Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
3-ий этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет).
Действия
ребенка, оставаясь предметно
Так постепенно заражаются предпосылки 4-го этапа развития игры - сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно,
что игровая деятельность ребёнка
весьма многогранна, так же как разнообразны
и игры. При всём том, главенствующее значение
отводится сюжетно- ролевым играм. Именно
это вид игр воплощает в себе наиболее
значимые и существенные черты игры как
деятельности.
В ней ребенок воображает себя кем угодно
и чем угодно и действует в соответствии
с этим образом. Обязательное условие
для такой игры - яркое, запоминающееся
впечатление, которое вызвало у него
эмоциональный отклик. Ребенок вживается
в образ, чувствует его, становится им.
Образно-ролевая игра является источником
сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется
с середины дошкольного периода. Игровое
действие имеет символический характер.
Играя, ребенок под одним действием подразумевает
другое, под одним предметом - другой. Не
имея возможности обращаться с реальными
предметами, ребенок учится моделировать
ситуации с предметами-заместителями.
Игровые заместители предметов могут
иметь очень небольшое сходство с реальными
предметами. Ребенок может использовать
палочку в качестве подзорной трубы, а
затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Наступает 5-ый этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет) [19, c. 42].
Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в “дочки-матери” в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.
Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Выделим
структуру сюжетно-ролевой
Средствами игр являются:
1. Знания о людях, их действиях, отношениях, переживаниях, выраженных в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка.
2. Способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах.
3.
Нравственные оценки и чувства,
Результатом игры является более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношения к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей.
Сюжет игры – сфера деятельности, которые дети отражают в своих играх. Содержание – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Сюжет и содержание воплощаются в ролях: их выполнение и является главным моментом творческой игры. У каждой роли есть свои правила, которые взяты из окружающей жизни, заимствованы из отношений в мире взрослых.
Рассмотрим
структуру сюжетно-ролевой
В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека—только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка [14, c. 23].
В
сюжетно-ролевых играх
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным. Играя в магазин, дети подражают действиям продавца и покупателя, играя в поликлинику,— действиям врача и больного.
Большое место в развитии игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети полнее отражают те или иные явления, входят в роль, если представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки и т. п., а также картины, фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например, отделы магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются как бы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.) В качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.
Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.
Появлению роли в сознании и в действиях дошкольника было посвящено исследование Н.Я.Михайленко, Н. Коротковой, в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры; пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребенка к сюжетной игре и т.д. Хотя большинство детей 2—4 лет после этих воздействий совершали показанные действия, они не являлись еще ролевыми. Это выражалось, в частности, в том, что дети принимали предложения взрослого типа “покорми куклу”, “полечи мишку”, но не принимали предложений типа “поиграй в доктора” или “поиграй в воспитательницу”. Н.Я.Михайленко высказала предположение, что переход к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями: во-первых, с отнесением не одного, а ряда действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство); и во-вторых, с принятием роли персонажа, который задан в сюжете игры [17, с. 14].
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры [7, c. 214].
Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение их духовного мира.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог
оказывает воспитывающее
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекает к обсуждению игры, подчеркивает положительные взаимоотношения ее участников. Все это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Педагог должен проанализировать проведенную игру, оценить ее воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективистских начал [9, c. 28].
Сюжетно – ролевая игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. На это указывала А. П. Усова; по ее мнению, в игре формируется «общественность» — важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребенок увлечен своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребенка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может заставить его подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки [16, c. 80].
Итак,
детей объединяют в игре общая
цель, общие интересы и переживания,
совместные усилия при достижении цели,
творческие поиски. Формирование игрового
коллектива зависит от содержания игры,
богатства замысла, в свою очередь сам
факт образования коллектива оказывает
влияние на развитие игрового творчества.
Умение организовать игру, сговориться,
распределить роли необходимо для того,
чтобы получилась увлекательная игра.
Даже при достаточных знаниях об изображаемом
замысел не осуществляется, если у детей
не воспитаны моральные качества, необходимые
для коллективной творческой игры.