Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическое и нравственное воспитание личности в учреждениях культуры.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Пушкиниана (модель)

      Постоянный  поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован  под девизом к 200-летию со дня  рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

      Участвуют: все желающие - школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.

      На  вечере можно читать:

  • любые произведения до 5-20 минут по времени;
  • стихи А.С.Пушкина;
  • стихи о Пушкине;
  • стихи поэтов времен А.С.Пушкина;
  • стихи собственного сочинения...

      Победитель  получает: Диплом за участие и книгу  в подарок.

      Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два

      раза  в месяц.

      Вечера  по продолжительности не более 2-3 часов.

      Клубные выставки (модель)

      Постоянно действующий комитет по организации  выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное  оборудование, площади (стены, которые  ранее активно завешивались наглядной  агитацией) и организовывать в год  до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две - как минимум! -выставки, независимо друг от друга. Пути организации:

  • Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам сторонним     организациям,     Союзам,     предприятиям     различных     форм собственности.
  • Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан города   и    иногородних   представителей   с   учетом    взаимных   интересов, экономической и политической ситуации.
  • Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа     работы     клубного     объединения     по     интересам:     отчет     Клуба коллекционеров,    самодеятельных    художников,    да    и    любого    другого творческого коллектива.

      Салоны  в Клубе (модель)

  • Музыкальный салон;
  • Литературный закон;
  • «Мой край родной»;
  • Театральный салон;
  • Юридический салон;
  • «Из недр земли»;

      Программа салона:

  • встреча гостей;
  • знакомства и представления;
  • обозначение темы ведущим;
  • несколько взглядов на тему (выступление гостей);
  • о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
  • короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
  • выступают гости салона (песни, танцы, стихи...);
  • кофе, чай;
  • слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
  • внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
  • внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
  • уход гостей (прощание, проводы).

      Знание  особенностей, функции и концепций  формирования центров досуга необходимо для каждого социального работника, социального педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

      Подводя итог в рассмотрении основных характеристик  культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых  людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.

      Каждый  современный культурно-досуговый  центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения  и местом резонного проведения своего досуга.

      В современных культурных центрах  основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

      Но  все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а  в частности, культурно-досуговая  среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

      Главными  свойствами культурно-досуговой среды  выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее  душевные переживания. Благодаря этому  культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

      Таким образом, культурно-досуговая среда  представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и  деятельности. Культурно-досуговая  среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

      Во  многих случаях культурно-досуговая  среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

      Это все создает особое качество определенного  культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

      В определенном культурно-досуговом  окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

      Специфическими  признаками культурно-досуговой среды  являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая  среда наполняется содержанием  предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

      Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом  учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

      Без людей, без человека, без деятельного  начала культурно-досуговая среда  представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или  внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

      Следовательно, культурно-досуговая среда как  самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

      Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой - живая основа личности, ее образа жизни.

      Создание  культурно-досуговой среды учреждение культуры - это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

      Еще одним важным условием совершенствования  деятельности современных центров  досуга является знание специфических  особенностей восприятия культурно-досуговой  среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

      Гармоничность культурно-досуговой  среды, обусловливается

соблюдением основных критериев ее восприятия и  оценок:

     а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой  среде, способность ориентироваться  в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия,   уверенности,    одухотворенности,    комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

     б) собственно    эстетическая    оценка,    взывающая    чувства   радости, изумления;  образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к  культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;

      в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память   о   событиях   и   людях,   памятниках   культуры,   искусства, чувства гордости,  уважения  и  самоуважения ощущение причастности к культуре, 
искусству и истории;

      г) оценка    практических    удобств    и    психологического    комфорта,  микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности