Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи:
помогать детям налаживать взаимодействие
в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать
словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет,
выходит на остановках, соблюдает
правила поведения в |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
Построение ролевого диалога
диспетчер | Шофёр другой машины | Пассажир | |
Шофёр | Даёт указания
об отправлении машины. Объявляет маршрут. Контролирует |
Оказывает взаимопомощь. Берёт на буксир. |
Спрашивает
о том, на какой остановке выйти. Просит остановить машину |
Пассажир | Посылает контролёров | Пересаживает на другую машину. | Беседует о
поездке. Уступают место. Общаются. |
Бензозаправщик | Устанавливает
очередь. Оказывает помощь в заправке. |
||
Милиционер | Выполняет указания
работников милиции. Платит штраф |
Соблюдает правила
дорожного движения, поведения. Подчиняется указаниям |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Капитан | Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды |
Боцман | Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. |
Штурман | Следит за маршрутом плавания |
Радист | Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. |
Врач | Лечит заболевших во время плавания |
Пассажиры | Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте |
Кассир | Продаёт билеты, проверяет их |
Построение ролевого диалога
диспетчер | Капитан другого корабля | Пассажир | |
Капитан | Даёт указания
об отправлении корабля. Объявляет маршрут. Контролирует |
Приветствует. Оказывает помощь |
Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт |
Радист | Передаёт сводку
погоды. Передаёт радиограммы |
Отправляет сигнал или какое-то послание | Отправляет телеграмму домой |
Врач | Оказывает помощь членам команды другого корабля | Лечит заболевших | |
Пассажир | Отправляет
контролёров проверить |
Пересаживается на другой корабль | Беседуют. Гуляют по палубе, общаются |
Боцман | Даёт указания матросам помочь другому кораблю |
Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
1 Пилот | Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа |
2 пилот | Дублирует действия 1 пилота |
Штурман | Следит за навигационной обстановкой, работает с картой |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит. |
Бортмеханник | Обслуживает системы самолёта и двигателя |
Стюардесса | Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Влад К., Никита А.
Принес из дома человечка-подводника, показал его всем ребятам, объяснил, кто такой «дядька-подводник, у него есть акваланг». Его папа из «Макдоналдса» привез, из Минска. Дети посмотрели на человечка, потрогали, поинтересовались, что такое «Макдоналдс». Мальчик отошел на ковер, проговаривает, что это вода.
К нему подключается Никита А. – наблюдает за игрой,
Никита: Что подводник сейчас делает?
Влад: плавает (сделал пару кругов по ковру).
Потом пошли за кубиками,
Влад:
это будут камни, с них подводник
прыгает в воду (взял маленький
кубик: эта акула, она хочет съесть
подводника). «Акула» - Никита гоняется
за подводником. Влад изображает эту гонку-плавание,
акула догнала и укусила подводника. Подводник
выбрался на сушу, Пошел к девочкам - полечите
моего подводника. Девочки стали перевязывать
ему руку, когда Влад С, показал им акулу,
то Ульяна П. с недоверием посмотрела на
акулу, сказала, что таких не бывает, она
видела по телевизору.
Марина К..
Играет
в куклы, начала их кормить, дала указания
другой девочке сходить в магазин
и купить молоко для ее дочки, покормила
куклу, пошла умыла ее водой, раздевает,
объясняет, что пора спать, начала петь
«лю-ли, лю-ли», разговаривает с куклой:
«что не хочешь спать, давай включу маленький
свет, положу рядом зайчика, что хочешь
писять, посадила куклу на горшок – коробочку,
ложись – сказку расскажу». Рассказывает
сказку про колобка. Пришли еще девочки,
она им сказала, чтобы не шумели, и ее дочку
не трогали. Девочки начали готовить кушать,
одна режет салат, другая варит суп. Полина
подключается к хлопотам девочек.
Гена В.
В играх мальчика прослеживается развитая фантазия мальчика.
Собрал
зверей, посадил их в ряд, достал
фломастеры из ящика, сложил около каждого
из 4 фломастеров клетку. Взял мальчика
и бабушку из кукольного театра,
одел на руки. Бабушка водит внука
по зверинцу, остановилась около клетки,
рассказывает о зверях: вот медведь - он
может съесть тебя, Живет в лесу.
Однажды девочка потерялась, и медведь
ее съел. А бабушка и дедушка плакали. Вот
зайчик: он маленький и беленький, его
может съесть волк или лиса. А зайчики
такие хорошие, у моего дяди в деревне
в клетке живут (переходит на ситуацию
из личного опыта, а рассказывает от имени
бабушки). Идут дальше, через 4-5 мин.
мальчик складывает игрушки, идет к другим
детям. Гена рассказывает о своем зверинце.
Дети начинают игру в «зверей», один изображает
кота, другой собаку, девочка Ира И. – их
хозяйка, идет их покормить, жалеет, гладит
их.
Лиза Ж. Даша Е.
Играет в магазин с девочками. Маша Т. и Лиза Ж. – продавщицы. Лиза обращается к покупателям «мужчина или женщина». Продавщица спрашивает, что вам взвесить, объявляет, сколько стоит, говорит подошедшему мальчику, чтобы тот принес салфетки из туалета. Мальчик не захотел, пошла сам, принесла. Продавщица заворачивает в салфетку покупки. Дети подходят к Лизе и Маше покупать, они считают на счетах, взвешивают, рассчитываются деньгами-бумажками.
На прогулке нашла перышко, начала щекотать им ребят. Когда Влад К. отмахнулся от нее, серьезно объяснила, что это не она – это птичка. Птичка-перышко села на землю, начала клевать землю. Червячков ищет. Кто-то из детей достал печенье, Лиза попросила крошек для птички – у нее ведь детки маленькие (говорит с жалостью). Даша Е. подключилась к игре. Они договариваются, что Олино перышко – птичка мама, а Наташино – ее птенчик. Мама – птица кормит птенчика, полетели, поклевали зернышек, сели на веточку. После прогулки спрятали перышко в карманчики, придумали, что потом покажут перышко своим мамам, расскажут как они играли.
После
обеда раздевается ко сну, сняла
сандалики, одела сандалики на ручки,
ходит по полу, спрашивает один сандалик
у другого – ты какого цвета, когда
пойдешь гулять. Поставила сандалики в
разные позиции, потанцевали они, побегали.
Поставила обратно на место. Пошла довольная
в спальню с загадочным выражением лица.
После сна игру с сандаликами не вспомнила.
Вова М., Артем Н., Кирилл Д.
Принесли из дома машинки, рассмотрели каждую, возникло предложение поиграть в дорогу.
Вова М..: «Только чур – не толкаться».
Расставили машины на ковре, едут, так красный свет, ехать нельзя, зеленый свет – поехали. Одна машина поехала в сторону, другая - прямо
Артем: Мой водитель вышел из машины, пошел в магазин, положил кубик на машину – покупки, кубик упал, придерживает его рукой. Довез продукты домой. Оставил машинку, вернулся к грузовику, повез кубики – кирпичи на стройку. Кирпичи – кубики начали возить и остальные мальчики - построили общий гараж на три машины, машины заехали в гараж. Ночь, все пошли спать.
Принес из дома картинку с овощами и животными,
поставил зайца и слона, показывает им
картинки, рассказывает, что можно кушать,
угощает зверей. Показывает зверей, называет
их: котик, собачка, корова, мышка. Запутался,
где ворона, где сорока, подошел к воспитателю,
спросил, к Вове подсаживается Кирилл,
интересуется, где Вова взял картинки.
Мама вырезала из журнала. Берут зверей
и идут к уголку с книгами. Показывают
зверям книги. Вова М. вспомнил, про картинки,
видит, что дети другие смотрят, обиделся,
сказал, сто надо спрашивать разрешения.
Ульяна П.., Аня А., Маша Т..
Играют в «дочки-матери». Рассадили кукол в полукруг, рассказывают им истории, отрывки из сказок.
Ульяна рассказывает- «девочка чумазая, где ты руки так измазала», взяла куклу, пошла ее мыть, приговаривает «свинюшка, надо красиво кушать, тебя что ли не учили», помыла куклу. Принесла, показывает ее другим дочкам-куклам, отчитывает ее, потом предлагает сделать зарядку, сначала показывает сама упражнения, потом, двигает руками и ногами куклы.
Аня, Маша причесывают кукол, пошли «дети» в театр. Девочки обсуждают театр, говорят, что в театре красиво, о том, что есть в театре: занавеска, стульчики в ряд (рассаживает кукол), рыбки, где пальто вешают. Расставляют стульчики. Рассаживают кукол. «Как будто посмотрели спектакль», идут домой, кормят кукол, кладут их спать. Девочки начинают подводить итог своей игре, нахваливают друг друга,