Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.
Цель исследования определила задачи курсовой работы, ими являются:
Исследовать сущность нравственного воспитания;
Проанализировать особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Сущность нравственного воспитания 7
1.1 Нравственное воспитание как система 7
1.2 Влияние мотивационной сферы на формирование личности 13
ГЛАВА II. Особенности психолого-педагогического и нравственного воспитания личности в учреждениях культуры 22
2.1 Социальные аспекты нравственного воспитания 22
2.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности личности в учреждениях культуры 29
Заключение 63
Библиографический список 66

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическое и нравственное воспитание личности в учреждениях культуры.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Культурно-досуговые  программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые  формы поведения как следствие  восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

      В наше время идет развитие положительных  тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

  1. Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
  2. Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
  3. Демократичность условий включения личности  в активную культурную деятельность.

      Основные  функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями  деятельности:

      - организация и обеспечение условий  для проведения культурного досуга  во всей его полноте и разнообразии  в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;

      - разработка и распространение  новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами  учреждений культуры, отдыха, спорта  для обеспечения эффективности,  качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

      - апробация, отработка и внедрение  новой техники, разрабатываемой  промышленностью для использования  в сфере досуга.

      - сальной средой, приближенной к  жилью;

      - выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;

      - культивирование развлекательных  видов программ (танцевальных, аттракционых, компьютерных и т.д.);

      - приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков,  досуговых сооружений, использование  дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;

      - использование парковых зон, прилегающих  к клубам территорий, непроезжих  улиц;

      - создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов,  филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

      В заключение следует подчеркнуть, что:

  • модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве   образного   представления   культурного   пространства   культурно-досуговых учреждений;
  • культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют собой: художественно-эстетический  объект, композиционную    структуру, объект образного решения, художественного творчества  специалиста  учреждения культуры;
  • принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых   учреждений   заключаются:    в   выявлении   духовного содержания,   сущности   проектируемой   культурно-досуговой   среды,   учете особенностей  учреждения  культуры,  его  функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.

      Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций  по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

      При создании современных досуговых  программ в культурно-досуговых  центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентации людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения    в    досуге,    разработанной    авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.

      Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

      Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.

      А игра как раз и характеризуется  развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

      Здесь человек выступает свободным  от природной зависимости и способным  самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те   же   самые   свойства.   В   то   же   время   игра   создает   ситуацию   быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

      Социально-ориентированное  поведение - досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому  человеку. Основная форма реализации этого интереса - неформальное общение, не зависящее от тех или иных "официальных" ролей в обществе (в первую очередь от производственных ролей, обязанностей), именно эта ориентация является основным клубным "ферментом", обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

      Неформальное  досуговое общение является основным способом 
приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее 
социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит 
не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-ознавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

      В организационном плане к таким  объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать.

      Культурно-ориентированное  поведение - доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков  в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.

      Демократизация  общественной жизни отразилась и  в усилении ориентации на самостоятельный  выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

      Такой вид дссуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

      Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна  и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

      Наиболее  типичное воплощение этой тенденции  представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического  воспитания.

      Кроме типов ориентации досугового поведения  с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

      Пересечение типов ориентации досугового поведения  с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки  зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

  • Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
  • Рекреационно-ориентированное    поисковое    поведение    -    посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
  • Социально-ориентированное    целевое   поведение   -   запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

      - Социально-ориентированное поисковое поведение - стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты.

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере культурно - досуговой деятельности