Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:37, дипломная работа
Цель исследования – определить оптимальные условия работы педагога-организатора по формированию здорового образа жизни среди детей в летнее каникулярное время.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по исследуемой теме.
Охарактеризовать основные воспитательные системы детского оздоровительного лагеря.
Определить особенности и функции летнего детского оздоровительного лагеря.
Разработать для последующего внедрения программу пропаганды здорового образа жизни среди подростков.
Введение ………………………………………………...………………..….….. 3
Глава 1.Основные вопросы теории и практики формирования здорового образа жизни детей школьного возраста. …………………………………..….. 8
1.1 Воспитательная система: характеристика основных
компонентов и этапов развития …………………….….….….…. 8
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое
явление …………………………………………………………...… 13
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового
образа жизни детей ……………………………………………....... 18
1.4 Деятельность социального педагога по формированию
здорового образа жизни ……………………………………….…. 29
Глава 2. Активизация работы по формированию здорового образа
жизни в условиях детского оздоровительного лагеря……………… …..….. 36
2.1. Детский оздоровительный лагерь и его функции ……………… 36
2.2 Разнообразие воспитательных систем детских
оздоровительных лагерей …………………………………..……. 40
2.3 Воспитание здорового образа жизни в детском
оздоровительном лагере ………………………………..………… 45
Заключение …………………………………………………………….……… 51
Список использованных источников …………………………...…………. 53
Маршрутный лист
Название станций |
Время пребывания на станции | Оценка
1-10 б. |
Сплоченность коллектива
0-5 б. |
Дисциплина 0-5 б. | Штраф
0-10 б. |
Общий
балл |
Место |
«Силовая» | |||||||
«Песенная» | |||||||
«Здоровое дыхание» | |||||||
«Народный мотив» | |||||||
«Доверяю только тебе» | |||||||
Общий балл |
При организации эстафеты « Маршрут здоровья » могут быть использованы такие станции: «Силовая», «Песенная», «Здоровое дыхание», «Народный мотив», «Доверяю только тебе»,целый ряд станций, развивающих толерантные способности человека, спортивные станции и др. Маршрутный лист для каждой команды имеет только одно отличие- порядок прохождения станций.
Станции готовят сами ребята заранее. За 7-10 дней до соревнований определяется состав команд, и каждая команда получает задание:
-придумать ее оформление (табличка с названием, маркировка и т. д );
-продумать содержание соревнований (не более 8-10 минут);
-обозначить систему штрафов и определить максимальный балл;
-выбрать судей в количестве двух человек;
-подготовить снаряжение, необходимое для проведения соревнования;
-место
станции выбирается на
-во время соревнований выделить лучших участников команды для индивидуального поощрения. Ответственность за подготовку и проведение соревнования возлагается на орган самоуправления в отряде. Предлагаем возможные примеры заданий для каждой станции.
Станция «Силовая». На этой станции могут использоваться задания на ловкость, быстроту и силу. Например, каждый участник отжимается от поверхности земли столько раз,сколько может. Общий результат всех участников команды суммируется и заносится в маршрутный лист. Здесь же выявляется самый сильный член команды. Вариантами заданий для этой станции могут быть выполнения упражнений на ловкость, например, пробежать по поваленному дереву или бревну, привязанному между деревьями. Для подстраховки сверху можно привязать страховочную веревку, за которую участники держатся рукой. Или - сохранение равновесия на время. Каждый участник команды выбирает одну опорную,удобную для него ногу. Ступню второй ноги ставит но колено опорной ноги,а колено отводит в сторону. Руки разводит в стороны. Необходимо как можно дольше удержать равновесие. Старшеклассники выполняют задание с закрытыми глазами. Еще одним вариантом является «маятник» - веревка с перекладиной, привязанные к дереву. С их помощью нужно «пролететь» от одной точки до другой ( с пня на пень, через бревно и т. п.). Кроме обычных заданий, могут быть использованы задания с элементами игры. Например, «якорная цепь». Команда выстраивается по росту. Первый - самый высокий – левую руку просовывает между своих ног, второй берет его руку своей правой рукой, остальные продолжают цепь таким же образом. Команде необходимо пробежать по заданной траектории так, чтобы цепь не распалась. При оценке результата учитывается время и правильность выполнения задания.
Станция «Песенная». На этой станции всегда разучивается незнакомая для участников туристическая песня. Каждому участнику дается заранее отпечатанный текст слов песни; во время короткой репетиции они должны под руководством инструктора выучить слова и пропеть песню. Затем тексты песни забираются и команда представляет контрольное исполнение. Оцениваются знание слов песни, слаженность исполнения и артистизм участников. Конечно, инструктор на этой станции должен уметь хорошо играть на гитаре.
Если участники маршрута — творческие и имеющие музыкальную подготовку подростки, то на этой станции можно усложнить задание. Предложить несколько рифм, используя которые им нужно составить буриме на мотив популярной песни по определенной теме.
Станция «Народный мотив». На этой станции при составлении заданий используются элементы игр, танцев, быта, культуры любого народа. Важно, что бы задание напоминало территориальную принадлежность исполняемых элементов. Например: задание «Восточный мотив» — каждый участник кладет на голову мешочек с песком или солью и, раскинув руки в стороны, добегает до кегли и обратно. Поправлять мешочек или придерживать его на ходу не разрешается. Если участник не может удержать его на голове, то он должен остановиться поправить и только затем продолжить движение.
Станция «Здоровое дыхание». На этой станции могут быть использованы различные приемы проверки силы легких. Например, выдуть из блюдца воду, задуть огонь или как можно дольше на потоке воздуха продержать какой-либо предмет (листок, пушинку, перо и т.п.). Одним из таких заданий может быть задание «Воздушный шар» (реквизит — надувной шар): каждой команде дается по 2 - 3 воздушных шара. Сразу же надувается один, и каждый участник, двигая его вперед головой (варианты — рукой, ракеткой от бадминтона), обегает кеглю и возвращается обратно. Если шар лопается, то команда надувает второй и т.д. Побеждает та команда, которая была самой быстрой и сохранила большее число шаров.
Станция «Доверяю только тебе». Команде предлагается определить, кто будет главным героем на этой станции. Инструктор объясняет, что герой должен из команды выбрать 9 человек ребят, которым он доверяет больше всего, с кем он мог бы выполнить самое ответственное и опасное задание, чья уверенность и сила служат гарантом его безопасности. Выбранные участники встают в плотный круг, а в центре размещается герой. Он плотно закрывает глаза и скрещивает руки на груди. Медленно раскачиваясь, он наклоняется к одному человеку, который должен подхватить его и плавно передать другому, и так по кругу. При оценке задания учитывается, правильно ли набрал главный герой свою команду, все ли участники проявили бережное отношение к нему, смог ли он полностью довериться рукам и поддержке друзей. В эту игру дети проигрывают столько раз, сколько позволяет время, отведенное на прохождение этой станции.
Еще один вариант подобной игры. Главный герой выбирает из команды шесть человек, которые, сцепив руки замком, по два человека выстраиваются в одну линию. Герой поворачивается к ним спиной, закрывает глаза, прижимает руки к груди и падает. Доверенные лица должны принять и удержать его. Вариант выполнения задания — упасть с пня или с бревна.
Не
менее интересны станции, на которых
используются задания на развитие толерантности
у подростков. Такие задания достаточно
часто публикуются в методических пособиях
по организации внеклассной и досуговой
деятельности школьников. Каждый вожатый
может смело брать их за основу, привнося
элементы своего, в зависимости от реальной
ситуации и особенностей ребят.
Количество
и разнообразие станций
не ограничивается только теми, о которых
мы рассказали. Выбор станций для каждого
маршрута здоровья зависит от поставленных
целей, возраста детей, времени, отведенного
на подготовку, фантазии, изобретательности,
чувства юмора организаторов. Одним из
условий при определении количества и
набора станций является чередование
спортивных, обучающих, развлекательных
и развивающих заданий.
Заключение.
Таким образом, современные воспитательные
системы детских
Сеть детских оздоровительных лагерей находится на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
С видоизменением самих
Литература
1. Алехина,
Е.В. Организационно-
функционирования православного детского лагеря/ Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных
трудов.- Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В.
Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
3.Буданова, Г.С. Летняя страна детства/ Г.С. Буданова// народное образование. – 2001.- №3.- с. 26-34.
4. Лазарева, А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева,
З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников.- 1998.- №2.- с. 17-21.
5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
6. Новикова,
Л.И. «Воспитательное
7. Сысоева,
М.Е. Организация летнего
М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
8. Сысоева,
М.Е. Основы вожатского
9. Таран,
Ю.В. Социально-педагогическая
с.89-94.
10. Юзефавичус,
Т.А. Советы бывалого вожатого:
Учебно-практическое пособие
11. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
12. Лапшин
В.П.Основы дефектологии.М.:Просвещение,