Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическое и нравственное воспитание личности в учреждениях культуры.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

        Социально-культурные центры —  это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды».(21, с. 3)

      Культурные  центры создаются на основе добровольного  объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных  учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного   юридического   лица.   Цель   их   создания   -   интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

      Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

      Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального  труда организаторов в лице штатных  социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

      Отдельно  взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками  культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

      В работе с молодежью досуговые  центры открытого типа следуют принципам  соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода  и единства интересов личности и  коллектива.

      Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.

      Принципиальным  отличием современных культурных центров  от функционирующих ранее домов  и дворцов культуры (в связи  с перспективными тенденциями в  сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые  и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных   центров открытого типа  приоритеты  безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

      Отсюда  следует, что сущность культурного  центра «видится, прежде всего, как  сконцентрированная в пространственном отношении культурно-досуговая деятельность социальной общности, связанной единством  территории проживания».(22, с 98.) А так  же следует учесть, что пространственные границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может представляет собой и совокупность зданий, предназначенных для осуществления различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной территории. И тогда культурный центр окажется более привлекательным для людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест отдыха, наиболее часто используемые населением для встреч, общения, массовых гуляний и т.д. (например, какой-либо парк, улица города, набережная протекающей в городе реки и т.д.).

      Действительно, культурные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, местом, где каждый человек приобретает  навыки самоутверждения в творчестве самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале культурного центра — неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, что благотворно сказывается на укреплении его достоинства, высокий уровень культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для человека превращается в образ жизни в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

      В рамках социально-культурных центров  создаются все условия для  снятия определенного психологического напряжения раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающиеся качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

      Во  многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым и привычным  местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, пенсионеров и т.д.), а другие центры, наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

        Разнообразие реально существующих  в жизни и в проектах социально-культурных  центров и комплексов обусловлено  многими причинами. Их разновидность  является естественной реакцией  общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере.

      Большая часть государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых  центров обладают целым рядом  общих исходных функциональных особенностей. Они выявляются еще в процессе проектирования центров и занятости досуга.

      Дадим перечисление наиболее важных характеристик  центров досуга:

  • Центр   досуга   представляет   населению   широкий   выбор   «технологий досуговых занятий» или же создает для них подходящие условия и в этом смысле   не   имеет   место   заданного,   преопределенного,   узкого   профиля деятельности,  его функциональная модель подвижна во времени содержит некоторый комплекс досуговых занятий
  • Функциональная и организационная модель каждого конкретного центра досуга   формируется   (проектируется)   ситуативно,   в   зависимости   от   ряда факторов: состава существующих учреждений культуры и искусства на данной территории, профиля актуализированных досуговых инициатив населения и степени   их   практической   реализованности,   социально-демографической   и хозяйственной ситуации и т.п.
  • Центр досуга имеет принципиально иной, более высокий по сравнению с существующими учреждениями культуры и искусства уровень материально-технического обеспечения, он функционирует на базе современных технологий и новых видов техники,  проектируется с учетом последних достижений в области управления, социального и технического творчества
  • Деятельность центра досуга строится    на хозрасчетных началах. Силами подразделений любительских объединений    осуществляет самостоятельную производственную деятельность на основе платности. Центр должен стать конкурентоспособным относительно других видов и форм организации досуга (прежде всего домашних его форм).
  • Центр   ориентируется   на   массового   посетителя.   Вместе   с   тем   в   нем предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель постоянный клиент-член клуба (студии, кружка, секции) - член оргкомитета или совета директоров и т.п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой квалификации его посетителей.

      - Центр досуга, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

      Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

      Обзор концепций центра досуга убедительно  свидетельствует о том, что они  не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта. Центр  досуга, реально возникнув, будет  постоянно развиваться и обновлять  свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

      Практически все из представленных концепций  центра досуга должны пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

      При создании современных культурно  — досуговых центров важно  учитывать, чтобы такой центр  представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

      В основе концепции лежит модель рекреационной  и досуговой деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности.

      В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих  целей:

  • удовлетворение    потребностей    всех   социально-демографических   групп населения   вне   зависимости   от   уровня   их   подготовленности   к   активным досуговым занятиям;
  • предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;
  • обеспечение      поступательного      процесса     включения      населения в современную      сферу      досуга,      воспитания      культуры      рационального использования свободного времени;
  • активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

      Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие функции:

  • разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий    с    постоянным    обновлением    и    совершенствованием   своей технической базы:
  • переподготовка    специалистов    для    работы    с    новыми    техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;
  • прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.

      Прокатными  площадками могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы, подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе; апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

      Содержание  деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
  • подвижные  игры  и развлечения,  допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции  физической  и  психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  • логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
  • аттракционы,    развивающие    ловкость,    координированность   движений, внимание, реакцию;
  • досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

      Наряду   с  основными   функциональными   элементами   в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

  • информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
  • экспериментально-постановочное,     занимающееся     разработкой     новых досуговых    программ    и    определяющее    политику    его    долговременных мероприятий;
  • творческие   мастерские,   объединяющие   специалистов,   работающих   над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
  • производственно-техническое,      выполняющее      функцию      обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.
  • каждому   направлению  работы  центра досуга  соответствует  специально оборудованный   сектор,   включающий   ряд   помещений   оснащенных   самой современной аппаратурой.

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности