Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на её оснащение.
В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.) [16, c. 84]
В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Освоение знаний о труде взрослых происходит в сюжетно-ролевых играх. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам. Накопленные представления объединяются по разным направлениям:
1.
Обобщаются трудовые процессы
в определенный вид труда,
2.
Обобщаются представления о
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Роль
– это образец того, как надо
действовать. Исходя из этого образца,
ребенок оценивает поведение участников
игры, а затем и свое собственное.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых
Экспериментальной исследование проводилось на базе ГУО «Ясли сад № 55» г. Бреста.
Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:
В эксперименте приняли участие 15 детей, в возрасте 5-6 лет, воспитанников старшей группы «А» (6 мальчиков и 8 девочек).
Методы исследования: метод наблюдения, метод беседы, метод изучения и обобщения опыта, педагогический эксперимент.
На констатирующем этапе (ноябрь 2010) проводилось обследование группы детей с целью выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых. Также на этом этапе изучалась и анализировалась литература, подбиралась система игр, занятий, разработка ситуаций.
В результате наблюдения за процессом воспитания в старшей группе детского сада выяснилось, что воспитатель работает над формированием положительного отношения к труду взрослых у детей в процессе проведения занятий, прогулок, режимных моментах, игровой деятельности. Это отражено в перспективном плане работы воспитателя (см. таблицу 1 далее.) Данная работа направлена на формирование представлений о труде взрослых.
В
ходе наблюдения за играми детей, которые
возникали спонтанно стоит
Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных им взрослыми книг, просмотренных мультфильмов и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.
Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»). Например, Аня расставляет на ковре вокруг четырех маленьких коробок-столиков игрушки (кукол и зверей): это дети в детском саду. Большая кукла выступает в роли воспитателя: «Вова! Не болтай ногами! Лена, ты почему хлеб накрошила на пол? Подбери и больше не сори! — строго произносит Аня, «озвучивая» роль воспитателя.— А теперь все собрались и построились. Дежурные протирают столы. Сейчас все пойдем гулять на улицу».
При
наблюдении за игрой детей мы выяснили,
что разделение детей в играх
в экспериментальной группе чаще
всего происходит по половому принципу:
мальчики играли с мальчиками, девочки
с девочками. Совместные игры с участием,
как мальчиков, так и девочек бывают достаточно
редко.
Таблица
1. Перспективный
план по формированию
положительного отношения
к труду взрослых
в старшей группе
«А»
Дата | Средства, формы и методы |
Сентябрь | Работы по сбору
семян, участие в посадке кустарников
на участке
Экскурсия в кабинет врача д/и «Кому что нужно для работы?» |
Октябрь | Фольклорный праздник
«Багач»,
общесадовое мероприятие «Восеньскі кірмаш» наблюдение за работами по подготовке людей к зиме (уборка участков, оклейка окон) д/и «Выбираем работу» |
Ноябрь | Д/и «Кто растит
хлеб для всех людей?»
экскурсия на хлебопекарню Занятие «Совместный труд с дворником по уборке участка» |
Декабрь | Д/и «Что Маша
хочет делать?»
Наблюдение за уборкой участка детского сада Занятие «Обучение умению следить за своим внешним видом» |
Январь | Д/и «Подбери
посуду для куклы»
Экскурсия на кухню |
Февраль | Д/и «Зачем это
нужно делать?»
Организация фото-выставки «Мир профессий наших родителей» (при поддержке родителей) Занятие
«Коллективный хозяйственно- |
Март | Д/и «Что вырастили
люди?»
Пересадка цветов в группе Занятие «Совместный труд с воспитателем (замена воды в аквариуме)» |
«Апрель | Уборка территории
группового участка
д/и «Кому это нужно?» |
Май | Посещение выставки
народных умельцев
Инсценировка сказки «Легкі хлеб» |
Нами было проведено наблюдение и за трудовой деятельностью детей. С детьми провели беседу по выявлению представлений о труде взрослых по следующим вопросам:
1. Кто моет пол, вытирает пыль? Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
2. Кто убирает снег на участке? Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
3. Кто сшил красивую одежду для кукол?
4. Почему нельзя ничего бросать на пол?
5. Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
6.
Кем работают твои родители? Для
кого важна их работа?
Уровень сформированности представлений детей о труде и отношения дошкольников к труду:
Высокий - положительная оценка труда, сформированы необходимые навыки самообслуживания, активность в трудовой деятельности, большой (на данный возраст) объем знаний о труде взрослых.
Средний - в целом положительная оценка труда, необходимый объем знаний о труде взрослых, трудовая деятельность по указаниям воспитателя, взрослых.
Низкий
– объем знаний о труде взрослых
невелик, труд по принуждению, навыки по
самообслуживанию практически не сформированы.
Результаты
наблюдения за играми детей (распределение
ролей, проявление ролевого поведения,
игровые действия, использование
ролевой речи) и беседы о труде взрослых
мы занесли в таблицу 2.
Таблица
2. Уровень развития
представлений о
труде взрослых детей
экспериментальной
группы (констатирующий
этап)
Уровень | |||
Высокий | Средний | Низкий | |
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | + | |
|
+ | ||
|
+ | ||
Итого,
кол-во детей
% |
4
26,6% |
6
40,1% |
5
33,3% |