Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическое и нравственное воспитание личности в учреждениях культуры.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Разнообразие  программ и полнота содержания досуговой  деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое  оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

      Важной  отличительной особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность  предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям  мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

      Пространственное  решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности - первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

      Такой специалист должен будет освоить  практически:

  • культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;
  • все     современные     технические     средства,     используемые     как     для непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;
  • методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;
  • искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;
  • логику разработки и постановки новых досуговых программ;

- методику организации деятельности  творческих мастерских, формирования  постоянного актива посетителей центра досуга.

      Осуществление поиска нестандартных подходов и  решений, который связан с тем, что  досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов  и запросов молодежи и всего населения  в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

      Ярко  выраженная социальная открытость культурных центров находит отражение в  создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные  условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

      Зоны  любительства и мастерства, где каждому  жителю социума гарантируется выбор  досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

      Несмотря  на различия в содержании и подходах, разно профильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративыой функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья -дети», «семья - семья», «дети - дети», «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

      На  базе культурных центров функционируют  инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и  любительских объединений, фольклорных  коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

      Апробируется  множество  форм  социальной,  психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь  из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

      Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра «Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого  центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.

      Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом  Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

      Открыли новые направления в работе, стала  возможной организация службы социально-психологической  помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий  детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет — чувствовали себя в общем доме.

      Директор  этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) - программа - механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).

      Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».

      Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует человека, его жизненные  и гражданские идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

      «Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно  приходящие в клуб, вовлечены в  процесс воспитания, а оно и  есть погружение человека в культурное поле социума, в котором происходит "прививка" культуры труда, поведения, отношений».

      Одним из подразделений городского культурного  центра является центр социально-психологической  помощи подросткам «Перекресток», который  работает в плане социально-психологической  реабилитации «трудных» детей и  подростков уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на помощь.

      Идеологией  этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее.

      Основной  педагогический принцип — это  чуть-чуть полюбить ребенка - и откроется  его душа, и засветится в ней  искорки Веры, Надежды, Любви».

      Вся работа по социально-психологической  реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

  • «Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления 
    семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или 
    психологом  неблагополучных семей  с целью  обучения родителей и детей 
    правильным   взаимоотношениям.   Ведь   зачастую   проблема  ребенка  -  это, 
    прежде всего, проблема родителей.
  • «Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить  не  только  в условиях  природы,  но  и в городской среде,  как не поддаться панике, уметь сказать   «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе.

      -«Право   и   дети»   -   программа,   направленная   на  оказание  юридической помощи несовершеннолетним, их родителям.

      «Терапия      искусством»      -      программа      связана      с      обогащением эмоционального  мира ребенка,  приобщением к прекрасному.  Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных,   танцевальных   и   хоровых   коллективов   Культурного   центра «Смена» и сами участвуют в художественной самодеятельности.

      Если  сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр проповедует  педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

      Только  один пример - девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря  открытию с помощью центра подлинных  ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы.

      Этот  опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10 самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

      Этот  коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается каким-то "второстепенным" и не вписывается в столичную программу «Дети улицы».

      Опытом  работы Культурный центр «Смена»  поделилась на страницах журнала "Клуб" № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

      Этот  опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную направленность.

      Городской «Культурный центр» города Пскова делится  своим опытом в журнале «Встреча»  № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех культурно-досуговых учреждениях  следующие модели досуговых занятий:

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности