Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическое и нравственное воспитание личности в учреждениях культуры.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Культурно-ориентированное   целевое   поведение  —  посещение  заранее выбранной культурной программы.

      - Культурно-ориентированное     поисковое     поведение     -     стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия.

      Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов  ориентации (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).

      Между тем, значительная часть населения  ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ).

      Важно, чтобы все эти возможности  были представлены в одном или ином регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в организации культурно-досуговой деятельности.

      Нельзя  не отметить, что некоторые развитые любительские объединения предоставляют  своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентации местных жителей.

      В зависимости от местных условий  возможно и объединение различных  типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы. Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой деятельности.

      Подводя   итог   в   рассмотрении   основных   функций   и   характеристик современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованное однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения.

 

       Заключение

     Подводя итоги этой работы, можно сделать  вывод о том, что "специфические  признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его  субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание". [1].

     Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной  личности в ее гуманистическом аспекте.

     Последнее предполагает:

     1.выработку  понимания жизненной важности морали;

     2.установку  на выработку нравственного самосознания (совесть);

     3.выработку  стимулов дальнейшего нравственного  развития;

     4.выработку  моральной стойкости, желание  и умения сопротивляться злу,  искушению и соблазну самооправдания  при нарушении моральных требований;

     5.милосердие  и любовь к людям.

     Средствами  нравственного воспитания являются:

     1.Моральное  убеждение как основное нравственно-психологическое  средство воздействия на личность.

     2.Моральное  принуждение как форма морального  осуждения.

     Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с  основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

      Изучение  совершенствования деятельности культурно-досуговых  центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложны период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение   интереса   у   населения   к   деятельности   досуговых   учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально - педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах.и ставились следующие задачи:

      При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественное) и бытового труд, а, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целен, которые ставит перед собой человек.

      Усвоение  культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия — вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

      От  умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной  программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:

      Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. С таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно — досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

 

      Список литературы

 
    
  1. Культура  досуга. - М.: Профиздат, 1987 - 184 с. 12.Мосалев Б.Г. Досуг. - М: Изд - во МГУК, 1995. - 85с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:Аспект пресс,1998. 
    -С.137-303.
  1. Бестужев - Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о 
    некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: 
    Политиздат, 1984
  1. Бочарова В.. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 
    1994-С.41 -86.
  2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - 
    Киев: Высшая школа, 1988 - 53 с.
  3. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ 
    культуры, 1983 — С.З -62.
  4. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. - М., 1997 - 
    №12, -С.4-6.
  5. Горбатова, И. А Создавать защитную среду / И А Горбатова // Встреча – М.,1996 - №3 – С.1-4
  1. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: 
    Профизат, 1980-С 5-27.
  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: 
    Аспект пресс, 1997. - С. 196 - 233.
  1. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. - М.: Лениздат, 1987 - 
    167с.
  1. Скрипунова Е,А., Морозов А.А. О предпочтениях городской модели учреждений культуры: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. - молодежи // Социс -М., №1 2002. - С. 105 - ПО.
  2. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М: Просвещение,
  1. Селиванов Б.В. Этика. Теоретический курс авторизованного изложения. Новосибирск. 1995.
  1. .Калинин Ю И. Клубный клубок // Встреча. - М., 1998 - №6,№7.
  2. Фатов А.В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. - 2005. - №16. - С. 62-66.
  3. Фатов А.В. Социально-педагогические основы воспитания гражданственности современной молодежи в учреждениях культурно-досугового типа // Объединенный научный журнал. - 2005. - №17. - С. 46-50.
  4. Фатов А.В. Контркультурные феномены в молодежной среде – свидетельство деградации или движущая сила культурно-исторического процесса // Педагогические науки. - 2005. - № 4. - С. 107-111.
  5. Фатов А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи // Образование: исследовано в мире. – М.: ГНУ им. К.Д. Ушинского: www.oim.ru., 2005 г.

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности