерку  стран по качеству обучения в средней школе. Такие достижения немыслимы без всестороннего развития образования. И если Китаю удалось подняться по международной образовательной лестнице так высоко, то его опыт представляет несомненный интерес и заслуживает права быть всесторонне изученным.

    Проблема  исследования: состоит в том, что процессы реформирования  образования в Китае  происходящие  в наши дни, системно не сопоставлены; не выявлены и не охарактеризованы особенности этих процессов, обусловленные историческими и культурными традициями народа страны, а также радикальными политическими и социально-экономическими изменениями. 
    Тема исследования: система образования в Китае.

     Цель  исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.

    Объект  исследования: является система образования в Китае.

     Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.

     Гипотеза  исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.

     Задачи:

     – рассмотреть систему образования, существующую в настоящее время в КНР;

     – выделить проблемы, вставшие перед образованием в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в Китайской Народной Республике;

        – выяснить положительные стороны  системы образования в Китае.

     Научная и практическая новизна  исследования: актуализирована проблема выявления тенденций развития  образования в Китае в контексте сравнительно-сопоставительного анализа развития систем  образования в Китае и России; обогащены теоретические представления о развитии системы образования в Китае.

     Методы  исследования:

     1. Анализ источников и используемой  литературы.

     2. Сравнительный метод. 

      
 
 
 
 

                               1.    Система образования в Китае 
 
Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя: 
- дошкольное образование,  
- начальную школу,  
- неполную среднюю школу,  
- полную среднюю школу,  
- университет, 
- аспирантуру. 
Дошкольное образование 
Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов. 
В Китае детские сады делятся на государственные и частные. По мере развития рыночной экономики увеличивается число частных детских садиков. 
Начальное образование 
Начальное образование в Китае начинается с 6 лет и составляет 6 лет. Основными предметами обучения являются: 
- китайский язык, 
- математика, 
- естествознание, 
- иностранный язык, 
- моральное воспитание, 
- музыка, 
- физкультура и т.д. 
Большинство начальных школ в Китае – государственные. 
Среднее образование 
Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование по - прежнему является бесплатным. Учащиеся вносят только плату за учебные пособия и тетради. На первой ступени учащиеся учатся три года и изучают:  
- математику, 
- китайский язык, 
- иностранный язык, 
- физику, 
- химию, 
- моральное воспитание, 
- информатику и др. 
На второй ступени среднего образования ребенок учится еще три года.  
Следующие два года являются заключительным этапом. На этом этапе ребята обучаются в профессиональных и специализированных школах. Продолжительность обучения для получения полного среднего образования 12 лет. 
Высшее образование 
По закону в Китае есть три разновидности высшего образования: 
- курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года),  
- бакалавратура (4-5 лет), 
- магистратура (дополнительно 2-3 года). 
По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени: 
- бакалавр, 
- магистр, 
- доктор. 
В последнее время Китай активно развивает международное сотрудничество в области образования. Китай занимает первое место в мире по количеству подданных, направленных на учебу за границу. Также растет количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. Например, в 2007 году вузы Китая насчитывали 86 000 выходцев из 170 государств мира. 

     Современная система образования в КНР  имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.

     Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю  школу, а также высшее и среднее  специальное образование. В начальной  школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения - шесть  лет. В средней школе (разбитой на две ступени по три года) насчитывается около 60 млн. учеников. В ВУЗах КНР обучается примерно 3 млн. студентов. Срок обучения - 4-5 лет. Число ВУЗов и университетов немногим более 1 тыс.

     Превосходя  большинство азиатских стран  по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6).   Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн. учащихся, срок обучения - 2-4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн. человек). Помимо этого существует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. Во-вторых, огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения, ставшего в 90-е годы общедоступным - вслед за практически полной электрификацией села.

     Систему образования в Китае часто  квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность  добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика: в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

     Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

     В 1997-1998 годах в КНР была в очередной  раз существенно повышена заработная плата преподавателей и научных  сотрудников, педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР, следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых странах.

     Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах Вузовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры Вузовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными соображениями экономии.

     В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.

     Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Китайское правительство придает важное значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.

     По  всей стране в начальную школу  поступают 97,7 процента детей школьного возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73 процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения развития.

     Общий уровень развития образования в  Китае остается сравнительно отсталым из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени. Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.

2. Негосударственные образовательные учреждения в Китае

     Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в  Китае – это учебные заведения, созданные на средства отдельных  граждан либо предприятий, общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников).

     Как показали исследования западных специалистов, участие государства в частном  образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая, то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Информация о работе Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае