Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

сожетно рол игра о труде взрослых.doc

— 319.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сюжетно-ролевая  игра «Библиотека»

       Задачи: развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли Ролевые действия
Заведующая Организует  и контролирует работу персонала; устраняет  конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и  встречи с читателями.
Библиотекарь Выписывает  формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые  книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями.
Читатели Берут и сдают  книги; расписываются в формулярах; участвуют 

в организованных для них встречах

       Построение  ролевого диалога

  Заведующая Библиотекарь Читатели
Заведующая   Рассказывает  о пожеланиях читателей. 
Совместно готовят выставки и встречи
Дают советы по работе библиотеки 
Принимают участие в выставках и встречах
Библиотекарь  Распределяет  и контролирует работу. 
Разрешает конфликты
Общаются. 
Готовят выставки и встречи. 
Заботятся о книжном фонде.
Расписываются в формулярах. 
Просят подобрать литературу. 
Благодарят за помощь.
Читатели Организует  выставки, встречи. 
Беседует о том, как им нравится обслуживание.
Выписывает  формуляр. 
Выдаёт книги, записывает в формуляр. 
Беседует о прочитанном. 
Помогает подобрать нужную литературу.
Общаются, беседуют о прочитанном. 
Участвуют в выставках, встречах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сюжетно-ролевая  игра «Школа»

       Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. 

Роли Ролевые действия
Учитель Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет  тетради, ставит оценки.
Ученики Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.
Директор Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет  расписание уроков; распределяет учеников по классам.
Охранник Охраняет школу  от хулиганов; следит за дисциплиной  на переменах; проверяет сменную обувь.
 

       Построение  ролевого диалога

  Ученик Родитель Учитель другого  класса
Учитель Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет  под диктовку; Слушает учителя Интересуется  успехами своего ребёнка; Провожает  в класс; Приходит на родительское собрание Дают советы; Беседуют о работе
Ученик Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт  на «буксир» Спрашивает  об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы Обращается  с просьбой; Делает замечания
Директор Выполняет поручения, полученные учителем Просит перевести  в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется  указаниям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сюжетно-ролевая  игра «Магазин»

       Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца 

Роли Ролевые действия
Заведующий  магазином Организует  работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями
Покупатели Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар
Продавец Выдаёт товар  по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям
Кассир Спрашивает  у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.
Шофёры Доставляют  определённое количество разнообразных  товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов
Рабочие Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам
 

       Построение  ролевого диалога

  Заведующий  магазином Покупатель Рабочий
Продавец Организует  работу; Контролирует правильность и  аккуратность работы Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество Приносит товар  со склада
Покупатели Беседуют с  покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать  и т.д.) Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила  поведения в общественном месте  
Рабочий Организует  работу; Контролирует    
Кассир Организует  и контролирует работу; Проверяет  отчётность Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и  сколько; Платит деньги; Получает чек  
Шофёр Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует.   Сгружает привезённый  товар; Общаются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сюжетно-ролевая  игра «Больница»

       Задачи: развивать интерес и уважение к профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. 

Роли Ролевые действия
Главный врач Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.
Врач-специалист Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает  лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.
Медсестра Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.
Санитарка Убирает медицинский  кабинет (моет пол, протирает пыль)
Регистратор Записывает  больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.
Пациент Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.
 

       Построение  ролевого диалога

  Главный врач Медсестра Пациент
Врач-специалист Организует  работу. 
Контролирует. 
Снабжает медикаментами и оборудованием
Выполняет указания, назначения врача. 
Помогает врачу.
Приходит на приём с жалобами. 
Просит назначить лечение. Благодарит.
Регистратор Организует  работу. 
Контролирует
Приносит мед. карты больных из регистратуры Записывается  на приём к врачу.
Шофёр Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. 
Контролирует.
Ездит помогать больным в домашних условиях  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сюжетно-ролевая  игра «Почта»

       Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей 

Роли Ролевые действия
Почтальон Берёт на почте  письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию  в почтовый ящик
Клиент Отправляет  посылки; покупает конверты, газеты и  открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.
Оператор Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы 
Шофёр Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.
Зав. почтой Контролирует  работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу
 

       Построение  ролевого диалога

  Заведующая Клиенты Оператор Шофёр
Почтальон Даёт указания о выполнении работы. 
Контролирует работу почтальона. 
Выдаёт зарплату.
Получает письма, газеты, журналы, открытки. 
Передаёт письма, открытки для отправки.
Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки Подвозит почтальона
Оператор Даёт указания о работе с клиентами. 
Контролирует работу. 
Выдаёт зарплату.
Отправляет  посылки, бандероли, письма. 
Покупает газеты, журналы, открытки. 
Отправляет денежные переводы
Помогает в  отправлении посылок, бандеролей Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию
Клиент Общаются. Занимает очередь. 
Общаются.
Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их. 
Принимает письма, денежные переводы
 
Шофёр Выдаёт зарплату. 
Даёт указания по перевозкам
  Отдаёт посылки  и бандероли для дальнейшей пересылки  

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста