Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:37, дипломная работа
Цель исследования – определить оптимальные условия работы педагога-организатора по формированию здорового образа жизни среди детей в летнее каникулярное время.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по исследуемой теме.
Охарактеризовать основные воспитательные системы детского оздоровительного лагеря.
Определить особенности и функции летнего детского оздоровительного лагеря.
Разработать для последующего внедрения программу пропаганды здорового образа жизни среди подростков.
Введение ………………………………………………...………………..….….. 3
Глава 1.Основные вопросы теории и практики формирования здорового образа жизни детей школьного возраста. …………………………………..….. 8
1.1 Воспитательная система: характеристика основных
компонентов и этапов развития …………………….….….….…. 8
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое
явление …………………………………………………………...… 13
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового
образа жизни детей ……………………………………………....... 18
1.4 Деятельность социального педагога по формированию
здорового образа жизни ……………………………………….…. 29
Глава 2. Активизация работы по формированию здорового образа
жизни в условиях детского оздоровительного лагеря……………… …..….. 36
2.1. Детский оздоровительный лагерь и его функции ……………… 36
2.2 Разнообразие воспитательных систем детских
оздоровительных лагерей …………………………………..……. 40
2.3 Воспитание здорового образа жизни в детском
оздоровительном лагере ………………………………..………… 45
Заключение …………………………………………………………….……… 51
Список использованных источников …………………………...…………. 53
Для
организации деятельности детских
оздоровительных лагерей
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.) .Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.
Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Таким
образом, детский оздоровительный
лагерь на сегодняшний день является учреждением,
которое не только осуществляет оздоровление
и отдых детей, но и выполняет образовательную
и воспитательную функцию.
2.2.
Разнообразие воспитательных
систем детских
оздоровительных
лагерей.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Скаутизм как добровольное движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с принципами и методами, изложенными в его программных документах. В них реализуются две концепции – человеческого достоинства и целостности окружающего мира.
Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему, направленную на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 – 8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами.
Основные принципы скаутизма – патриотизм, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.
Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.
Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь готов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др.
Пионерская организация как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление воспитательной системы) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.
В качестве цели создания пионерских лагерей рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.
К основным принципам деятельности были отнесены: коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности.
Содержание деятельности пионерской организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим.
Еще одной системой является
воспитательная система
Воспитательная система детского православного лагеря – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостную социально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Воспитательная цель детского православного лагеря является: содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
Церковноприходская жизнь детского православного лагеря самый важный компонент воспитательной системы. Целью в воспитательном процессе является приобщение детей к тому, что ребенок видит в Церкви: предметы церковного обихода, иконы, и пр.
Системность воспитательного
Мероприятия, проводимые в
Основные компоненты воспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг с другом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамики представляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единой воспитательной цели – содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
В основе всех рассмотренных воспитательных
систем лежат различные философские, психологические,
педагогические теории и идеи, но их объединяет
целостный взгляд на ребенка, стремление
помочь ему достичь гармонии с миром и
обществом, с самим собой, создать условия
для разностороннего развития его личности.
2.3.
Воспитание здорового
образа жизни в
детском оздоровительном
лагере.
Детский
оздоровительный лагерь представляет
замечательные возможности для
организации разнообразной
бесед, а принципиально на других воспитывающих началах. Дух коллективизма, преподнесения материала в интересной образной и, как правило, игровой форме делает содержание более доходчивым, убедительным, достоверным и мотивированным для применения.
Лучше всего это достигается не отдельными, пусть даже интересными мероприятиями, а продуманной системой мероприятий и дел, объединенных единой содержательной нитью.
В организации работы по воспитанию здорового образа жизни трудно переоценить роль физкультурно-спортивной и туристской работы. Различные походы, маршруты, эстафеты, конкурсы, спартакиады и т.д. дают гораздо больший педагогический эффект, чем многократное повторение призывов и лозунгов, типа: «не кури!», «пить – здоровью вредить», «пьянству – бой!», пр.
Представим одну из наиболее популярных игровых программ, показавших хорошую результативность при применении ее в ходе нашей педагогической практики в детском санатории «Приморский» в 2006 году.
ЭСТАФЕТА «МАРШРУТ ЗДОРОВЬЯ »
Это - замечательная возможность помочь ребятам освоить знания и умения, необходимые для совершения туристических походов, длительных прогулок, организации спортивных мероприятий, проведения семейного отдыха и т.п. Ведь туристические, экологические,валеологические умения- личностно и социально значимые упрощают организацию здорового отдыха.
Маршрут здоровья - командная эстафета, и принять в ней участие могут несколько одновозрастных или даже разновозрастных отрядов. Перед проведением эстафеты « Маршрут здоровья » разрабатываются специальные маршрутные листы, которые на старте раздаются каждой команде. Образец маршрутного листа: