Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни детей и подростков с использованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить оптимальные условия работы педагога-организатора по формированию здорового образа жизни среди детей в летнее каникулярное время.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по исследуемой теме.
Охарактеризовать основные воспитательные системы детского оздоровительного лагеря.
Определить особенности и функции летнего детского оздоровительного лагеря.
Разработать для последующего внедрения программу пропаганды здорового образа жизни среди подростков.

Содержание

Введение ………………………………………………...………………..….….. 3
Глава 1.Основные вопросы теории и практики формирования здорового образа жизни детей школьного возраста. …………………………………..….. 8
1.1 Воспитательная система: характеристика основных
компонентов и этапов развития …………………….….….….…. 8
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое
явление …………………………………………………………...… 13
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового
образа жизни детей ……………………………………………....... 18
1.4 Деятельность социального педагога по формированию
здорового образа жизни ……………………………………….…. 29
Глава 2. Активизация работы по формированию здорового образа
жизни в условиях детского оздоровительного лагеря……………… …..….. 36
2.1. Детский оздоровительный лагерь и его функции ……………… 36
2.2 Разнообразие воспитательных систем детских
оздоровительных лагерей …………………………………..……. 40
2.3 Воспитание здорового образа жизни в детском
оздоровительном лагере ………………………………..………… 45
Заключение …………………………………………………………….……… 51
Список использованных источников …………………………...…………. 53

Работа содержит 1 файл

Текст диплома.doc

— 258.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни детей и подростков

с использованием возможностей детского оздоровительного лагеря 
 
 

 

 
 

Содержание 

Введение ………………………………………………...………………..….….. 3 

Глава 1.Основные вопросы теории и практики  формирования здорового образа жизни детей школьного возраста. …………………………………..….. 8 

      1.1 Воспитательная система: характеристика основных

            компонентов   и  этапов развития  …………………….….….….…. 8

    1.2 Здоровый  образ жизни как социально-педагогическое 

          явление …………………………………………………………...… 13 

    1.3 Условия, необходимые для формирования здорового

          образа жизни детей ……………………………………………....... 18

    1.4 Деятельность социального педагога по формированию

           здорового образа жизни ……………………………………….…. 29 

Глава 2. Активизация работы по формированию здорового образа

жизни в условиях детского оздоровительного лагеря………………  …..….. 36 

    2.1. Детский оздоровительный лагерь и его функции ……………… 36

      2.2  Разнообразие воспитательных систем детских

             оздоровительных лагерей …………………………………..……. 40

      2.3 Воспитание  здорового образа жизни в детском 

            оздоровительном лагере ………………………………..………… 45 

Заключение  …………………………………………………………….……… 51 

Список  использованных источников …………………………...…………. 53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях динамики современных экономических  и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитания в детских оздоровительных лагерях сегодня становится всё более актуальной.

        Подписав «Конвенцию о правах  ребенка», государство законодательно дало право ребёнку на образование и отдых детей в специальных учреждениях. Также государство взяло под свою опеку непривилегированные категории детей, которые получают защиту и помощь, предоставление возможности летнего отдыха.

        Детские оздоровительные лагеря  сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Также в этом положении изложены организационные  основы деятельности учреждения.

        Устройство и организация жизнедеятельности  в детских оздоровительных лагерях регламентируются положением «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».

        Для раскрытия этой темы необходимо  использовать потенциал таких  наук как философия, педагогика, психология. Философия, как высший уровень методологии является базой для осмысления концепций воспитательных систем, а также возникающих в детских лагерях педагогических проблем. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитию исследовательского мышления. Так же философия поможет определить мировоззренческие подходы к исследуемому вопросу.

        Общая педагогика рассматривает  основные закономерности воспитания, принципы организации воспитательного процесса. История педагогики, в свою очередь, даст возможность проследить развитие воспитательной системы, и выделить основные подходы к разработке проблемы воспитательной системы.

            Для раскрытия этой темы данные  психологии не менее важны.  Социальная психология изучает закономерности социального взаимодействия, поможет проанализировать факты и события. Возрастная психология изучает особенности возраста, что не менее важно для понимания данной проблемы. В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.  А здоровье населения республики – это высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

    Изучение  проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

    Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

    При этом должна быть преемственность  валеологической педагогики, начиная  с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

    Здоровье  подрастающего человека – это  проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

    Приобщая  их к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это  сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для  формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Необходимо  совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

    Противоречия  между традиционной официальной  системой проведения валеологического воспитания в виде бесед о здоровом образе жизни, спортивном мероприятии, недостаточная осведомленность родителей в  формировании здорового образа жизни детей побудили нас выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему дипломного исследования: «Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни детей и подростков с использованием возможностей детского оздоровительного лагеря».

    Объектом исследования является система воспитания детей и подростков школьного возраста в социально-педагогическом аспекте.

    Предметом исследования – деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни.

    Цель  исследования – определить оптимальные условия работы педагога-организатора по формированию здорового образа жизни среди детей в летнее каникулярное время.

    Нам предстоит решить следующие задачи исследования:

  1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по исследуемой теме.
  2. Охарактеризовать основные воспитательные системы детского оздоровительного лагеря.
  3. Определить особенности и функции летнего детского оздоровительного лагеря.
  4. Разработать для последующего внедрения программу пропаганды здорового образа жизни среди подростков.

    Гипотеза  исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей в летнем лагере будет эффективным при условии, если: 

    
  1. Учитывать возрастные особенности детей.
  2. Создать необходимые условия для формирования здорового образа жизни.
  3. Совершенствовать формы работы педагога-организатора по формированию здорового образа жизни, используя возможности летнего детского оздоровительного лагеря.

         Гипотически мы предполагаем, что:

  • Основными функциями детского оздоровительного лагеря являются: развивающее воспитание, оздоровление, отдых;
  • Воспитательная система детского оздоровительного лагеря предполагает наличие определенных этапов развития;
  • Структура воспитательной системы детского оздоровительного лагеря предполагает наличие: определенной цели и субъектов, обеспечивающих реализацию этой цели, системообразующей деятельности, управления, общения.

    Научная новизна исследования заключается в попытке установить, разработать в условиях детского оздоровительного лагеря эффективные способы укрепления здоровье детей и составить методические рекомендации для педагогов-организаторов, детей, подростков по формированию здорового образа жизни.

    Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списока используемой литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Основные вопросы теории и практики формирования здорового образа жизни детей школьного возраста.

    1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития.

    Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

    Это понятие в настоящее время  становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

    Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», « воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

    Учитывая это, рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции воспитательной системы, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.

    Прежде  всего, дадим определение такой  категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. Вот одно из них: воспитание- как целенаправленное управление процессом развития личности.Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение – вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни детей и подростков с использованием