Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
Стоит отметить, для того, чтобы у детей сформировать положительное отношение к труду необходимо соблюдение следующих условий:
У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания, во-первых, об отдельных трудовых процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.
Также в педагогическом процессе по мы попробовали различить две тесно связанные ситуации:
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнером;
Одним из важных направлений, учитывая результаты констатирующего этапа стало развитие сотрудничества в играх детей. Принимая на себя роль в игре, ребенку необходимо уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. Более того, в игре с другими детьми ребенку надо уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Наше наблюдение за принятием роли, распределением ролей и развитием игрового поведения показало, что ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеет возможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и "отыграть" эмоциональное напряжение.
Любые
сильные впечатления, в том числе
и радостные, возбуждают маленького
ребёнка. И для того чтобы это
возбуждение улеглось и малыш
успокоился, а впечатление превратилось
в приятное воспоминание, часто бывает
необходимо ещё раз - но уже в игре - пережить
взволновавшее событие. Например, сходив
первый раз в цирк, ребёнок может несколько
последующих дней или даже недель играть
в цирк, побывав у врача - делать прививки
куклам и так далее.
Выводы по практической части исследования:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде людей, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с нарушенным интеллектом. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется. Добавляются в первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека.
Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает сюжетно-ролевая игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли, переживают чувство симпатии к людям различных профессий.
Наше практическое исследование помогло выделить предпосылки успешного формирования представлений о труде взрослых в процессе сюжетно-ролевой игры:
-
ребенок вовлекает в игру
-
усложняется организация
-
действия обобщаются и
- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
-
происходит эмансипация от
Из
наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей,
мы выяснили, что наша работа оказалась
эффективной. Целостность структуры ролевого
поведения выражается в его непрерывности,
связности игровых цепочек, кооперации
партнеров, наличии в структуре игрового
процесса выделенных коммуникативных
эпизодов, погруженности в роль, игровом
программировании, символизации и произвольности.
Развитие ролевого поведения дошкольников
развитие взаимосвязано с развитием социальной
и коммуникативной компетентности ребенка.
Это может обеспечить существенную динамику
не только в формировании представлений
о труде взрослых, но и формирование положительного
отношения к труду.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.
Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.
Способствовать
установлению в игре ролевого взаимодействия
и усвоению ролевых взаимоотношений.
Формировать правильные взаимоотношения
детей в коллективе.
Роли | Ролевые действия |
Парикмахер | Получает заказ клиента; Делает прическу. |
Маникюрша | Получает заказ клиента; Делает маникюр. |
Кассир | Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге. |
Уборщица | Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты. |
Клиент | Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. |
Директор | Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами. |
Построение ролевого диалога
Директор парикмахерской | Клиент | Кассир | |
Парикмахер | Организует работу; Контролирует | Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются | |
Маникюрша | Организует работу; Контролирует | Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются | |
Кассир | Организует работу; Контролирует | Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются | |
Уборщица | Организует работу; Контролирует | ||
Клиент | Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание) | Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в обществен. местах. Общаются | Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал |