Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Задачи: развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли | Ролевые действия |
Заведующая | Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями. |
Библиотекарь | Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями. |
Читатели | Берут и сдают
книги; расписываются в формулярах;
участвуют
в организованных для них встречах |
Построение ролевого диалога
Заведующая | Библиотекарь | Читатели | |
Заведующая | Рассказывает
о пожеланиях читателей. Совместно готовят выставки и встречи |
Дают советы
по работе библиотеки Принимают участие в выставках и встречах | |
Библиотекарь | Распределяет
и контролирует работу. Разрешает конфликты |
Общаются. Готовят выставки и встречи. Заботятся о книжном фонде. |
Расписываются
в формулярах. Просят подобрать литературу. Благодарят за помощь. |
Читатели | Организует
выставки, встречи. Беседует о том, как им нравится обслуживание. |
Выписывает
формуляр. Выдаёт книги, записывает в формуляр. Беседует о прочитанном. Помогает подобрать нужную литературу. |
Общаются, беседуют
о прочитанном. Участвуют в выставках, встречах. |
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Задачи:
Создать условия для практической реализации
интереса детей к школе, к деятельности
учителя, его взаимоотношениям с учениками.
Поддерживать у детей желание учиться,
быть старательными.
Роли | Ролевые действия |
Учитель | Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки. |
Ученики | Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку. |
Директор | Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам. |
Охранник | Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь. |
Построение ролевого диалога
Ученик | Родитель | Учитель другого класса | |
Учитель | Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя | Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание | Дают советы; Беседуют о работе |
Ученик | Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир» | Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы | Обращается с просьбой; Делает замечания |
Директор | Выполняет поручения, полученные учителем | Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются | Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям. |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Задачи:
помогать детям налаживать взаимодействие
в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать
интерес и уважение к профессии продавца
Роли | Ролевые действия |
Заведующий магазином | Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями |
Покупатели | Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар |
Продавец | Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям |
Кассир | Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу. |
Шофёры | Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов |
Рабочие | Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам |
Построение ролевого диалога
Заведующий магазином | Покупатель | Рабочий | |
Продавец | Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы | Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество | Приносит товар со склада |
Покупатели | Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.) | Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила поведения в общественном месте | |
Рабочий | Организует работу; Контролирует | ||
Кассир | Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность | Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек | |
Шофёр | Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует. | Сгружает привезённый товар; Общаются. |
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи:
развивать интерес и уважение к профессии
врача. Помогать детям налаживать взаимодействия
в совместной игре.
Роли | Ролевые действия |
Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач-специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
Регистратор | Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
Пациент | Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Построение ролевого диалога
Главный врач | Медсестра | Пациент | |
Врач-специалист | Организует
работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием |
Выполняет указания,
назначения врача. Помогает врачу. |
Приходит на
приём с жалобами. Просит назначить лечение. Благодарит. |
Регистратор | Организует
работу. Контролирует |
Приносит мед. карты больных из регистратуры | Записывается на приём к врачу. |
Шофёр | Даёт указания
о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. |
Ездит помогать больным в домашних условиях |
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи:
помогать детям налаживать взаимодействие
в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать
словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
Зав. почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
Построение ролевого диалога
Заведующая | Клиенты | Оператор | Шофёр | |
Почтальон | Даёт указания
о выполнении работы. Контролирует работу почтальона. Выдаёт зарплату. |
Получает письма,
газеты, журналы, открытки. Передаёт письма, открытки для отправки. |
Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки | Подвозит почтальона |
Оператор | Даёт указания
о работе с клиентами. Контролирует работу. Выдаёт зарплату. |
Отправляет
посылки, бандероли, письма. Покупает газеты, журналы, открытки. Отправляет денежные переводы |
Помогает в отправлении посылок, бандеролей | Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию |
Клиент | Общаются. | Занимает очередь. Общаются. |
Принимает посылки,
бандероли. Упаковывает их. Принимает письма, денежные переводы |
|
Шофёр | Выдаёт зарплату. Даёт указания по перевозкам |
Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки |