Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский
государственный
университет имени
А.С.Пушкина»
CЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ
ВЗРОСЛЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
БРЕСТ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА…................…....
1.1.
Специфика сюжетно-ролевой
1.2.
Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых
играх дошкольника...................
1.3.
Этапы развития ролевого
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2.
Формирование представлений о труде взрослых
через сюжетно-ролевую игру….........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
Д.Б.
Эльконин указывал, что игра - это
«воссоздание человеческой деятельности,
при котором из нее выделяется
ее социальная, собственно человеческая
суть - ее задачи и нормы отношений
между людьми» [12, с. 110]. Он высказал гипотезу,
что в истории человечества сюжетно-ролевая
игра возникает на определенной стадии
развития общества. Усложнение производства,
с одной стороны, делает невозможным участие
ребенка в реальной социальной производственной
деятельности, а с другой - требует от него
ориентировки в системе задач, ролей, правил
поведения во взрослом сообществе. Ролевая
игра, по мнению исследователя, является
особой символико-моделирующей деятельностью,
позволяющей осуществить эту ориентировку.
Период расцвета дошкольной игры связывают
с появлением роли, ролевого поведения.
Через роль мир социальных отношений проникает
в сознание ребенка и поднимает его на
более высокий уровень.
Ролевое поведение - это процесс отражения
социальной действительности и знакомство
с обобщенной действительностью в игре.
Таким образом, становление ролевого поведения
у детей достаточно актуальная тема в
дошкольной педагогике.
Вопрос о происхождении, источнике игры на протяжении уже многих лет вызывает живой интерес психологов и педагогов. Мотивы игры определяются, с одной стороны, тенденцией ребенка быть таким, как взрослый, действовать как взрослый, а с другой - внутренней логикой хода психического развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, Ф.И. Фрадкина, Д.Б.Эльконин и др.). Принятие роли и действие в воображаемой ситуации дают ребенку возможность своеобразной реализации того стремления, осуществить которое в действительности он еще не может. Таким образом, особенно подчеркивается значение социальных мотивов, реализующих стремление ребенка войти во взрослую жизнь.
Другая группа исследователей, принимая тезис о социальных мотивах игры, рассматривают проблему реализации мотивов в ходе игровой деятельности (Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина, Д.Б. Менджерицкая, А.А.Рояк, А.П. Усова и др.). Эти авторы считают, что мотивы игры формируются у ребенка под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний которые он получает из ряда источников: каждодневного жизненного опыта, специального педагогического ознакомления с явлениями окружающей действительности. Они связывают детскую игру с реализацией ребенком самых разных мотивов:
-
воссоздание эмоционально
-
действий эмоционально
-
действий старшего ребенка,
- общение со сверстником (по данным Н.Я. Михайленко, примерно 40% детей включается в ту или иную игру потому, что в нее играет близкий друг, с которым хочется быть вместе, а не потому что привлекает ее содержание);
-
придумывание, фантазирование, создание
в игре особой
Взгляды исследователей этого направления не противоречат, а лишь дополняют друг друга, создавая целостную картину сложностей и многообразия возникновения ролевой игры. Роль рассматривается как конституирующий момент игры, ее центральный и определяющий компонент, смысловой центр. В роли концентрируются социальные представления, образующие смысловую программу. Ролевое поведение можно рассматривать как процесс развертывания смысловой программы, содержания роли.
Представления о себе, об окружающих взрослых, сверстниках, социальных отношениях, лежащие в основе смысловых программ, формируются по линиям так называемых коммуникативных координат: вертикали (взрослый - ребенок) и горизонтали (ребенок - сверстник) взаимодействия. Формирование представлений о себе и о сверстнике является важным моментом в развитии ролевого поведения. Именно на этих представлениях строится собственная игровая программа ребенка и понимание программы партнера-сверстника. В отечественной психологии проблема образа себя и образа другого человека рассматривается с позиции концепции общения (М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая, Е.О. Смирнова, Р.Б.Стеркина и др.). Согласно этой концепции, в структуре образа, возникающего в результате общения, выделяют две основные части - когнитивную и аффективную (знания и отношения).
Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, развития представлений о труде взрослых.
Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я—космонавт”, “Я—мама”, “Я—доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Объект исследования – сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте.
Цель
исследования: изучить психолого-
Гипотеза исследования: координация и сопровождение сюжетно-ролевой игры со стороны педагога может обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых.
Задачи исследования:
Методы
исследования: анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы,
беседа, наблюдение, педагогическая диагностика.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНСОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры
В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов:
1-ый этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8 мес- 1,5 лет)
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.
2-ой этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной.