Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:31, реферат
Сегодня российская система образования в очередной раз оказалась на пороге грядущих изменений. Какими бы ни были эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно принять лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы (2).
В особую очередь это касается системы профессионального, высшего образования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
[Введите название организации] |
Реферат |
Состояние системы высшего образования в современной России |
[Введите имя автора] |
16.12.2010 |
[Введите
аннотацию документа. |
Состояние системы высшего образования в современной России:
Сегодня российская система образования в очередной раз оказалась на пороге грядущих изменений. Какими бы ни были эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно принять лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы (2).
В особую очередь это касается системы профессионального, высшего образования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
На 2000 год в Российской Федерации действовала такая статистика (3):
Высшие
учебные заведения
России:
в т.ч. подчиненные Министерству образования
РФ — 338 (26,0%)
негосударственные — 662 (54,1%)
в т.ч. с государственной аккредитацией
— 203 (15,5%)
Численность
студентов в вузах
России:
в т.ч. на дневном отделении — 1 657 000
по данным на 2000 г. — 4 739 500
в том числе на дневном отделении —
2 624 300
Количество студентов на 10 000 жителей России:
по данным на
1992 г. — 178
по данным на 2000 г. — 280Количество
аспирантов и докторантов,
обучающихся в вузах
России:
аспиранты — 107 031
в том числе аспиранты очного обучения
— 75 371
докторанты — 3 993
В дальнейшем данные не особо изменились: в 2007 г в России работали 1108 вузов из них - 658 государственных, 450 - негосударственных. На начало 2008 г в России официально работали около 1,1 тыс вузов, включая 650 государственных и порядка 2 тыс филиалов и представительств. Это в 4,5 раза больше, чем было в СССР. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко сегодня в РФ зарегистрировано 3,2 тыс вузов, из них статус университета носят 500 вузов.(8*)
В 1990-2000
годах Министерством
Первый официальный рейтинг вузов России был опубликован в 2001 году. Все вузы в рейтинге подразделяются на несколько категорий: отдельно сравниваются "классические университеты", технические и технологические вузы, медицинские, лингвистика и педагогика (вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составляется рейтинг негосударственных вузов.
Высшая
школа, наряду с другими государственными
институтами, одной из первых оценила
возможности инновационных
Направления, мероприятия по реформированию, модернизации современной российской высшей школы определены, в том числе, Национальной доктриной образования, Программой развития образования на период до 2005 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В целях
повышения эффективности
Для более полного удовлетворения потребностей в дефицитных для регионов профессиях (педагогических, медицинских, аграрных) предусматривается возможность подготовки кадров на основе государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов, частично или полностью погашаемых государством, если выпускник по окончанию вуза работает по соответствующему распределению.
Совершенствование
и дальнейшее развитие отечественной
системы высшего образования
продиктовано как объективными нуждами
общественного развития, так и
реальными запросами населения
России. По данным социологических
исследований, сегодня, не менее 36,5 млн.
российских граждан в возрасте от
18 и до 45 лет, а это более трети
взрослого населения страны, имеет
актуализированные
Так, недавно на своем видеоблоге президент России Д.А. Медведев в своей речи коснулся этой проблемы, высказав несколько первоочередных задач по модернизации российского образования: «… Первое предложение заключается в том, чтобы более активно развивать образовательные кредиты. В настоящий момент уже подготовлен нормативный документ, по которому студенту, который хорошо учится, который проявляет нормальные знания, может быть предоставлен образовательный кредит. Этот кредит даётся на срок обучения, он возмещается после окончания высшего учебного заведения, даётся под минимальный процент. Естественным условием предоставления этого кредита, конечно, является нормальная успеваемость.
Ещё
одна идея – я предлагаю зафиксировать
высшим учебным заведениям, университетам
плату за обучение, не индексируя её
сообразно изменению курса
Ещё
одна тема связана с большим количеством
вузов, которые сейчас у нас находятся
в стадии проверки, контроля. Далеко
не все они, на наш взгляд, сегодня
полностью соответствуют
Наконец, ещё одно предложение, которое я хотел бы озвучить. У нас сейчас есть ситуация, когда люди, наши студенты, учатся на платных местах. В то же время в высшем учебном заведении есть бесплатные, бюджетные места. В качестве меры поощрения, особенно для тех, кто не способен платить за обучение в нынешних условиях, я считаю, было бы правильным предусмотреть возможность перевода с этих платных мест на бесплатные места, которые гарантированы государством. Такого рода возможности у высших учебных заведений есть…»(7)
К тому
же, сейчас осуществляется подготовка
проекта федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"
(на 1 декабря 2010 года)
1 декабря
2010 года текст проекта
Но наряду с этими реформами в среде образования намечается еще более крупная культурная революция, а именно вступление России в Болонскую систему. Сегодня под Болонской декларацией стоят подписи министров образования сорока европейских стран, в том числе и России, которая присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Однако, подготовка к участию России в Болонском процессе началась значительно раньше. Так, в 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошли Международные семинары "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы"; в этот же период на базе РУДН состоялись два Всероссийских совещания "Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании". В 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса.
В результате
был разработан План мероприятий
по включению российской системы
высшего профессионального
Тем самым, была подготовлена почва для принятия Болонской декларации. Основой которой являются шесть основных принципов формирования европейской системы высшего образования:
Эта Болонская декларация служит началом энергичных действий, называемых "Болонским процессом", по строительству единого европейского образовательного пространства. Перечисленные же разделы Плана мероприятий охватывают основные направления развития Болонского процесса. Задача заключается лишь в том, чтобы активное участие в нем способствовало не только сохранению и дальнейшему развитию российской образовательной системы как важнейшей составляющей национального народнохозяйственного комплекса, но и как элемента мировой (не только европейской) системы образования.(2)
Наряду с достижением определенных успехов в своем развитии, отечественная система высшего образования столкнулась с рядом острых проблем, требующих скорейшего разрешения.
Одна из проблем - финансирование высшей школы. В федеральном бюджете, в последние годы, рост расходов на образование ежегодно составлял более 50 %, что превышало рост расходов федерального бюджета в целом.
С вопросами
финансирования высшего образования
связана и иная проблема - плата
за обучение в вузах. Обучение в высшей
школе в настоящее время
Информация о работе Состояние системы высшего образования в современной России