Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66
Пушкиниана (модель)
Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.
Участвуют: все желающие - школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.
На вечере можно читать:
Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.
Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два
раза в месяц.
Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.
Клубные выставки (модель)
Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две - как минимум! -выставки, независимо друг от друга. Пути организации:
Салоны в Клубе (модель)
Программа салона:
Знание
особенностей, функции и концепций
формирования центров досуга необходимо
для каждого социального
Подводя
итог в рассмотрении основных характеристик
культурных центров, нужно отметить
следующее: что их деятельность только
тогда привлечет к себе молодых
людей и вызовет у них
Каждый
современный культурно-
В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).
Но
все эти острые проблемы сегодняшнего
времени не могут быть решены по
отдельности. Их решение невозможно
без наличия целостной
Главными
свойствами культурно-досуговой среды
выступают эмоциональная
Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.
Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.
Это
все создает особое качество определенного
культурно-досугового пространства. Деятельное
освоение человеком различных культурно-
В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.
Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.
Предметно-
Без
людей, без человека, без деятельного
начала культурно-досуговая среда
представляет собой неживое предметно-
Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.
Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой - живая основа личности, ее образа жизни.
Создание
культурно-досуговой среды
Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.
соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б)
собственно эстетическая
оценка, взывающая
чувства радости, изумления;
образ культурно-досуговой
в) оценка
социальной значимости культурно-досугсвой
среды включает: осознание значимости
исторического культурного прошлого,
современности, память о
событиях и людях,
памятниках культуры, искусства,
чувства гордости, уважения и
самоуважения ощущение причастности к
культуре,
искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.