Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 13:02, курсовая работа
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Эта феноменальная деятельность на протяжении многих лет привлекала особое внимание исследователей. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в воображаемом пространстве? При этом они, разумеется, остаются детьми и прекрасно понимают условия своего «перевоплощения».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…................…..................................................................................…6
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры…..............……………………6
1.2. Развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольника..........................................................................................................11
1.3. Этапы развития ролевого поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………..........................15
1.4. Роль как средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры дошкольника……….…………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….......................22
2.1. Уровень развития представлений о труде взрослых……..............22
2.2. Формирование представлений о труде взрослых через сюжетно-ролевую игру…............................................................................………………..27
2.3. Контрольный этап исследования.....................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………37
Аня А.: «Так хорошо играли. Хорошая ты, Ульяна. Платье у тебя красивое»
Маша Т.: «Правда в театре было интересно. Красивые заколки ты приколола своей дочке. Завтра я принесу ленточки и расческу, мы опять будем причесывать кукол.»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Даша. Давайте играть в магазин. Чур, я продавщица. Ира, ты будешь покупатель, тебе нужны деньги.
Маша. Я тоже, девочки, буду играть с вами. Я возьму сумку, кошелек. Бумажки будут деньгами. Даша, давай возьмем еще Никиту. Он будет привозить в магазин продукты.
Никита (подходит к девочкам). Хорошо, я побежал за машиной.
Аня А. Мне тоже нужна сумочка. Я тоже буду покупать. Хорошо, Даша?
Никита («приехал» на машине). Что вам в магазин надо? (обращается к Даше)
Даша. Привезите в магазин новый хлеб.
Маша (поправляет). Надо говорить «свежий» хлеб.
Даша (с неудовольствием). Хорошо.
Маша (подходит к кассе). Здравствуйте, продайте пожалуйста мне баночку сока, йогурт и две булочки.
Даша (считает на кассе, по счетам). Пожалуйста, с вас восемь-десять рублей.
Маша (достает из кошелька, дает две бумажки). Нате.(отходит, выкладывает купленный товар на стульчик, бежит опять в магазин)
Даша (обращаясь к Ире). Что вам дать?
Аня. Сок.
Даша (подсказывая). Что ты Ира только сок, как и Соня. Смотри у нас много разного. Покупай еще что-нибудь.
Аня. Дайте еще тогда мороженого.
Никита
(поигрался немного сам
Маша. Дайте мне еще хлеба.
Даша выдает ей хлеб (2 кубика) и поясняет. Как будто это хлеб.
Маша Хорошо. (рассчитывается). А сдача? В магазине всегда дают сдачу, я видела, когда с мамой ходила.
Даша. Совсем забыла. Возьмите.
Аня. Дайте мне еще что-нибудь.
Даша (шепотом). Так не говорят, что-нибудь выбери. (Громко). Что вам дать?
Аня. (растерявшись). Дайте хлеба.
К игре подключается Марина. Я тоже буду играть. Можно?
Маша (обрадовалась). Тогда я тоже буду кассиром. Так бывает. Я видела в магазине.
Даша. Ладно. Становись рядом. Ты будешь взвешивать на весах.
Подбежал Никита, выгрузил девочкам кубики, каштаны, мячик. Девочки, продавайте, я привез вам тут всякого.(больше в игру не возвращался, остался играть с мальчиками на ковре)
Маша. Давай, Даша, мячик – это арбуз, а кубики – молоко.
Даша. А-а-а. Чего все ты тут говоришь. Не трогай кубики, не надо их вешать, я их так буду продавать.
Маша. Ну ладно молоко все равно не взвешивают.
Аня. Дайте мне молока.
Марина. Мне тоже молока. Оно не кислое у вас.
Даша (обиженно). Кубики это не молоко.
Маша. Нет, молоко. Мы так договорились.
Даша (уходит). Сами играйте, все придумали, а мне ничего не дают.(уходит)
Маша
(растерянно). Марина, давай ты пока
попродаешь, я как будто на обед.
(подходит к обиженной Даше, успокаивает
ее предлагает поиграть в другую игру).
Маша и Даша больше в игру не вернулись,
девочки Марина и Аня переключились на
другой вид деятельности.
Ознакомление с трудом взрослых
1. Кто моет пол, вытирает пыль? Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
2. Кто убирает снег на участке? Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
3. Кто сшил красивую одежду для кукол?
4. Почему нельзя ничего бросать на пол?
5. Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
6.
Кем работают твои родители? Для
кого важна их работа?