Состояние системы высшего образования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:31, реферат

Описание работы

Сегодня российская система образования в очередной раз оказалась на пороге грядущих изменений. Какими бы ни были эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно принять лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы (2).

В особую очередь это касается системы профессионального, высшего образования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.

Работа содержит 1 файл

Состояние системы высшего образования в современной России.docx

— 54.88 Кб (Скачать)
[Введите  название организации]
Реферат
 Состояние  системы высшего  образования в  современной России
 
[Введите  имя автора]
16.12.2010
 
 
[Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа.  Введите аннотацию документа.  Аннотация обычно представляет  собой краткий обзор содержимого  документа.]
 

 

     Состояние системы высшего  образования в  современной России:

Сегодня российская система образования  в очередной раз оказалась  на пороге грядущих изменений. Какими бы ни были эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно принять  лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы (2).

В особую очередь это касается системы профессионального, высшего образования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.

На 2000 год в Российской Федерации действовала такая статистика (3):

Высшие  учебные заведения  России:                                                                      государственные — 562 (45,9%) 
в т.ч. подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0%) 
негосударственные — 662 (54,1%) 
в т.ч. с государственной аккредитацией — 203 (15,5%)

Численность студентов в вузах  России:                                                                                  по данным на 1992 г. — 2 638 000 
в т.ч. на дневном отделении — 1 657 000 
по данным на 2000 г. — 4 739 500 
в том числе на дневном отделении — 2 624 300

Количество  студентов на 10 000 жителей России:  

  по данным на 1992 г. — 178 
  по данным на 2000 г. — 280Количество аспирантов и докторантов, обучающихся в вузах России:           аспиранты — 107 031 
в том числе аспиранты очного обучения — 75 371 
докторанты — 3 993

 В дальнейшем данные не особо изменились: в 2007 г в России работали 1108 вузов из них - 658 государственных, 450 - негосударственных. На начало 2008 г в России официально работали около 1,1 тыс вузов, включая 650 государственных и порядка 2 тыс филиалов и представительств. Это в 4,5 раза больше, чем было в СССР. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко сегодня в РФ зарегистрировано 3,2 тыс вузов, из них статус университета носят 500 вузов.(8*)

В 1990-2000 годах Министерством образования  России разработана и используется в практике работы вузов, министерств  и ведомств Российской Федерации  информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов  России".

Первый официальный рейтинг вузов России был опубликован в 2001 году. Все вузы в рейтинге подразделяются на несколько категорий: отдельно сравниваются "классические университеты", технические и технологические вузы, медицинские,  лингвистика и педагогика (вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составляется рейтинг негосударственных вузов.

Высшая  школа, наряду с другими государственными институтами, одной из первых оценила  возможности инновационных процессов, их роль и значение в реформировании отечественной экономики, в создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Сегодня в системе высшей школы  России функционирует развернутая  инновационная инфраструктура, включающая: 72 научно-технических парка;16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного  предпринимательства;12 региональных информационно-аналитических центров; 10 региональных инновационных центров; 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства и др.

Направления, мероприятия по реформированию, модернизации современной российской высшей школы  определены, в том числе, Национальной доктриной образования, Программой развития образования на период до 2005 года, Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года.

В целях  повышения эффективности использования  бюджетных средств, стимулирования более эффективной работы вузов  планируется проводить конкурсное распределение государственного заказа на подготовку специалистов с учетом как отраслевых, так и региональных особенностей и потребностей.

Для более  полного удовлетворения потребностей в дефицитных для регионов профессиях (педагогических, медицинских, аграрных) предусматривается возможность подготовки кадров на основе государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов, частично или полностью погашаемых государством, если выпускник по окончанию вуза работает по соответствующему распределению.

Совершенствование и дальнейшее развитие отечественной  системы высшего образования  продиктовано как объективными нуждами  общественного развития, так и  реальными запросами населения  России. По данным социологических  исследований, сегодня, не менее 36,5 млн. российских граждан в возрасте от 18 и до 45 лет, а это более трети  взрослого населения страны, имеет  актуализированные образовательные  потребности, из них более половины хотели бы получить профессиональное образование.(1)

Так, недавно  на своем видеоблоге президент России Д.А. Медведев в своей речи коснулся этой проблемы, высказав несколько  первоочередных задач по модернизации российского образования: «… Первое предложение заключается в том, чтобы более активно развивать образовательные кредиты. В настоящий момент уже подготовлен нормативный документ, по которому студенту, который хорошо учится, который проявляет нормальные знания, может быть предоставлен образовательный кредит. Этот кредит даётся на срок обучения, он возмещается после окончания высшего учебного заведения, даётся под минимальный процент. Естественным условием предоставления этого кредита, конечно, является нормальная успеваемость.

Ещё одна идея – я предлагаю зафиксировать  высшим учебным заведениям, университетам  плату за обучение, не индексируя её сообразно изменению курса нашей  валюты. Зафиксировать в рублях и  использовать соответствующую цифру  на весь период, когда оказываются  образовательные услуги. Мне кажется, это будет справедливо. В этом случае и высшие учебные заведения  получат деньги за образование, может  быть, чуть меньшие, и в то же время  студент будет в этой ситуации в более комфортном состоянии, когда  он не должен гоняться за курсом, он не должен постоянно проводить индексацию, искать новые деньги. И это будет  способствовать тому, чтобы студент  мог более уверенно, более стабильно  себя чувствовать в период обучения.

Ещё одна тема связана с большим количеством  вузов, которые сейчас у нас находятся  в стадии проверки, контроля. Далеко не все они, на наш взгляд, сегодня  полностью соответствуют предъявляемым  требованиям, и периодически даже ставятся вопросы об отзыве лицензии, аккредитации. Я думаю, что, конечно, мы должны следить  за качеством образования. В то же время в настоящий момент важно  дать каждому вузу выпутаться из сложной  ситуации, продемонстрировать нормальный уровень образования. И в этом случае мы предоставим высшим учебным  заведениям возможность ликвидировать  те проблемы, которые были выявлены в ходе контроля.

Наконец, ещё одно предложение, которое я  хотел бы озвучить. У нас сейчас есть ситуация, когда люди, наши студенты, учатся на платных местах. В то же время в высшем учебном заведении  есть бесплатные, бюджетные места. В  качестве меры поощрения, особенно для  тех, кто не способен платить за обучение в нынешних условиях, я считаю, было бы правильным предусмотреть возможность  перевода с этих платных мест на бесплатные места, которые гарантированы  государством. Такого рода возможности  у высших учебных заведений есть…»(7)

К тому же, сейчас осуществляется подготовка проекта федерального закона 
"Об образовании в Российской Федерации" (на 1 декабря 2010 года)        

1 декабря  2010 года текст проекта федерального  закона в соответствии с поручением  Президента Российской Федерации  от 13 октября 2010 г. N Пр-3011 размещен  на сайте в сети Интернет (zakonoproekt2010.ru) для его общественного обсуждения. Планируется, что данное общественное обсуждение продлится около 2 месяцев и завершится к 1 февраля 2011 года.

Но наряду с этими реформами в среде  образования намечается еще более  крупная культурная революция, а  именно вступление России в Болонскую  систему. Сегодня под Болонской декларацией стоят подписи министров образования сорока европейских стран, в том числе и России, которая присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Однако, подготовка к участию России в Болонском процессе началась значительно раньше. Так, в 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошли Международные семинары "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы"; в этот же период на базе РУДН состоялись два Всероссийских совещания "Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании". В 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса.

В результате был разработан План мероприятий  по включению российской системы  высшего профессионального образования  в Болонский процесс на 2002-2010 г.г., основными разделами которого являются:

  • - принятие системы, основанной на двух основных циклах - постепенного и послестепенного (бакалавриат/магистратура);
  • - внедрение зачетных единиц по типу ECTS (European Credit Transfer System);

Тем самым, была подготовлена почва для принятия Болонской декларации. Основой которой являются шесть основных принципов формирования европейской системы высшего образования:

  • - введение двухуровневого высшего образования;
  • - введение системы кредитов (зачетных единиц);
  • - обеспечение качества образования;
  • - расширение мобильности студентов и преподавателей;
  • - содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому - Diploma Sapplement);
  • - формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

Эта Болонская  декларация служит началом энергичных действий, называемых "Болонским процессом", по строительству единого европейского образовательного пространства. Перечисленные же разделы Плана мероприятий охватывают основные направления развития Болонского процесса. Задача заключается лишь в том, чтобы активное участие в нем способствовало не только сохранению и дальнейшему развитию российской образовательной системы как важнейшей составляющей национального народнохозяйственного комплекса, но и как элемента мировой (не только европейской) системы образования.(2)

Наряду  с достижением определенных успехов  в своем развитии, отечественная  система высшего образования  столкнулась с рядом острых проблем, требующих скорейшего разрешения.

Одна  из проблем - финансирование высшей школы. В федеральном бюджете, в последние годы, рост расходов на образование ежегодно составлял более 50 %, что превышало рост расходов федерального бюджета в целом.

С вопросами  финансирования высшего образования  связана и иная проблема - плата  за обучение в вузах. Обучение в высшей школе в настоящее время осуществляется как на бюджетной, так и на платной  основе. При этом большинство студентов  обучается с полным возмещением  затрат за счет бюджетных средств.

Информация о работе Состояние системы высшего образования в современной России