Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:
Основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
-
организация и обеспечение
-
разработка и распространение
новых технологий досуговой
-
апробация, отработка и
- сальной средой, приближенной к жилью;
-
выделение помещений для
-
культивирование
-
приспособление существующих
-
использование парковых зон,
-
создание специализированных
В заключение следует подчеркнуть, что:
Таким
образом, в наше время происходит
развитие положительных тенденций
по созданию культурно-досуговой среды,
адекватной современным социально-
При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентации людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.
Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.
Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.
А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.
Здесь
человек выступает свободным
от природной зависимости и
Социально-
Неформальное
досуговое общение является основным
способом
приобщения к культурной деятельности,
формированию личности, ее
социализации в разных сферах жизнедеятельности.
Это общение происходит
не в жестких ролевых однозначно очерченных
границах, а в процессе реально складывающихся
досуговых ситуаций. Такие клубные объединения
обладают более высокой по сравнению с
традиционными досуговыми самодеятельными
количествами (хореографическими, театральными
и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости.
Добровольный выбор видов деятельности,
эмоционально-насыщенные отношения, подвижные
границы между культурно-ознавательными,
культурно-творческими и рекреационными
элементами значительно ускоряют и облегчают
процесс адаптации индивида к любительским
видам досуговой деятельности. В качестве
характерных признаков таких клубов можно
назвать общий интерес к какому-либо виду
групповой свободной деятельности, общественную
направленность деятельности, слияние
интересов личностных , общность мотивов
совместной деятельности участников,
определяемой социально значимыми целями.
В
организационном плане к таким
объединениям тяготеют «салоны», гостиные,
клубы с фиксированным
Культурно-
Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».
Такой вид дссуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.
Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.
Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:
- Социально-