Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
На основании таблицы 2 мы составили диаграмму 1
Диаграмма
1.
Как
видно из таблицы 2 и диаграммы
1 большинство детей - 6 человек
(40,1%) имеют средний уровень развития
представлений о труде
Для детей с высоким уровнем развития ролевого поведения (Даша Е., Вова М., Влад К., Арина Н.) характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Игровые действия многообразны и логичны. Эти дети четко выделяют роль, до начала игры, определяют свое поведение в игре, направляют других играющих («я буду шофером, буду ездить на стройку и возить груз, а ты будешь строителем - будешь строить дом из конструктора…»). У детей сформированы необходимые навыки самообслуживания, активность в трудовой деятельности, большой (на данный возраст) объем знаний о труде взрослых.
Дети
со средним уровнем
Стоит
отметить, то факт, что пятеро испытуемых
детей (Вадим Р., Лиза Ж., Никита А.,
Ульяна П., Марина К.) находятся на низком
уровне развития ролевого поведения. В
играх зачастую отсутствует распределение
ролей. Роль определяется игровыми
действиями, но зачастую не называется.
Для этих детей характерно осуществление
условных действий с игрушками и предметами
заместителями, выстраивание их в простейшую
смысловую цепочку. Данные дети вступали
в кратковременное взаимодействие со
сверстниками. По характеру дети с уровнем
ниже среднего достаточно замкнутые, малообщительные.
Совместной игре ребята предпочитают
одиночную, т.е. игру с самим собой. Объем
знаний о труде взрослых у этих деток невелик,
труд по принуждению, навыки по самообслуживанию
практически не сформированы.
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру
После проведения констатирующего этапа эксперимента, мы обратились к использованию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников с целью формирования представлений о руде взрослых..
В процессе проведения формирующего эксперимента (ноябрь 2010—декабрь 2010) мы провели работу по развитию представлений о труде взрослых, обогащению сюжетной линии игр, формированию умения строить диалог, развитию ролевого поведения детей на основе игр «Парикмахерская», «Библиотека». Помогли педагогу составить карточки по развитию представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Школа», «Больница», «Почта», «Шоферы», «Путешествие», «Летчики», (см. приложение 1.).
На
примере сюжетно-ролевых игр «
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли | Ролевые действия |
Парикмахер | Получает заказ клиента; Делает прическу. |
Маникюрша | Получает заказ клиента; Делает маникюр. |
Кассир | Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге. |
Уборщица | Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты. |
Клиент | Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. |
Директор | Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами. |
Директор парикмахерской | Клиент | Кассир | |
Парикмахер | Организует работу; Контролирует | Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются | |
Маникюрша | Организует работу; Контролирует | Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются | |
Кассир | Организует работу; Контролирует | Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются | |
Уборщица | Организует работу; Контролирует | ||
Клиент | Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание) | Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения. Общаются | Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал |
Педагог, увидев около уголка «парикмахерская»: Девочки, вы будете играть в парикмахерскую?
Организовываются 3 детей
Аня: я буду парикмахером (раскладывает инструменты).
Марина берет за руку Лену Ж.: пошли, мы тебя постригем.
Лена: А что мне надо делать?
Педагог: а кем ты Лена будешь в игре?
Марина: Лену будем стричь. Аня главная, а я помогать.
Педагог: обращается к девочкам: тот, кого стригут и делают прически называют клиентом. (обращается к Лене) Ты клиент и что тебе надо сделать?
Лена: Сесть. (садится в кресло)
Педагог (к Марине): Кем ты Марина будешь? Разве двум человекам будет удобно делать прическу одному?
Марина: Я буду ученицей парикмахера. Аня – главная, а я учусь.
Дети играют. Игра заканчивается. Педагог обращает внимание, что клиент должен заплатить за услуги, поблагодарить.
Лена: а где ты будешь платить деньги?
Педагог обращает внимание, кого еще нет в парикмахерской (директора, кассира, уборщица, клиентов мало). Кто работает в парикмахерской.
Педагог: А что еще делает парикмахер? Парики. Зачем нужны парики? Как парикмахер разговаривает с клиентами? Как обращается?
Педагог: Какие еще специалисты работают в парикмахерской (маникюрша, директор).
Педагог предлагает, детям в следующий раз самим выбрать роли, обозначить, кто где сидит, кто принимает заказ, кто расплачивается, принимает плату. Кто принимает на работу работников парикмахерской, кто закупает материалы для парикмахерской.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Задачи:
Развивать представления о труде взрослых,
обогащать , развивать у детей умение самостоятельно
развивать сюжет игры; согласовывать тему;
распределять роли. Способствовать установлению
в игре ролевого взаимодействия и усвоению
ролевых взаимоотношений. Формировать
правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли | Ролевые действия |
Заведующая | Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями. |
Библиотекарь | Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями. |
Читатели | Берут и сдают
книги; расписываются в формулярах;
участвуют
в организованных для них встречах |
Заведующая | Библиотекарь | Читатели | |
Заведующая | Рассказывает
о пожеланиях читателей. Совместно готовят выставки и встречи |
Дают советы
по работе библиотеки Принимают участие в выставках и встречах | |
Библиотекарь | Распределяет
и контролирует работу. Разрешает конфликты |
Общаются. Готовят выставки и встречи. Заботятся о книжном фонде. |
Расписываются
в формулярах. Просят подобрать литературу. Благодарят за помощь. |
Читатели | Организует
выставки, встречи. Беседует о том, как им нравится обслуживание. |
Выписывает
формуляр. Выдаёт книги, записывает в формуляр. Беседует о прочитанном. Помогает подобрать нужную литературу. |
Общаются, беседуют
о прочитанном. Участвуют в выставках, встречах. |
Даша и Лиза играют в «библиотеку», одна идет за книжкой - читатель, другая библиотекарь.
Лиза: Дайте, пожалуйста, книгу про зверей.
Даша: Берите, пожалуйста.
Лиза кладет полученную книгу в сумку и идет к столу, берет куклу и показывает ей картинки, называет знакомые буквы, учит куклу читать. Подходят девочки, Лена предлагает им поиграть вместе.
Педагог: Как называется человек, который работает в библиотеке? Как обращается библиотекарь к читателю?
В совместной игре Даша диктует правила игры, объясняет, как ходить в библиотеку, какие книжки есть там. Педагог уточняет, какие формуляры заполняет библиотекарь. Педагог обращает внимание на штамп, в книгах. Педагог обращает внимание, что библиотекарь просит сохранять книгу, подклеивать, бережно обращаться и т.
Для развития ролевого поведения, обогащения игровых действий, бесконфликтного распределения ролей педагог предлагает следующие методы:
1.
Использование сюрпризных
2. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
3. Проведение экскурсии по теме игры (экскурсия в кабинет врача, в магазин, на кухню).
4. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, прачки и т. д.).
5. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.
6. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.
7. Совместная с детьми игра.
8.
Оказание детям помощи в
9.
Внесение новых атрибутов,
10. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
11. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.
12.
Составление детьми рассказов
на темы «Как мы играли»,
«Как можно играть еще
13. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
14. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
На
этапе формирования представлений
о труде взрослых опорой для педагога
становится многоперсонажный сюжет
как система взаимосвязанных
персонажей, который развертывается
через взаимодействие одного персонажа
с другими, через введение новых персонажей.
Далее на этапе формирования умений строить
новые сюжеты воспитатель в совместной
игре с детьми попытался развертывать
многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование
разнообразных событий.
2.3. Контрольный этап исследования
В декабре 2010 г. мы подвели итоги нашего исследования: