Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

сожетно рол игра о труде взрослых.doc

— 319.50 Кб (Скачать)
ify">       Представления, полученные детьми старшего возраста о труде взрослых через сюжетно-ролевые игры, создают предпосылки к развитию умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых, а главное формировать положительное отношение к труду.

       Стоит отметить, для того, чтобы у детей  сформировать положительное отношение  к труду необходимо соблюдение следующих  условий:

  • Конкретизировать знаний детей о разных профессиях, с которыми дети встречаются в повседневной жизни (почтальон, продавец, учитель, воспитатель, водитель и др.), о взаимосвязях и взаимозависимостях людей разных профессий,
  • Постоянно подчеркивать необходимость каждой профессии,  применяя различные формы и методы работы с детьми  (Например, стихи  С.Михалкова «мамы всякие нужны – мамы всякие важны»),
  • Формировать представления о специфике труда рабочих и крестьян, обращать внимание на тяжесть их физического труда,
  • Развивать трудовые умения и навыки,
  • Обогащать словарный запас названиями профессий, инструментов,  специальной одежды, действий через дидактические игры.

       У детей должны быть сформированы прочные  и осознанные знания, во-первых, об отдельных  трудовых процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности  наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.

       Также в педагогическом процессе по  мы попробовали различить  две тесно связанные ситуации:

       1) формирование игровых умений  в процессе совместной игры  воспитателя с детьми, где взрослый  является играющим партнером; 

      1. формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

       Одним из важных направлений, учитывая результаты констатирующего этапа стало развитие сотрудничества в играх детей. Принимая на себя роль в игре, ребенку необходимо уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. Более того, в игре с другими детьми ребенку надо уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

       Наше  наблюдение за принятием роли, распределением ролей и развитием игрового поведения  показало, что ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается  в том, что в ней ребёнок  имеет возможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и "отыграть" эмоциональное напряжение.

       Любые сильные впечатления, в том числе  и радостные, возбуждают маленького ребёнка. И для того чтобы это  возбуждение улеглось и малыш  успокоился, а впечатление превратилось в приятное воспоминание, часто бывает необходимо ещё раз - но уже в игре - пережить взволновавшее событие. Например, сходив первый раз в цирк, ребёнок может несколько последующих дней или даже недель играть в цирк, побывав у врача - делать прививки куклам и так далее. 

       Выводы  по практической части  исследования:

  1. Ролевое поведение, в ходе которого происходит развертывание социального содержания сюжетно-ролевой игры, является ее базовым компонентом. Недоразвитие ролевого поведения определяет низкий уровень развития игровой деятельности дошкольников.
  2. Целостность структуры ролевого поведения выражается в его непрерывности, связности игровых цепочек, кооперации партнеров, наличии в структуре игрового процесса выделенных коммуникативных эпизодов, погруженности в роль, игровом программировании, символизации и произвольности.
  3. Развитие представлений о труде взрослых у дошкольников взаимосвязано с развитием социальной и коммуникативной компетентности ребенка. Это может обеспечить существенную динамику в овладении детьми не только ролевым поведением, но и сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью, сформировать положительное отношение к труду.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. 

       Все эти важнейшие качества и способности  зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой  игре. Это такая игра, в которой  дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. 

       В такой игре наиболее интенсивно формируются  все психические качества и особенности  личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. 

       Игра  оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. 

       Огромное  значение игры для развития психики  и личности ребёнка даёт основание  считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей  

       Формирование  представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде людей, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с нарушенным интеллектом. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется. Добавляются  в первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека.

       Огромную  помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает сюжетно-ролевая игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли, переживают чувство симпатии к людям различных профессий.

       Наше  практическое исследование помогло  выделить предпосылки успешного  формирования представлений о труде  взрослых в процессе  сюжетно-ролевой  игры:

       - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет  эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

       - усложняется организация действий, приобретая характер цепочки,  отражающей логику жизненных  связей;

       - действия обобщаются и отделяются  от предмета;

       - ребенок начинает сравнивать  свои действия с действиями  взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

       - происходит эмансипация от взрослого,  при которой взрослый выступает  как образец действий, когда ребенок  стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

       Из  наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей, мы выяснили, что наша работа оказалась эффективной. Целостность структуры ролевого поведения выражается в его непрерывности, связности игровых цепочек, кооперации партнеров, наличии в структуре игрового процесса выделенных коммуникативных эпизодов, погруженности в роль, игровом программировании, символизации и произвольности.  Развитие ролевого поведения дошкольников развитие взаимосвязано с развитием социальной и коммуникативной компетентности ребенка. Это может обеспечить существенную динамику не только  в формировании представлений о труде взрослых, но и формирование положительного отношения к труду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Волошина,  Н. Играйте на здоровье/ Н. Волошина // Дошкольное воспитание. -  2002. -  № 8 – С. 46-47.
  2. Галигузова,  Л. Как научить ребенка играть?/ Л. Галигузова // Дошкольное воспитание. -  1993. -  № 4. – С. 17-19.
  3. Галигузова,  Л.Н., Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте/ Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова.  - М.: Лабиринт, 2008. – 86с.
  4. Гаспарова,  Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста/ Е.Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. - С. 45-50.
  5. Груздова, Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя/ Е.В.Груздова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5. – С. 10-13.
  6. Давидович, Е. Взаимодействие детей в разновозрастной группе/ Е.Давидович // Пралеска.  – 2007. - №2. – С. 24-26.
  7. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов  по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. – 314с.
  8. Заика,  Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей/ Е.В.Заика // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7. – С. 31-34.
  9. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей/ Е.В.Зворыгина – М.: Сфера, 2002. – 410с.
  10. Калинина,  Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р.Р.Калинина. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
  11. Клименкова, Т. Игра как азбука общения/ Т.Клименкова // Дошкольное воспитание.  - 2002. -  № 4. – С. 28-29.
  12. Козлова, С.А., Куликова,  Т.А. Дошкольная педагогика для студ.сред.пед.учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 340с.
  13. Корзун, А. В. Большие возможности маленьких игрушек/ А.В.Корзун. -  Мн., 2002. – 134с.
  14. Короткова, Н.,  Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры/ Н.Короткова, Н. Михайленко //Дошкольное воспитание. – 2002. -  №4. – С.23.
  15. Косенюк, Р.Р. Воспитание ребёнка в раннем детстве как педагогическая проблема/ Р.Р.Косенюк  // Пралеска. — 2005. — № 1. — С. 58—60.
  16. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада/  Д.В.Менджерицкая / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1982. – 165с.
  17. Михайленко, Н., Короткова, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре/ Н.Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 1993. - №3 – С. 15-16, № 4 – С. 12-15.
  18. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. — Мн.:  Аверсэв, 2007. — 320 с.
  19. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова,  Н. Я. Михайленко. – М.: Просвещение, 2000. – 390 с.
  20. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. — Мн.:  Аверсэв, 2007. — 304 с.
  21. Репина, Т., Гостюхина, О. Самостоятельные игровые объединения/ Т. Репина, О.Гостюхина //Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С. 43-46.
  22. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред.  М.А.Васильевой. – М.: Педагогика, 1986. – 210с.
  23. Смирнова,  Е.О. Детская психология/ Е.О.Смирнова.  - М.: ВЛАДОС, 2006. – 322с.
  24. Эльконин,  Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1978. – 341с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

       Сюжетно-ролевая  игра «Парикмахерская»

       Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

       Развивать у детей умение самостоятельно развивать  сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

       Способствовать  установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения  детей в коллективе. 

Роли Ролевые действия
Парикмахер Получает заказ  клиента; Делает прическу.
Маникюрша Получает заказ клиента; Делает маникюр.
Кассир Принимает плату  за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
Уборщица Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.
Клиент Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет  его.
Директор Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.
 

       Построение  ролевого диалога

  Директор парикмахерской Клиент Кассир
Парикмахер Организует  работу; Контролирует Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются  
Маникюрша Организует  работу; Контролирует Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются  
Кассир Организует  работу; Контролирует Расплачивается  за услугу; Получает сдачу; Общаются  
Уборщица Организует  работу; Контролирует    
Клиент Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание) Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения  в обществен. местах.  Общаются Принимает плату  за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста